ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Краткий обзор современных УМК по литературному чтению

1. УМК по литературному чтению (авторы Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.), учебник “Родная речь”
В учебники включены преимущественно высокохудожественные тексты известных русских и зарубежных авторов, произведения русского народного творчества. Литературное чтение выполняет: а) речевую функцию (формирование полноценного навыка чтения и развитие основных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма); б) эстетическую функцию (восприятие литературы как явления словесного искусства, развития творческого воображения, ассоциативного мышления, поэтического слуха, эстетического отношения к жизни); в) инструментальную функцию (развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, умение работать с разными типами текстов); г) познавательную функцию (формирование потребности в постоянном чтении книги, расширять детский кругозор через чтение разнообразных книг).
Программа и учебники строятся на основе двух ведущих принципов: 1) художественно-эстетический (в центре внимания эстетическая ценность художественного произведения, ценностные ориентации, волнующие автора, а не односторонний анализ, заключающийся в выявлении только сюжетно-информационной стороны текста); 2) литературоведческий принцип отражает специфику работы над художественным словом, охватывает все области литературы и литературные жанры, предполагает монографический подход в изучении произведений.
Кроме учебника “Родная речь”, УМК пополнится литературным задачником “Читаем сами, обсуждаем вместе” и книгами для семейного чтения.

6. УМК по чтению для системы Л.В. Занкова, автор В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова
Задачи уроков литературного чтения: воспитывать внутренний мир человека, воспринимающего литературу, воспитывать его в общегуманитарном направлении и непосредственно в художественном плане, эстетически. Развитие эстетического сознания означает формирование способности понимать образный строй произведения и словесно-понятийного аппарата, необходимого для выражения образного мировосприятия. Содержание курса включает формирование умений, связанных с процессами а) восприятия текста (умений осмысленного слушания и чтения); б) интерпретации художественных произведений (умений устного и письменного высказываний по поводу прочитанного, освоение разных жанров высказываний); в)собственного литературного творчества. При работе с текстом важно не только подвергнуть его разностороннему анализу, но и сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального и понятийного (интеллектуального) отношения детей к прочитанному.

