Тема 6. Методические основы работы над художественными произведениями разных родов, видов, жанров

Вопросы к теме

1.Методика чтения и анализа лирических стихотворений.
2.Методика работы над сказкой.
3.Методика работы над басней.

Ключевые слова темы
Лирика, ритм, динамика эмоций, умения в работе над сказкой, антитеза, аллегория, мораль

Вопрос 1.
В 20-е годы XIX века Гегель предположил разделить литературные произведения на 3 рода: эпические, драматические и лирические (от греч. lyrikas — произносимый под звуки лиры). В отличие от эпоса и драмы в лирических произведения центром изображения становится внутренний мир человека («переживания и страсти сердца и духа»). Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихотворную речь характеризуют следующие особенности:
1) ритм - упорядоченное чередование в стихотворной строке ударных и безударных слогов: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха» (В.В. Маяковский);
2) рифма — созвучие конечных слов стихотворной строки: «... заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (В.В. Маяковский);
3) повышенная эмоциональность.
Обычно лирику классифицируют по темам: любовная, гражданская, пейзажная. В начальных классах читается пейзажная лирика, которая представлена такими авторами, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Есенин, Никитин, Плещеев, Суриков, Бунин, Бальмонт, Маршак, Твардовский. Пейзаж — прекрасный материал для развития образного мышления, воссоздающего и творческого воображения, воспитания эстетических чувств, для совершенствования тех психических функций, которые участвуют в акте восприятия художественной литературы.
Отношение детей к пейзажной лирике, как правило, неоднозначное: есть дети, которые любят такие стихи, потому что они «красивые, спокойные, складные, их легко учить, приятно читать, они поднимают настроение», но есть дети, которые отмечают, что стихи о природе «грустные, скучные, унылые, сложные, в них нет смысла, их трудно учить».
Задачи работы над пейзажной лирикой:
1) развивать воображение детей (учить представлять картины природы, нарисованные автором);
2) учить детей определять эмоциональную тональность стиха, видеть динамику эмоций;
3) создать атмосферу для возникновения сопереживания, сочувствия, возможность истолковывать свои чувства (детям и учителю);
4) учить выразительно читать стихи, в том числе наизусть (выпускник начальной школы должен знать наизусть 10-15 стихотворений).
К сожалению, чтение пейзажной лирики часто организуется формально, в результате чего на уроке обсуждается не столько стихотворение, сколько природное явление, т. е. поэтический текст становится иллюстрацией к явлению природы, когда дети усваивают предметную сторону текста (информативный план).
Методические ошибки учителей:
1) неоптимально используются приемы, способствующие созданию эмоционального настроя у детей перед чтением;
2) установочные задания и вопросы перед первичным чтением не дают ребенку возможности насладиться музыкой стиха и держат читателя в напряжении;
3) лексико-семантическая работа изымается из процесса анализа текста и сводится лишь к толкованию значений слов; роль слова в создании образа и настроения не выясняется. Излишние словотолкования разрушают целостность художественного образа. В.Г. Белинский писал: «Пусть поэзия действует на детей как музыка — прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».
4) словесное рисование картин природы является спонтанным, педагогически не направляемым, в результате чего у детей не развивается подлинного образного представления. Л.К. Нефедова выделяется такие ошибки при словесном иллюстрировании:
- нерасчлененные свернутые представления (я представил зимнее утро; черемуху);
- перечисление предметно-вещественных компонентов пейзажа (я нарисую поле, небо и птиц);
- формальное оперирование авторской деталью (цитирование) («... как березки растрепали шелковые косы»; «... как голосисто заливается жаворонок в вышине»).
5) учитель не показывает детям приемов определения авторского настроения, не обогащает словарь школьников эмоционально-экспрессивной и оценочной лексикой.
6) несоблюдение учителем чувства меры. Невозможно объяснить все и сразу: каждому возрасту открывается своя глубина: пусть что-то останется нераскрытым. С. Маршак говорил, что к поэзии следует прикасаться «кончиками пальцев».
Процесс работы над лирическим стихотворением
1) Подготовка к чтению имеют целью:
- создание в классе эмоционального настроя, соответствующего тональности стиха.
Данная цель достигается следующими методическими приемами:
а) вступительный рассказ учителя о событиях, связанных с написанием стихотворения;
б) беседа, оживляющая жизненные впечатления детей:
- бывали ли вы...
