Сжатое изложение – это краткий пересказ на основе свертывания и обработки информации. Это преимущественно логическая работа, в процессе которой школьник должен выбрать основное, существенное содержание, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. При этом может происходить качественная перестройка текста за счет особых приемов сжатия: исключение подробностей, обобщение, переформулировка и др.
Необходим тщательный подбор текста для успешного сжатия. Описательный текст для этой цели не рекомендуется; рассуждение трудно сокращать за счет аргументов, доказательств (сокращать можно лишь некоторые примеры, а также «уплотнять» синтаксические конструкции). Лучше других поддаются компрессии повествовательные тексты: здесь можно сокращать некоторые подробности действия, разговоры других лиц, вставные пейзажные зарисовки. Изложение четкой сюжетной линии с внутренней связью и будет кратким пересказом.
Этапы работы над сжатым предложением:
1. Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста.
2. Чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.
3. Перечитывание текста детьми с целью составления плана.
4. Обучение сжатию и переформулированию содержания каждой части. Простраивание «мостиков» между частями.
5. Устный «черновой» пересказ.
6. Орфографическая подготовка.
7. Запись текста, самопроверка.
Тема: Сжатое изложение текста повествовательного характера.
Кот в сапогах
Корабль шел в открытом море. Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли кота, накормили его, назвали Тёмкой.
Все полюбили Тёмку. Она был ласковый, общительный. От него пахло домом, берегом. Каждая кошка напоминает семью, детство. Но вскоре заметили, что Тёмка боится ступить на палубу. Похудел он, есть стал плохо. Электрики объяснили, что на нежные подушечки кошачьхи лап действует электрический ток. Ведь железный пол палубы пронизан электрическим током.
Очень хотелось всем, начиная с командира, сберечь Тёмку. Не для того же спасли, чтобы погубить! И вот матрос Ожигов попросил у командира разрешение сшить коту сапоги. Сапожник снял с кота мерку, придумал фасон, выбрал мягкую красную кожу. Матросы и офицеры приходили смотреть на его работу. Все давали советы. Наконец кота обули. Сапоги были на шнурках с завязочками. Сначала Тёмка не хотел становиться на ноги, пытался сбросить сапоги. Да куда там… Вечером кота разували, утром обували. Привык он к сапогам. Смело бегал по палубе. Скоро у Тёмки появился аппетит, он прибавил в весе.
Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед, и тут раздался дикий рев. Это Тёмка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым.
(По Е. Пермяку)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Например, в рапорте дежурный должен кратко рассказать о целом дне школы или класса. Поэтому он говорит только о самом главном, о тех событиях дня, в которых отразилось самое существенное. Где еще используется краткий пересказ? (В телеграмме).
Иногда надо пересказать большую книгу, а времени мало, и тогда мы тоже обращаемся к сжатому пересказу. Умение сжато излагать – очень сложное, оно нам пригодится при составлении аннотации книги, конспекта, а в будущем – доклада по истории или литературе. Краткому пересказу надо учиться. Мы познакомимся с разными приемами «сжатия» высказывания. С этой целью мы будем писать сжатые изложения. Сегодня поработаем над «сжатием» рассказа «Кот в сапогах» Е. Пермяка.
Послушайте текст и попытайтесь ответить на вопросы, о чем в нем говорится (т.е. какова его тема) и что об этом говорится (какова основная мысль). Озаглавьте текст. Подумайте, где можно использовать сжатое изложение этого рассказа.
2. Беседа по тексту.
-Прочитайте еще раз текст, который мы назвали «Кот в сапогах». Определите тип речи. (Рассказ, т.е. повествование, в нем четыре части). Составим или вспомним его схему.
- Работаем над каждой частью в отдельности. Назовите первую часть, прочтите ее. (Это первый абзац. Основное содержание отражено в предложении: «Вдруг моряки увидели в волнах кота в корыте». В первой части пять предложений. Для выражения основной мысли этой части отберем вначале два: «Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте рыжий кот». (В этих предложениях указано место события, герои происшествия).
- Работаем над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана. Еще раз перечитайте первую часть и отразите ее содержание в одном предложении. (Дети предлагают свои варианты и аргументируют их).
- На мой взгляд, - говорит учитель, - наиболее удачен следующий вариант: «Вдруг моряки увидели в корыте кота и спасли его». Как можно выразить еще короче основную мысль? (Моряки спасли кота).
- Что дальше происходит с котом? Что мы узнаем из рассказа? (Кот не может ходить по палубе. На него действует электрический ток). Как можно озаглавить вторую часть? («Беда кота», «Кот в беде», «Кот не может ходить»).
- Каково содержание третьей части? Как одной фразой выразить основную мысль части? (Моряки спешат на помощь Тёмке). Как озаглавим? («Кота обули», «Кот в сапогах»). О чем говорится в четвертой части? (Как Темка требовал, чтобы его обули). Как ее озаглавим? (Темка требует сапоги).
- Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа:
План:
1. Кот на корабле.
2. Темка в беде.
3. Кота обули.
4. Темка требует сапоги.
При работе с каждой частью используются определенные способы сокращения, благодаря которым идет переработка (компрессия) текста:
План |
Способ сокращения |
Содержание частей текста |
1. Кот на корабле |
Исключение подробностей, переформулировка |
Однажды моряки спасли в море рыжего кота. Они назвали его Темкой. Он был ласковый, общительный, напоминал дом |
2. Темка в беде |
Исключение подробностей |
Но вскоре все заметили, что Темка боится ступать на палубу. Похудел, потерял аппетит. На него плохо действовал электрический ток. |
3. Кота обули |
Исключение подробностей |
Морякам хотелось спасти кота. И вот ему сшили сапоги из мягкой кожи. В них кот смело бегал по палубе. |
4. Темка требует сапоги |
Часть берется полностью |
Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед. И тут раздался дикий рев. Это Темка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым. |
При работе над кратким изложением можно использовать соответствующую памятку:
·Прочитай текст.
·Определи его тему и основную мысль.
·Выдели основные части текста с учетом его вида.
·Перечитай первую часть, подумай, что в ней самое главное, вырази это в заголовке. Выбери самое главное, используя подходящие способы (исключение подробностей, обобщение, использование «вместительных» слов)
·Такую же работу проделай с другими частями. Проверь, чтобы части текста были связаны между собой.
·Напиши сжатое изложение. Помни: в твоем тексте все должно быть понятно тому, кто не читал полный текст.