3.“Чтение и начальное литературное образование” и книги для чтения из серии “Свободный ум” (авторы Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.)
Цель уроков чтения - формирование грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Книги для чтения (выходят с 1995 г.) построены по традиционному тематическому принципу группировки материала. В них введены т.н. “сквозные” персонажи- постоянно действующие герои, диалоги которых содержат теоретико-литературный материал, информацию о писателях и истории создания произведений; мотивируют переход от одного текста к другому; содержат вопросы и задания для детей. Учебник для 1 кл. “Капельки солнца” содержит произведения детских писателей, благодаря которым ребенок познает себя и мир вокруг. Книга “Маленькая дверь в большой мир” (2 кл.) включает произведения фольклора народов России и мира, читая которые, дети узнают, что мир велик, многообразен и в то же время един. В 3 классе (“В одном счастливом детстве”) ученики читают произведения детской и взрослой литературы разных жанров. В 4 классе (“В океане света”) дети получают представление об истории русской литературы (17-20 в.). Тексты здесь расположены в хронологической последовательности; много дополнительного материала (биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников). Такова внутренняя логика книг для чтения. Методика работы с текстом предполагает три этапа и соответствующие виды чтения: до чтения текста(просмотровое), во время чтения (ознакомительное и изучающее), после чтения (рефлексивное).
4. “Литература как предмет эстетического цикла” (авторы Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.) для системы РО Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.
Курс литературы для полного цикла обучения с 1 по 11-й классы, нацеленный на воспитание эстетически развитого читателя. Теоретическая основа курса - концепция М.М. Бахтина о сотворческих отношениях читателя и писателя. Предметом освоения в данном курсе служит отношение “автор-художественный текст-читатель”, методом - практическая литературная деятельность в позициях “автор”, “читатель”, “критик”, “теоретик”. В начальной школе важно открыть детям существование позиций, предоставить возможности практически действовать в них, оснастить средствами и способами работы в каждой позиции. Процесс обучения превращается в процесс решения читательских и авторских творческих задач при постоянной смене позиций. Работа в позиции “читатель” предполагает такие виды деятельности, как непосредственно-эмоциональное вслушивание, вычитывание (интерпретация, толкование) текста; в позиции “автор”: наблюдение над реальностью (всматривание, вслушивание), коллективные этюды, инсценировки эпического произведения, индивидуальные письменные работы, обсуждение сочинений. Для успешного продвижения в названных позициях ребенку нужна литературно-критическая оценка, а чтобы эта оценка была конструктивной, необходимы знания по теории литературы, которые дети “открывают” сами, выполняя под руководством учителя исследовательскую работу. Таким образом, эстетически развитый читатель - это тот, в ком “слиты” воедино все названные позиции. УМК состоит из методических пособий для учителя, учебника-хрестоматии и тетради к нему.
5.Литературное чтение (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), УМК «Начальная школа 21 века»
Основные образовательные линии курса: обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, система работы над навыком самостоятельного чтения, включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, расширение круга чтения (создание литературного пространства). Программа предполагает два этапа работы: на начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы и так называемое аналитическое чтения с использованием практических действий (подчеркивание, выделение, пометы), изобразительной деятельности, игровых приемов, уроков литературного слушания. На основном этапе (3-4 классы) используются художественно-эстетический, жанровый и авторский принципы и собственно литературное чтение. На данном этапе используется метод сравнительно-сопоставительного анализа произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах, произведений разных авторов на один сюжет, героев разных произведений. Применяется прием моделирования (при анализе сюжета, при характеристике героя и т.п.). Большое внимание уделяеися межпредметным связям с уроками музыки, изобразительного искусства, русского языка, технологии. Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой (в разделе «Читательские умения»).
6.Литературное чтение (Л.Ф. Климанова) УМК «Перспектива»
Курс литературного чтения включает два основных направления: формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; приобщение ребенка к чтению художественной литературы, имеющей огромный эстетический и нравственный потенциал. Основные разделы программы: круг детского чтения, тематика; коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения; опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений; основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В программе подробно прописана этапность формирования навыка чтения, создающего основу для всех коммуникативно-речевых умений (от громко-речевой формы до беглого чтения и овладения рациональными приемами чтения вслух и про себя). При анализе художественного текста организуется движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла с учетом трех уровней погружения в текст: уровня сюжета, уровня героя, уровня автора. Программа предполагает разные типы уроков литературного чтения: урок знакомства с художественным произведением, урок чтения и осмысления произведения (первичное восприятие, его проверка, мотивация анализа-перечитывания, анализ, обобщение результатов анализа); урок осмысления произведения (от этапа вторичного восприятия до всевозможных форм интерпретации); урок развития речи, библиографический (урок работы с детской книгой) обобщающий урок; урок контроля и оценки. Наличие отдельной творческой тетради для учащихся в данном УМК (авт. Т.Ю. Коти) подчеркивает важность организации литературно-творческой деятельности (составление мини-текстов, сочинение стихов, инсценирование в сочетании с придумыванием продолжения, написание отзыва по предлагаемому алгоритму, придумывание и разыгрывание диалогов и др.)
7. Литературное чтение (Н.А. Чуракова), УМК «Перспективная начальная школа»
Основная цель курса – сформировать инструментарий для анализа художественных произведений. Главные идеи курса: 1) сформировать представления о взаимосвязи мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы; 2) постепенно формировать базовое понятие курса – понятие художественного образа (художественные приемы в литературе, в изобразительном искусстве, понимание отличия правды жизни от художественной правды); 3) учить школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы; 4) помочь детям полюбить поэзию, научить наслаждаться поэтической формой.
В 1 классе формируется мотив и первоначальные умения осознанного чтения и короткого устного высказывания, представления о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, дети знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения». Во 2 классе продолжается смысловая работа с текстом: анализируются особенности сказки, считалки, скороговорки и др. фольклорных жанров, происходит знакомство с жанром рассказа, расширяются представления о средствах художественной выразительности прозы и поэзии, дети осознают особенностей литературы по сравнению с живописью. В 3 классе формируются представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе, расширяется круг чтения за счет фольклорных текстов разных народов и современной литературы, углубляются представления и рифме, ритме в поэтической речи. В 4 классе дети знакомятся с понятием «миф», с тем, как он связан с другими жанрами фольклора, с коренными отличиями народной и авторской литературы, продолжают знакомиться с шедеврами русской и зарубежной живописи, впервые встречаются с драмой, анализируют объемные произведения, выявляя авторскую точку зрения на изображаемые события, учатся сравнительному анализу двух текстов в заданном аспекте, написанию отзыва.