- приходилось ли вам видеть (слышать, наблюдать…)
- что вы чувствуете (о чем думаете), когда ...
в) анализ произведений живописи;
г) прослушивание музыкальных отрывков;
д) экскурсии в природу.
Очень важен не только содержательный аспект вступительной беседы, но и средства эмоциональной выразительности, которые использует учитель: интонация, жесты, мимика, манера поведения, нацеливающая на задушевное обращение с художественным произведением. Кроме того, учитель может включить в свой вступительный рассказ трудные слова и выражения, прибегая к их попутному краткому комментированию.
2) Первичное чтение учителем наизусть, у детей книги закрыты.
Можно осуществить первичное чтение на фоне музыки, предложив детям закрыть глаза.
Е. и Р. Бунеевы считают, что учителю не следует сразу читать стихотворение самому и тем самым навязывать детям свое понимание, свою интонацию. Дети читают про себя, потом вслух, затем идет обсуждение. Только в конце урока текст может прочитать учитель («Дети, хотите послушать, как я понимаю (чувствую) это стихотворение?»).
3) Обмен впечатлениями:
- что вы почувствовали, когда слушали?
- что представилось...?
- что чувствовал поэт, в каком настроении он пребывал, о чем думал, мечтал?
- какая музыка слышалась?
- какие строчки запомнились?
4) Анализ-перечитывание:
Цель анализа — проникновение в чувства автора, выяснение того, чем они вызваны и с помощью каких изобразительных средств показаны. Анализ-перечитывание включает в себя два взаимосвязанных блока методических приемов.
1 блок приемов нацелен на формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором.
Установка: как можно ярче и точнее представить то, что описывает автор.
Приемы: - перечитывание по картинам;
- словарно-семантическая работа (находим в тексте «краски-слова»);
- выделение изобразительных средств языка, их осознание;
- стилистический эксперимент (подбор нейтрального синонима, прием устранения; замена звучных слов менее звучными).
Как видно, в данном блоке преобладают приемы стилистического анализа текста, помогающие раскрыть роль слова в создании поэтического образа природы. Учителю важно обратить внимание на красоту, точность, оправданность и неповторимость авторского слова.
2 блок приемов способствует проникновению в эмоциональную тональность пейзажа.
Установка: выяснить, какое настроение вызывает у поэта эта картина (ы), меняется ли оно на протяжении текста («динамика эмоций»).
Это трудно для детей, потому что чаще всего их ответы строятся лишь на догадке: у детей маленький эмоциональный и эстетический опыт, запас соответствующей лексики ограничен; ребенок чувствует, но затрудняется в выборе точного слова.
Приемы: - анализ эмоционально-экспрессивной лексики («слова-настроения»)
- словарь настроений (карта настроений);
- акцентное вычитывание, когда ребенок сосредотачивается на вычитывании переживаний, мыслей и чувств лирического героя и следит за развитием, изменением его эмоционального состояния;
- цветопись (цветовые пятна)
- музыкальное иллюстрирование;
- приемы, подготавливающие выразительное прочтение стихотворения.
Прочитать стихотворение выразительно — это значит прочитать так, чтобы слушатели представители изображенные в тексте картины и почувствовали соответствующее настроение. В этом отношении важны:
а) выбор правильного темпа и ритма чтения (как правило, замедленный и средний темп, плавный ритм, «чтение пешком»).
б) соблюдение пауз (ритмических, психологических, связанных со знаками препинания);
в) соблюдение логических ударений.
Приемы: разночтение, составление партитуры (разметки) текста; образец чтения и его анализ; чтение и взаиморецензирование; чтение на фоне музыки.
5)Вторичный синтез
- осуществление контроля над запоминанием (К.Д. Ушинский рекомендовал разучивать стихотворение в классе; в вальдорфских школах стихи учат в классе, повторяя их хором вслед за учителем);
- выразительное чтение (конкурс чтецов, урок-утренник, поэтический салон);
- написание отзыва;
- обращение к репродукциям и музыкальным отрывкам;
- сравнение произведений 1 автора или разных авторов.
Вывод: основная цель чтения и анализа стихотворений - воздействовать на чувства детей, сделать их способными к переживанию разнообразных эмоций, расширение их эмоциональной и нравственной сферы. «Пусть ухо приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного» (В.Г. Белинский).
