7.2. Краткое изложение с использованием

дифференциального алгоритма чтения

 

Возможен и другой путь обучения письменной компрессии текста: на основе дифференциального алгоритма чтения, направленного на извлечение из текста главной информации и исключения второстепенной. При таком подходе читатель выполняет три операции или три шага алгоритма: 1) вычленение ключевых слов в тексте; 2) конструирование с ними смысловых рядов; 3) формулирование доминанты как главной мысли текста. Приведем методическую разработку урока написания краткого изложения в 4-ом классе с использованием данного алгоритма.

 

Задачи: 1) учить вычленению ключевых слов и конструированию смысловых рядов, в том числе, с использованием приема  обобщения (объединения);

2) учить правильно оформлять предложения, в том числе с однородными членами, связывать их между собой.

Ход урока

1. Запись даты «Двадцать пятое сентября». Разминка: просклонять (устно) словосочетание «двадцать пять дней».

2. Постановка учебной задачи:

Учитель: Чтобы узнать, чем мы сегодня займемся, отгадайте слово, составив его из слогов: Е, ИЗ, НИ, ЛО, ЖЕ.

Дети: Изложение.

Учитель: Что такое изложение?

Дети: Это когда мы читаем текст, разбираем его, а потом записываем, как запомнили.

Учитель: Значит, изложение — это письменный пересказ. Сегодня мы будем учиться новому виду изложения. Для этого вспомним алгоритм компрессии текста. (Примечание. Предварительно был проведен урок  чтения по ознакомлению детей с данным алгоритмом).

Дети восстанавливают основные шаги алгоритма по опорной записи на доске:

 

компрессия (сжатие) текста

ключевые слова

смысловые ряды

доминанта

 

Учитель: Мы будем делать первые два шага алгоритма. Если это сжатие текста, как тогда можно назвать этот вид изложения?

Дети: Компрессное, сжатое, краткое.

Учитель: Такое изложение называют сжатым или кратким. Из текста, в котором 63 слова, мы сделаем текст примерно из 40 слов.

Дети: Будет меньше на 23 слова.

3.Чтение и анализ текста (текст из учебника В. Канакиной и В. Горецкого «Русский язык. 4 класс», упр. 13, с. 22).

 

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти. Громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собой воробышка.
Воробей жертвовал собой! Он героическим спасал свое детище! Собака остановилась и отступила.
 

Дети читают текст (про себя, затем вслух).

Учитель: Определите тему текста.

Дети: Как старый воробей пытался спасти своего детеныша.

Учитель: Как можно озаглавить текст?

Дети: Как воробей спас своего птенца. Героический поступок старого воробья. (Записывают любой).

Учитель: Определите вид текста.

Дети: Это текст-повествование, т.к. в нем много глаголов и рассказывается, повествуется о действиях.

Учитель: Согласна. Только говорить «повествование, потому что повествуется» - это «масло масляное». Как еще доказать, что это повествование?

Дети: К тексту можно сделать 3-4 картины, на одной он не поместится. Текст отвечает на вопрос «Как это случилось (произошло)?».

4.Работа по дифференциальному алгоритму (сжатие текста) с составлениме рабочей таблицы учителем на доске и детьми в тетрадях.

Ключевые слова

Смысловые ряды

с охоты,

собака,

стала красться

Я шел с охоты с собакой. Вдруг она стала красться.

воробышка,

выпал из гнезда,

не умел летать

Я увидел воробышка, который выпал из гнезда. Он не умел летать и не двигался

приближалась,

камнем упал,

пищал, дрожал от страха,

заслонял

Собака приближалась к птенцу. Вдруг перед ней камнем упал старый воробей. Он пищал и дрожал от страха, но заслонял собой птенца.

героически спасал,

отступила

Воробей героически спасал свое дитя! Собака отступила.

41 слово

Компрессия первой и второй части осуществлялся коллективно. При этом необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, возможно соединение ключевых слов из разных предложений в одно за счет обобщения (это показано фигурной скобкой) или конструирования сложного предложения, поэтому количество ключевых слов и смысловых рядов в первой и второй части не совпадает.

При ошибочном назывании детьми ключевого слова используется «контробраз». Например, дети называют в первом предложении ключевое слово «возвращался; учитель: возвращался (откуда?) с прогулки, с рыбалки, с похода и т.д. Из первого предложения второго абзаца дети выделяют слово «увидал» учитель: увидал (кого?) ворону, сороку, белку и т.д. Этот прием помогает детям переориентироваться на верное ключевое слово.

Обязательно думаем над средствами связи между предложениями. Для этого, во-первых, сохраняем «слова-мастики» (слово «вдруг», которое встречается дважды), во-вторых, заменяем повторяющиеся слова местоимениями или синонимами,. в-третьих, помогаем находить нужные союзы-мостики внутри предложения — например, ученик предложил: «Я увидал воробышка, как он выпал из гнезда». Другие не соглашаются:  «Он не видел, как». Учитель предлагал в качестве «мостика» союзное слово «который».

При записи слов и предложений подчеркивается орфограммы с устным попутным объяснением, фиксируются однородные члены предложения. Используется опережающее объяснение некоторых орфограмм (например: стала (что делать?) красться.

При работе с третьей и четвертой частью ключевые слова находятся коллективно, а смысловые ряды составляются в парах. Трудности возникают со вторым предложением, в котором пропускается «мостик», связывающий его с предыдущим (перед ней). В третьем предложении третьего абзаца дети просто перечисляют три глагола,не понимая, что лучше здесь использовать противительный союз, но: пищал..., дрожал,.., но заслонял. Иногда дети делают неоправданную замену (например, заменяют слово «воробей» на слово «папа»). При зачитывании смысловых рядов детьми учитель следит за соответствием ключевых слов и смысловых рядом, а также связностью текста.

5.Написание чистовика.

Прочитывается вся запись в правой колонке рабочей таблицы. Дети наглядно убеждаются, что у них получилось краткое изложение. Учитель предлагает считать эту запись черновиком. т.к. в ней возможны ошибки, и дома записать чистовой вариант (обычным способом, без таблицы). Этот вариант в дальнейшем и оцениваниется учителем.