8. Литературное чтение (О.В. Кубасова) УМК «Гармония»
Цель курса – формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), который адекватно, полноценно и творчески воспринимает литературное произведение. Для реализации данной цели программа выделяет задачи мотивационного (формирование устойчивого интереса к чтению), технического (формирование полноценного навыка чтения, когда специальные упражнения на отработку всех качеств навыка включаются прямо в учебник) и содержательного характера (текстовые, речевые и литературно-творческие умения).
Большое внимание уделяется творческой интерпретации прочитанного в виде а) выразительного чтения с учетом владения детьми всеми интонационными средствами, разных видов драматизации (инсценирование, постановка живых картин), б) иллюстрирования (графического, словесного, музыкального); в) творческих пересказов (с продолжениями, с изменением лица рассказчика и др.).
Логика курса состоит в следующем. Во 2 классе делается акцент на наработку технической базы (становления навыка чтения), что отражено в структуре учебника, включающего разделы «Учимся читать» (читаем правильно, читаем бегло, читаем выразительно), «Учимся работать с текстом». В 3 классе происходит накопление литературных представлений по актуальной идейно- тематической проблематике с учетом жанровых особенностей и духовно-нравственного развития ребенка. Учебник включает преимущественно художественные тексты, составляющие золотой фонд детской литературы. В 4 классе акцентируется внимание на видо-жанровые особенности литературных произведений.

Приложения 2. Методические разработки уроков литературного чтения с использованием разных технологий