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» [9].
У. после прочтения детям стихотворения спрашивает: Вам все понятно в этом стихотворении или надо в чем-то разобраться?
Д.: Все понятно, не нужно обсуждать.
У.: А не кажется ли вам, что в стихотворении есть неудачные места и что некоторые слова поэт употребил неточно?
Д.: Нет, таких мест нет!
У.: Тогда объясните, почему автор сравнивает солнце с колесом? У колеса внутри спицы, а у солнца их нет. По-моему, солнце больше похоже на старинный медный пятак - лучше было бы написать “пятаком за сини горы …” По-моему, очень неприятно звучит строка “Дремлет взрытая дорога” - зачем столько звуков [р]? Ну-ка, перечитайте стихи, нет ли там еще таких неудачных мест?
Д.: “седой зимы” - лучше сказать белой; месяц не похож на жеребенка и д.
У.: Интересно, в начале урока вы сказали, что стихотворение вам понравилось, а теперь вы нашли столько неудачных мест. В чем же дело? Может быть, не Есенин - плохой поэт, а мы плохие читатели?
Д.: Наверное, мы чего-то не поняли, давайте разберемся.
У.: Перечитайте стихотворение и скажите: если бы вы были художниками, какую картинку вы бы изобразили к этому стихотворению?
Д.: Я бы нарисовал дорогу, за ней горы, туман.
У.: Какую дорогу?
Д.: Осеннюю дорогу, потому что в 1-й и 2-й строфе поэт изображает позднюю осень.
У.: А говорится ли в 1-й строфе о дороге?
Д.: Мне кажется, что поэт едет на телеге по дороге и описывает то, что видит вокруг. Поэтому солнце ему напоминает колесо.
У.: А какое это время суток? Какая погода?
Д.: Это вечер, потому что солнце садилось. Сыро, туманно. Поздняя осень, наверное, уже холодно.
У.: И вот в такой холодный, сырой, осенний вечер по замерзшим колдобинам и буграм едет телега. Может быть, вы услышите, как трясет телегу?
Д.: Она дребезжит, поэтому в этой строчке так много [др], [взр] .
У.: Итак, дорога застыла и мечтает о зиме. Почему именно о зиме? Ведь зимой холодно, все будто умирает.
Д.: Дорога устала и хочет отдохнуть. Выпадет снег, и по снегу заскользят полозья. Колеса не будут больше ранить дорогу.
У.: Может быть, теперь понятно, почему о зиме Есенин написал седая, а не белая?
Д.: Потому что зима похожа на старость. Дорога мечтает о зиме, как о спокойной старости.
У.: Что же тогда означает “Ах, и сам я… ”?
Д.: Поэт тоже устал, он тоже мечтает о старости. Это не о дороге стихотворение, это поэт о себе написал. Ему было грустно.
У.: Наверное, у поэта трудная жизнь, много переживаний, и он стал мечтать о старости, о покое. Выходит, что это стихотворение грустное, безысходное?
Д.: Нет, в конце не очень грустное, там жеребенок.
У.: Поэт как будто говорит: “Да, я устал и мечтаю о старости, но жизнь продолжается: вот народился жеребенок, он побежит по зимней дороге и дождется новой весны”. Посмотрите, какой интересный секрет поэзии мы открыли: бывают стихи, которые на первый взгляд кажутся совсем простыми, но если вчитаешься в них, то оказывается, что они еще о чем-то другом. И тогда эти стихи нравятся еще больше.
Д.: Бывают такие стихи, что сначала кажется, будто они о природе, а потом оказывается, что они о человеке. А может быть, стихов о природе совсем не бывает, может быть, все стихи о человеке?…


Вопрос 2.
О педагогической ценности сказок. Сказки подкупают детей своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что учащиеся уже в процессе первого чтения проявляют свои симпатии и антипатии, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, обиженных; готовы помочь им. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказано, добро восторжествовало. Они хотят, чтобы и в жизни было так. В этом состоит педагогическая ценность сказок. К.Д.Ушинский писал о народных сказках: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа... народная сказка не только интересует дитя, не только составляет превосходное упражнение в самом первоначальном чтении... но чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными народными выражениями».
