8.2. Изложение текста-описания

с элементами заучивания

 

На птичьем рынке я купил клеста. Дома я поставил клетку на окно, чтобы клест мог поглядеть на улицу.

Это был клест-сосновик. Какой же он красивый! Перья кирпичного и клюквенного цвета. Клюв крестообразный. Верхняя часть клюва загнута вниз, а нижняя вверх. Лапы белые.

Клест гордо сидел на жердочке, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жердочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня.

Я придумал клесту хорошее имя — Капитан Клюквин. В имени был отмечен и командирский нрав, и крепкий клюв, и красивый цвет оперения.

(По Ю. Ковалю)

При анализе текста-описания удобно использовать составление схемы, в которой фиксируется разные признаки описываемого объекта. В данном случае это описание внешнего вида клеста с преобладанием прилагательных (2-ой абзац), описание его «командирского»  поведения с преобладанием глаголов (3-ий абзац). Последний абзац содержит рассуждение, в котором объясняется имя клеста, данное ему с учетом внешнего вида и поведения. Кроме обозначения структурных компонентов описания схема включает опорные слова и заголовки частей.

 

 

Клест-сосновик

(описание)

 

 

 

внешний вид

 

кирпичный,

клюквенный,

крестообразный

 

 

Какой он

красивый!

 

 

 

предметная

картинка

 

 

 

 

 

 

 

хорошее имя

 

 

отмечен

нрав

оперение

 

Капитан

Клюквин.

 

поведение

 

 

на жердочке,

семечко, соскочил, разлетелось, деревянного

 

 

 

                   Командир

на коне.

 

 

 

Перед детьми ставится учебная задача — 2-ую часть текста восстановить дословно. Для этого можно использовать следующие приемы запоминания:

-текст с лакунами (пропусками)

При перечитывании второго абзаца дети выделают прямоугольником имена прилагательные. Затем им предъявляется на доске текст, где на месте прилагательных сделаны пропуски. Дети пробуют их восстановить:

Это был клест-сосновик. Какой же он                 !

Перья                и                  цвета. Клюв                    .

                   часть клюва загнута вниз, а                   вверх.

Лапы                   .

 

-моделирование предложений с указанием первых слов:

Это был _________. Какой же _________!

Перья _________ и _________ цвета. Клюв _________. Верхняя _________, а

_________. Лапы _________.

 

-условно-графическая схема с обозначением первых букв.

 

Э             .       К             !       П             .       Кл            .      В              .      Л             .

 

Примечание: модель или схема даны на доске, дети по ним восстанавливают текст.

-орфографическое чтение (хором, друг другу в парах) с проговариванием пунктограмм.