Урок литературного чтения с использованием групповой дискуссии «СНЕЖНЫЙ КОМ» (4 класс)
(разработан учителем МОУ СОШ №49 г. Томска Гуренковой Е. Г.)
Тема урока: Ю. Яковлев "Полосатая палка " (УМК «Гармония»)
Цели урока.
1) Учебные: развитие умений осмысливать идею произведения, прогнозировать продолжение рассказа; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою, видеть изменение героя;
2) Образовательные: развитие умения работать в сотрудничестве с другими (в паре, группе), используя преимущества диалогического общения; развитие литературно-творческих способностей; развитие коммуникативной культуры (умения письменно формулировать свое мнение и совместное решение).
Ход урока
1 этап. Первичное чтение текста вслух по смысловым абзацам
У.: С каким героем познакомил нас автор?
Дети поднимают руки для ответа, но учитель не спрашивает, предлагая обсудить это в форме дискуссии)
2 этап. Обсуждение прочитанного в режиме парной и групповой работы
(с помощью дискуссии "Снежный ком")
Проведение дискуссии данной формы включает следующие шаги:
1. Я (ученики самостоятельно записывают на отдельных листочках свои ответы на поставленный вопрос (2-3 варианта характеристик героя, по одной характеристике на отдельном листочке)
2.МЫ (работают в парах, представляют свои записи, обсуждают и выбирают наиболее интересные, которые будут представлять для обсуждения в группе – примерно 3-4 варианта)
3. ГРУППА (в четверках, объединивших две пары, дети обсуждают представленный материал, отбирают тот, который будет представлен всему классу (примерно 5-6 вариантов), оформляют демонстрационный лист, готовят представление своей работы)
4. Группы представляют свои наработки – обобщенные характеристики героя (например):
*мальчик злой, грубый, задира, не слушает и не уважает взрослых, обижает всех
*он забияка, невоспитанный, плохой, с таким никто не дружит, драчун, не знает правил жизни в обществе
*он не любит свою маму, его не наказывают, у Мишки свои законы, противный, вредина
У: Кто хотел бы иметь такого друга? (Никто). Попробуем разобраться, что же произошло с героем, почему он такой, изменится ли он после встречи с инвалидом?
3 этап. Анализ-перечитывание текста (продолжение чтения в режиме комментированного чтения)
Во время чтения делаются остановки, выслушиваются мнения о прочитанном.
У.: Что случилось с мальчиком? Почему полосатая палка стала для него обузой? (он решил от нее избавиться, задумался о слепом прохожем). Значит мальчуган не совсем злодей?
Дальше будем читать текст с карандашом, делая пометки, что происходит с Мишкой, что он чувствует, какие события происходят вокруг .
Пометки из текста: слова не оставляли его в покое, мысли тащили его на перекресток, палка стала обузой, он сам себе велел вернуться, стало противно на душе, он уговаривал себя не ходить, он волочил палку, похолодел, слабеют руки и ноги, решил охранять слепого, палка мешала ему жить
4 этап. Анализ изменения образа героя на основе прочитанного с помощью группового обсуждения.
У: Опираясь на выделенные нами ключевые слова, попробуем понять, каким стал Мишка?
Обсудим этот вопрос в группах. Варианты ваших ответов запишите на рабочих листах другого цвета, чтобы отличить их от ваших первых версий, связанных с характеристикой героя.
Учащиеся объединяются в группы (того же состава), предлагают свои версии, обсуждают, какие изменения могли произойти с Мишкой, пользуясь пометками из текста, стараются найти как можно больше вариантов, чтобы доказать, что с героем произошли изменения, он стал другим мальчиком)
Представление результатов работы групп:
**совершил хороший поступок, у него изменилось отношение к окружающим, помог слепому, значит, стал чуточку добрее
**победил в себе самого себя, смог взять себя в руки, он уже не такой забияка как был
**хотел найти слепого, значит, ему стало стыдно за свои поступки, он обязательно найдет того человека
**Мишка очень хотел помочь, только добрый будет бегать по улицам, а злой бросил бы палку и убежал, мальчик стал думать о других
Примечание: новые карточки-характеристики дети в каждой группе наклеивают поверх старых, чтобы наглядно было видно изменение героя в лучшую сторону.
У: Значит, Мишка стал совсем другим? Интересно, а теперь кто из вас хотел бы познакомиться с героем рассказа "Полосатая палка"? (руки подняли почти все дети).
У: Автор не закончил свое произведение, как вы думаете, почему?
Ответы детей: хотел заинтриговать читателя, чтобы мы подумали о том , чем закончится эта история, не хотел давать готового ответа, пусть каждый читатель сам придумает свою историю, и так интересно.
5 этап: подведение итога урока
У: Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?
Д: Давайте придумаем сами продолжение истории про Мишку и полосатую палку
Домашнее задание: придумать, чем могла закончиться эта удивительная история? Написать свой вариант.
.