Важна и познавательная сторона сказок. Отдельные детали повествования о труде, быте, лишениях и невзгодах позволяют детям представить особенности жизни народа. Особое значение имеет не только показ отдельных моментов народной жизни, но и сам подход к изображению народа: народ талантлив, трудолюбив, великодушен и т.д.
Велико значение сказок для развития речи учащихся. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «не должно ограничиваться только прочтением сказки, а следует позволить детям рассказать ее потом самим, что они очень любят. Я особенно рекомендую это средство как лучшее для развития устной речи в детях».
Жанровые особенности сказки. Младшие школьники практически знакомятся с такими двумя существующими жанровыми особенностями сказки: 1) наличие вымысла; 2) композиционное своеобразие (зачин, повторы, благополучная концовка). В практике школы чтение сказок часто проходит однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного» мира, не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу, которую они обычно буквально соотносят с реальными действиями.
Сказка, народная и литературная, во всех ее жанровых разновидностях (волшебная сказка, сказка о животных, бытовые сказки) создает свой особый «сказочный мир» благодаря целенаправленному использованию сказочного вымысла. Понятие «содержание сказочного мира» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики, характеристика персонажей, характеристика жизненного пространства (чистое поле, темный лес) и времени (ускоренное), предмет сюжета, сказочные слова. Сказка – особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире: одушевление предметов и явлений природы, очеловечивание предметов, чудесные превращения и обращения, гиперболизация.
Чтобы углубить представления детей о сказке как жанре, у них надо формировать следующие литературные умения: (Н. Бибко):
1) умение видеть специфическое начало сказки — зачин и благополучный конец для хороших героев;
2) умение определить сказочное место и время действия;
3) умение находить в тексте переломный момент в развития действия, дающий возможность проследить изменение героя;
4) умение давать элементарную оценочную характеристику персонажам сказки;
5) умение определить роль волшебных предметов и существ в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.
При формировании названных умений необходимо учитывать специфику сказочного мира. В соотношении с этим выделяют 3 группы (типа) сказок: сказки с чудесным, условным и смешанным миром.
В основе сказок чудесного типа (волшебных, приключенческих, героических) лежит чудесный мир – это предметный, фантастически неограниченный мир, создаваемый чудесным принципом организации материла. Благодаря этому в таких сказках возможны «превращения» и «обращения», которые, как правило, происходят с помощью волшебных существ или по их воле. Дети должны овладеть логикой «обращения». В этом помогут вопросы типа:
- кто совершает это обращение;
- как оно происходит;
- почему возникает именно такое обращение;
- кто наказан, и кто награжден обращенным существом;
- как ты относишься к этому наказанию или награждению;
- кому сочувствуешь, над кем смеешься.
В сказках чудесного типа центрального место в сюжете занимают волшебные существа и чудесные предметы. Это активная сила в чудесном мире, которая испытывает персонажей на доброту, стойкость, трудолюбие и т.д. Выдержавшим испытание они помогают, щедро награждают их.
Детям важно помочь живо представить волшебные существа. Для этого используются такие приемы как выборочное чтение, словесное рисование, рассматривание иллюстраций. Дети также должны понять смысл чудес, функцию добра и зла по отношению к персонажам.
Сказки условного типа включают в себя сказки о животных, кумулятивные, бытовые, научно-познавательные. В них нет волшебных существ, чудесных предметов, отсутствуют «превращения» и «обращения». Место действия обычное: деревня, лес, изба и т.п. При анализе таких сказок внимание детей привлекается к бытовым, звуковым, эмоциональным и цветовым деталям, которые важны для характеристики персонажей, их образа жизни, внешнего облика, помогают проникнуть в подтекст сказочных событий.
При анализе сказок условного типа рекомендуется проводить с учащимися творческой работы:
- сравнение сказок о животных и басен;
- продолжение сказки до логического и эмоционального конца (дети дописывают 7 главу сказки «Серая шейка»);
- создание «сказки наоборот»: в известную сказку вносятся элементы нового, связанного с перетасовкой персонажей, перевертыванием сюжета. Герои остаются те же, только меняются местами.
