8.2. Изложение текста-описания
с элементами заучивания
На птичьем рынке я купил клеста. Дома я поставил клетку на окно, чтобы клест мог поглядеть на улицу.
Это был клест-сосновик. Какой же он красивый! Перья кирпичного и клюквенного цвета. Клюв крестообразный. Верхняя часть клюва загнута вниз, а нижняя вверх. Лапы белые.
Клест гордо сидел на жердочке, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жердочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня.
Я придумал клесту хорошее имя — Капитан Клюквин. В имени был отмечен и командирский нрав, и крепкий клюв, и красивый цвет оперения.
(По Ю. Ковалю)
При анализе текста-описания удобно использовать составление схемы, в которой фиксируется разные признаки описываемого объекта. В данном случае это описание внешнего вида клеста с преобладанием прилагательных (2-ой абзац), описание его «командирского» поведения с преобладанием глаголов (3-ий абзац). Последний абзац содержит рассуждение, в котором объясняется имя клеста, данное ему с учетом внешнего вида и поведения. Кроме обозначения структурных компонентов описания схема включает опорные слова и заголовки частей.
Клест-сосновик
(описание)
внешний вид
кирпичный, клюквенный, крестообразный
Какой он красивый! |
предметная картинка
хорошее имя
отмечен нрав оперение
Капитан Клюквин. |
поведение
на жердочке, семечко, соскочил, разлетелось, деревянного
Командир на коне. |
Перед детьми ставится учебная задача — 2-ую часть текста восстановить дословно. Для этого можно использовать следующие приемы запоминания:
-текст с лакунами (пропусками)
При перечитывании второго абзаца дети выделают прямоугольником имена прилагательные. Затем им предъявляется на доске текст, где на месте прилагательных сделаны пропуски. Дети пробуют их восстановить:
Это был клест-сосновик. Какой же он !
Перья и цвета. Клюв .
часть клюва загнута вниз, а вверх.
Лапы .
-моделирование предложений с указанием первых слов:
Это был _________. Какой же _________!
Перья _________ и _________ цвета. Клюв _________. Верхняя _________, а
_________. Лапы _________.
-условно-графическая схема с обозначением первых букв.
Э . К ! П . Кл . В . Л .
Примечание: модель или схема даны на доске, дети по ним восстанавливают текст.
-орфографическое чтение (хором, друг другу в парах) с проговариванием пунктограмм.