ТЕКСТЫ ДЕТЕЙ (отрывки).
*Прошло несколько лет и уже повзрослевший Мишка встретил на улице того самого человека, который сам того не зная, изменил ему жизнь. Ведь он тогда всюду его искал и не нашел. Мысленно Мишка его похоронил и всегда когда переходил через дорогу, просил у него прощения.
*Целый вечер бегал Мишка по разным улицам и дворикам в поисках того самого слепого. Нашел он его во дворе своего дома, когда уже совсем потерял надежду. Он сидел на лавочке и плакал .Сил ходить не осталось .Мишка помог ему найти дорогу . С той поры Мишка стал помогать слепому во всем. Не прошло и недели, а Мишку совсем не узнать. ОН лучше учится, маме не грубит. Появился у него друг, который может многое рассказать, но не умеет бегать и прыгать .
*Мишка долго бегал по улицам, он не мог найти этого человека. Страх захватывал его все больше и больше .Мишка прибежал домой и стал звонить по всем больницам .Он уже совсем потерял надежду ,но вдруг он нашел его Человек ,попавший под машину ,находится в больнице .Мишка кинулся бежать в приемный покой больницы ,который рядом с домом .Но это не тот человек .Значит, со слепым может все в порядке. А вот и тот человек, он жив и здоров. Ура.

Урок литературного чтения с использованием технологии эмоционального погружения.
(разработан учителем МОУ СОШ №49 г. Томска Прудниковой О.И.)
Тема урока: стихотворение Ф. И.Тютчева «Зима недаром злится…» (3 класс)
Учебные задачи: познакомить с приемом олицетворения, научиться находить авторские слова, создающие художественный образ.
Образовательные задачи: развитие эмоциональной сферы, умений общаться (фронтально, в группе), литературно-творческих способностей

1. Погружение в тему раздела и урока.

Учитель: Сегодня мы с вами открываем новый большой раздел, но я не хочу называть сама тему этого раздела, попробуйте догадаться сами. Для этого я загадала слова и зашифровала их в синквейн. Вот они (на доске два синквейна)

1.
1.

2. долгая, холодная 2. звонкая, солнечная
3. скрипит, метёт, надоела 3. жить, смеяться, расцветать
4. Время её уже проходит 4. Так ждём её прихода!

Учитель: Итак, ваши варианты на первый синквейн.
Денис: Я думаю, что это зима.
У. открывает слово «зима», рядом с ним зимний пейзаж)
Учитель: А второй синквейн?
Настя: Мне кажется, это весна.
Окрывается слово весна, а рядом весенний пейзаж.
Учитель: Молодцы, вы верно расшифровали, есть ли у вас ко мне вопросы?
Таис: Почему в синквейн про весну попали слова «жить и смеяться?»
Учитель: Потому что с приходом весны происходит какое – то обновление и со мной, поэтому мне хочется жить и радоваться этому.
Карина: У Вас предложение «Так жди её прихода! Но ведь она уже пришла?
Учитель: Но зима ещё не сдаёт свои позиции, выгляните сейчас в окно, посмотрите, как метёт на улице. А так хочется, чтобы всё зазеленело и засверкало.
Семён: Ольга Ивановна, а почему «молодость и весна»?
Учитель: Весной обновляется природа, молодые листочки, трава, и я себя весной чувствую моложе.
Учитель: Как же будет называться наша тема?
Дети: «Весна идёт. Приход весны. Встреча весны».
Учитель: Правильно. «Весна идёт, весне дорогу!».
2. Подготовка к восприятию нового текста
Учитель: Ребята, а вот если бы можно было оживить эти времена года, превратить их в людей. Оживите Зиму и Весну и опишите их.
(Все версии детей фиксирую на доске)
Зима Весна