Сказки смешанного типа совмещают признаки, присущие чудесным и условным сказкам («Айога», «Кукушка», «Горячий камень»). При работе с такими сказками важно проанализировать эпизоды, характеризующие момент и причину появления чуда, его внешний облик, поставить детей в поисковую ситуацию, погрузив их в сказочный мир и выделив в нем жизненные ориентиры.
Учителю необходимо использовать потенциал положительных нравственных поучений, которые несут в себе сказки. Поэтому на заключительном этапе работы над любой сказкой учитель ставит детей в условия переноса вывода сказки на аналогичные жизненные ситуации:
- над кем и над чем смеется народ в этой сказке;
- что вы поняли из этой сказки;
- что хотел передать народ в этой сказке;
- кого и за что осуждает народ в этой сказке;
- о чем же эта сказка.
Методические приемы работы над сказкой
1) Выразительное первичное чтение сказки учителем.
Народная сказка создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью объясняется манера ее чтения учителем. Сказка читается (а лучше рассказывается) в простой, задушевной манере. Передача ее всегда предусматривает тесный контакт со слушателем: чтец в процессе рассказывания как бы обращается к слушателям, ищет их сочувствия, поддержки. Нельзя вносить в речь элемент обыденности, сказка требует особой тональности: передачи таинственности, необычности повествования. При чтении тех мест, в которых говорится о чудесных превращениях, исполнителем соблюдается некоторая замедленность темпа, приглушенность голоса.
Сказки строятся на принципе антитезы. Герои в них в большинстве случаев даются прямолинейно, с уже сложившимися характерами и резко делятся на положительных и отрицательных. Такое деление определяет и манеру чтения текста. При первой же встрече с героем дети должны почувствовать, какой это герой и как к нему относиться. Рассказ о положительном герое требует теплого отношения, ласковых, одобрительных интонаций. И, наоборот, восприятию образов отрицательных героев будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, осуждение, возмущение.
Рекомендуется выделять голосом устойчивые сказочные выражения, красочные эпитеты, сравнения, чтобы обратить внимание детей на изобразительные средства языка. Конец сказки нужно читать замедленно, с интонацией удовольствия, давая возможность детям насладиться ее счастливым концом.
2) Словесное и графическое рисование, рассматривание иллюстраций, подвижные иллюстрации.
Цель – помочь живо представить героев сказки, волшебные существа; анализ превращений и обращений, происходящих с помощью волшебных сил .
3) Сравнительный анализ параллельных эпизодов:
Цель – понять функцию добра и зла со стороны волшебных сил по отношению персонажам, показать, как по-разному ведут себе герои в одной ситуации или один и тот же герой в разных ситуациях.
4) Составление элементарных оценочных характеристик героев и подробных рассказов о героях.
5) Анализ композиции сказки (вычленение зачина, троекратных повторов, благополучной концовки);
6) Анализ языковых средств сказки:
- сравнение обычных и особых сказочных слов:
ржаное поле – чистое поле
спелые яблоки – золотые яблоки
- закончи сказочную формулу:
Баба Яга - …
Конь бежит - …
- закончи сказочное определение
лебедь …
молодец …
девица …
7) Творческие приемы:
- продолжение сказки до логического и эмоционального конца:
«Снегурочка не стала прыгать через костер и убежала из леса». «Снегурочка прыгнула, снег с нее осыпался, и она стала нормальной девочкой. Такой же красивой, доброй и работящей»
- сказка наоборот (три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было…);
- перевирание сказки (искажение сюжета, фактические ошибки);
- «салат» из нескольких сказок.
8) Вычленение сказочных примет.
9) Выявление главной мысли сказки, написание отзыва, например на тему «Мудрые мысли сказки».
Например, отзыв на русскую народную сказку “Летучий корабль”
Основная мудрая мысль этой сказки - добро всегда побеждает зло. Лень, жадность, зависть никогда не приносили ни удачи, ни богатства. Старшие братья не поделились со стариком куском хлеба, за что и были наказаны. Иван уважительно относится к старшим, он помог старикам, и они помогли ему выдержать все испытания злого царя. Царю не понравилась бедность Ивана, и он решил нарушить царское слово. За это Иван проучил его, потому что как гласит народная мудрость: не давши слово - крепись, а давши - держись. Мудрая сказка учит быть своему слову хозяином, ненавидеть лень, жадность, уважать старших.
