5. Подробное изложение текста-повествования
с использованием разных видов опор
Покажем на примере одного повествовательного текста, какие разные виды смысловых опор можно использовать при подготовке к изложению. Составление таких опор осуществляется на этапе анализа текста и позволяет комплексно провести анализ структуры текста, его языковых средств и орфографическую подготовку.
Однажды мы попробовали угостить ежей гречневой кашей. Кашу поставили в траву на плоском подносе, облив ее молоком. Появились первыми три ежа. Они попробовали каши.
И вдруг один еж исчез. Прошуршав в кустах, он удалился. Вскоре появились три молодых ежонка, но с ними пришли и два старых. Должно быть, теперь собралось все многочисленное семейство.
И вот ежи уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь. Это было прелюбопытное зрелище. Они сидели и пожирали кашу, чавкая, как люди, вздыхая и облизываясь. Дед и баба ели отдельно. Когда к ним приближался ежонок, они сердито фыркали на него и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами.
И вот, очистив поднос от каши начисто, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой.
1.Текст-повествование с элементами описания (в третьей части описывается процесс пожирания каши ежами). Стиль разговорно-художественный («прелюбопытное», «пожирали», «чавкая», «дружной толпой»).
2.Текст из 4 частей: выступление, завязка, развитие действия, заключение. Средства связей между частями «слова-мостики» однажды, и вдруг, и вот, текстовые синонимы: они, ее, семейство, дед и баба, толпой.
3.Языковые особенности заключаются в насыщенности текста глаголами, деепричастиями и деепричастными оборотами, наречиями. Много простых осложненных и сложных предложений.
4.Частотная орфограмма: проверяемая безударная гласная в корне слова (12 слов): угостить, появились, удалился, семейство, сидели...). Трудные в плане написания слова: попробовали, многочисленные, прелюбопытное, пожирали.
План-схема
Ежиный пир (повествование и описание)
Слова-мостики |
План |
Части повествования |
Опорные слова |
Однажды |
1.Гречневая каша — угощение для ежей |
Вступление |
Попробовали, на плоском подносе, три ежа |
|
2.Ежиное семейство решило попробовать кашу |
Основная часть |
исчез, удалился, собралось |
И вот |
3.Пожирание каши ежами (описание) |
не торопясь, прелюбопытное, ... чавкая, вздыхая и облизываясь, сердито фыркали |
|
И вот |
4.Довольное семейство удалилось |
Заключение |
очистив поднос, облизывали, толпой |
План-схема в отличие от классического логического плана включает слова-мостики между частями текста, соотнесение абзацев со структурными частями повествования и ключевые слова. В заголовках частей и ключевых словах обязательно подчеркивается орфограмма, что необходимо для предупреждения ошибок.
Данная модель фиксирует линейное расположение содержания текста: на «ниточках» пишутся заголовки частей (более краткие в отличие от плана-схемы), а каждая «бусина» делится на две неравные части: в меньшей пишется слово-мостик, в большей — ключевые слова. Подчеркивание орфограмм также необходимо.
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
|||||
|
Однажды мы ... |
попробовали, каша на подносе, три ежа |
|
И вдруг... |
удалился, три, ежонок и два старых, собралось |
|
И вот... |
начали свой пир, пожирали, чавкая, сердито, фыркали, уколоть
|
|
И вот, ... |
очистив поднос, облизывали, толпой |
|
|
|
|
|
|||||||||
Угощение |
Семейство |
Пожирание |
Сытые и |
|||||||||
для ежей |
довольные |
|||||||||||
в сборе |
каши |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вступление |
|
Основная часть |
|
Заключение |
|
Данная модель менее информативна: в ней перечисляется только ключевые действия в виде глагольных словосочетаний или нераспространенных предложений. Ее недостатком является отсутствие членения текста на части и слов-мостиков между ними.
попробовали угостить появились три ежа один удалился
каш
начали пир появилось все
семейство
пожирали кашу, сердито фыркали
чавкая и вздыхая
довольные, удалились