В белом, длинном платье, на голове корона. Вся белоголубая, когда идёт, за ней тянется шлейф снега, красавица. Молодая, зеленоватых оттенков, длинная коса, когда идёт, вокруг всё расцветает.
А сейчас мы узнаем, а как поэты используют такой приём. Я прочитаю вам стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»
3.Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем (наизусть), дети слушают.
Учитель: Что хотите сказать?
Мадина: Мы себе зиму представляли красивой девушкой, и автор называет её старухой, злой ведьмой.
Виктор: А наше описание весны совпало с описанием автора: она румяная, веселая, молодая.
Учитель: Попробуем понять, почему поэт именно так изобразил эти времена года. Сейчас вы сами прочитайте ещё раз это стихотворение с карандашом и пометите те слова, которые помогают увидеть Зиму и Весну так, словно они живые.
4. Вторичное восприятие текста детьми
После самостоятельного чтения дети называют все найденные слова, учитель фиксирует всё на доске (например, глаголы):
Зима Весна
злится гонит
хлопочет хохочет
ворчит шумит
взбесилась умылась
пустила, убегая
Учитель: Как Ф. Тютчев называет эти времена года?
Наташа: «Зима – ведьма злая, а Весна - прекрасное дитя».
Учитель: Почему?
Дети: зима всем надоела, она так долго была, что уже состарилась, но уходить никак не хочет. А весна молодая, красивая, знает, что все равно зима уйдет, и придет ее время.
Учитель: Ребята, это специальный приём в литературе, который часто используется, когда неживому приписывают признаки живого (человеческого). Такой приём называется олицетворение. Посмотрите на это слово. Почему именно так называли этот приём?.
Илья: В этом слове есть два слова: лицо и творение. Мы как бы творим лицо, то есть оживляем его.
Учитель: Ребята, а как нужно читать это стихотворение?
Дети: По-разному, где-то грозно, где-то весело: про Зиму грозно, угрожающе, про Весну весело, бодро. Ведь это её время ».
Ребята готовятся к выразительному чтению, затем читают вслух 2-3 человека.)
5.Творческое задание, групповая работа.
Учитель: То, что сделал Тютчев, часто используют писатели, художники, поэты, музыканты. В их произведениях оживают неживые предметы, явления природы. Вот и вы сейчас попробуйте сделать это, но в разных ролях. Это роли музыкантов, художников, сказочников и актёров, кому какая роль достанется по жребию.
Ребята вытаскивают листочки с ролями, объединяются в группы.
Учитель: Итак, слушайте задание: вам нужно за 5-7 минут оживить наши времена года, как это могли бы сделать актёры, музыканты, художники и сказочники. Затем даём вам возможность продемонстрировать всё, что у вас получается
После групповой работы происходит презентация результатов творческой деятельности.
I. группа: «Музыканты».
Ребята взяли основные звуки этих времён года, продемонстрировали их.
Зима:
- как шумит ветер?
- как трещит мороз?
- как воют зимой волки?
Весна:
- как звучит капель?
- как поют птицы?
- как смеются дети?
А теперь все вместе: вот как звучит весна.
II. Группа: «Художники».
Ребята нарисовали зиму и весну. Портреты били очень красивые, использовались краски, которые ребята проговаривали в начале урока, когда устно описывали эти времена года.
III. Группа: «Сочинители и актёры».
Ребята сочинили сказку и инсценировали её. «Зима ни как не хотела уходить, мела, кружила. Но вот пришла весна, а в руках у неё была волшебная зелёная веточка, махнув этой веточкой, всё вокруг стало таять, вот так и растаяла зима».
6.Подведение итогов урока
Учитель: «Итак, мы начали с вами большую тему «Весна идёт. Весне дорогу». Но посмотрите, Зима ещё не уходит, так давайте поможем Весне. Для этого сделаем следующий урок весенним. Как можно это сделать?
Дети: «Я выучу стихотворение Ф. Тютчева».
«Я напишу текст про Весну и оформлю его».
«Я нарисую весенние картины».
«Мы инсценируем стихотворение Ф. Тютчева».
Дети сами выбирают, какое домашнее задание приготовят к следующему уроку.

УРОК ЧТЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА (2 КЛАСС)
(разработан и проведен С.И. Поздеевой)
Тема «Как верблюд «вырос» из слона?»
Цели: организовать работу с научно-познавательным и учебным текстом с использованием элементов интегрального и дифференциального алгоритмов чтения, познакомить с этимологией слова «вербдюд).
Оборудование: иллюстрации, тексты, рабочие листы для индивидуальной работы.

Ход урока
1. Отгадайте слово (название животного) из данных букв:
Р, Е, Б, В, Ю, Л, Д (верблюд)
- что вы знаете об этом животном? (высказывания детей)

2. Работа с научно-познавательным текстом с использованием элементов интегрального алгоритма:
ВЕРБЛЮД
Верблюд давно помогает жителям южных краев как домашнее животное. На верблюдах ездили верхом, возили тюки с грузом, пахали.
Верблюд крепкий и выносливый. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка. Во время песчаных бурь верблюд может смыкать ноздри. Мозолистые подушки на ногах позволяют животному не проваливаться в песок. Шерсть служит великолепной защитой от чудовищной жары.
Последние дикие верблюды обитают в Монголии в пустыне Гоби.
2.1. Чтение текста детьми (про себя, вслух). Выяснение непонятного (например, значение слова «мозолистые»).
2.2. Постановка учебной задачи: будем учиться извлекать из текста полезную информацию.
2.3. Знакомство с алгоритмом. Коллективное и индивидуальное (последних двух) заполнение шагов на рабочих листах:
Тема: Верблюд.
Идея: Крепкий и выносливый корабль пустыни.
Факты: как транспорт, длинные ресницы, может смыкать ноздри, мозоленогие (примечание: этого слова нет в тексте, его вводит учитель), пустыня Гоби в Монголии.
Оценка:
- новый (1-10 б.)
- интересный(1-10 б.)
Практическая польза: для доклада, для расширения кругозора, для разговора в компании друзей.

3. Игра «Верите ли Вы, что…»
- если бы у верблюда не было мозолей на ногах, они не смогли бы ходить?
- что есть верблюды без горбов (2 вида, обитают в Южной Америке)
- верблюд может выпить до 10 ведер воды зараз
- за день верблюд проходит до 100 км.
- может почуять воду на расстоянии 60 км.
- что верблюд вырос из слона?
Последний вопрос вызывает бурю изумления у детей. Чтобы разобраться с этим, учитель предлагает проанализировать происхождение слова «верблюд»
4. Исследование происхождения слова:
- всмотритесь в слово;
- из каких частей оно состоит;
- ваши предположения о происхождении слова.
Работа в парах (группах). Версии детей по поводу происхождения слова «верблюд»:
- от слова «вера»: люди верили в верблюда как своего главного помощника в пустыне;
- от слова «верх» и «блюдо», на верблюде перевозили грузы, в том числе, и блюда;
- от слова «верба»: шерсть верблюда такая же мягкая, как почки у вербы.
Учитель благодарит детей за интересные (оригинальные) версии и предлагает ознакомиться с научной версией происхождения слова.
5. Знакомство с этимологией слова «верблюд» на основе учебного текста
Слово «верблюд» имеет очень сложную историю, потому что оно неоднократно переходило из языка в язык, и в результате потеряло связь со своим предком. Прадедушкой этого слова было греческое «ЭЛÉФАНТОС» (слон), затем это слово стало звучать как «УЛЬБÁНДУС». Древние славяне, заимствовав это слово, перестроили его на свой лад «ВЕЛЬБЛОД»: ВЕЛЬ – означало «большой, огромный», а БЛОД – «бродить, ходить». По смыслу получилось нечто вроде «большого ходка» - название, которое подходило как к слону, так и к верблюду. Так как с народами Средней Азии, где верблюды широко использовались в хозяйстве, славяне имели более тесные контакты, слово ВЕЛЬБЛУД, а затем ВЕРБЛЮД закрепилось как название этого интересного животного. Вот как из слона вырос верблюд.
- чтение текста учителем, дети следят по тексту;
- коллективное нахождение ключевых слов и построение цепочки (этимологической):
ЭЛÉФАНТОС (греч.) – слон

УЛЬБÁНДУС (герм.)

ВЕЛЬБЛОД (др.слав.)

большой ходок

ВЕЛЬБЛУД (Ср.Азия)

ВЕРБЛЮД
Делается вывод, что этимологически верблюд действительно «вырос» из слона.
6. Рефлексия: с какими текстами работали; в чем их сходства и различия; сравнить способы работы.