Чтение и анализ русской народной сказки “Гуси-лебеди”*
После первичного синтеза и обмена впечатлениями перед детьми ставится проблемный вопрос:
У.: Как вы думаете, почему у этой сказки благополучный конец?
Д.: Потому что девочка спасла братца; потому что сказки всегда хорошо заканчиваются …
У.: Давайте перечитаем сказку и попробуем разобраться: может быть, ее хороший конец не случаен? Для начала разберемся в названии. Что это за птицы такие гуси-лебеди?
Д.: Это сказочные птицы, в жизни таких не бывает.
У.: Попробуем представить, как они выглядят (на магнитной доске помещается изображение гуся и лебедя со съемными деталями, перемещая которые, получаем птицу с туловищем гуся и лебедя или наоборот). Нравятся вам такие птицы?
Д.: Нет, они некрасивые, неприятные, они творят зло- уносят братца; если бы не они, беды бы не произошло.
У.: Давайте перечитаем сказку и узнаем, только ли гуси-лебеди виноваты в том, что случилось с братцем и девочкой.
Д. читают начало сказки.
У.: Что интересного заметили?
Д.: Слова “жили-были”: с них часто начинаются сказки.
У.: Такое начало называется зачином.
Д. читают абзацы 2 – 6.
У.: Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?
Д.: Девочка не послушалась отца с матерью, “заигралась, загулялась”, забыла о братце.
У.: (обобщает) Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось ничего плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает эту беду.
Д.: “Ахнула, кинулась … Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…”
У.: Прочитайте отрывок, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите выражения, называющие место, куда полетели гуси-лебеди.
Д.: Девочка выбежала в “чистое поле”, гуси-лебеди пропали за “темным лесом”
У.: (комментирует) “Чистое поле”  это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа; а “темный лес”  это сказочное место для злых волшебных существ. Какие чудесные предметы повстречались девочке?
Д. называют, обращают внимание на их количество (3).
У.: Почему печка, яблонька и река не помогли девочке?
Д.: Она грубо с ними разговаривала, обидела их … (перечитывают отрывок по ролям).
У.: Какое испытание ожидало героиню дальше?
Д.: Встреча с Бабой-Ягой (читают соответствующий эпизод).
У.: Как вы думаете, что девочка чувствовала в тот момент?
Д.: Ей страшно заходить в избушку, но она пересиливает свой страх и входит туда, чтобы помочь братцу.
У.: Что же происходит с нашей героиней?
Д.: Она меняется: становится добрее, лучше, внимательнее, смелее. Уверенно разговаривает с Бабой-Ягой, сразу выполняет просьбу мышки.
У.: Давайте пронаблюдаем, как изменилось поведение героини по отношению к чудесным предметам по сравнению с первой встречей?
Д.: Девочка ласково обращается к печке, яблоне и речке, выполняет их просьбы и благодарит за помощь (перечитывает отрывок по ролям).
У.: (обобщает) Девочка стала по-настоящему доброй, вот почему чудесные предметы помогли ей и вот почему у сказки благополучный конец.

Вопрос 3.
Басня — один из древнейших жанров словесного искусства. Особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что автором первой басни, дошедшей до нас, является Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) - это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но по преданиям основоположником басни является Эзоп (VI в. до н. э.). В это время басня существовала как вид устного творчества. Лишь позднее, около II в. до н. э. были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник. Вот первое определение басни из этого сборника: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины».
Русская литература обратилась к басне в XVIII в. Этот жанр утвердил в русской поэзии А.П. Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы. «Склад басни должен быть шутлив», - писал он. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова. Сюжет его басен облекается в форму короткой сценки, передающей живость разговорной речи. В качестве персонажей басни выступают животные, растения, рыбы, птицы, вещи (так называемая аллегория). В начале или конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль — мораль.
Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве И.А. Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы. В советское время басня представлена в творчестве Демьяна Бедного, обратившегося к политической, агитационной басне в годы гражданской войны. В наши дни басенные традиции продолжают С.В. Михалков, С.И. Олейник. Объекты сатиры в современной басне — подхалимы, взяточники, бюрократы, поджигатели войны.
Итак, басня — короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Выделяются такие существенные признаки басни, как 1) наличие морали (нравоучения); 2) аллегории (иносказания). В большинстве басен действуют животные, которые выступают как бы в двойной роли: олицетворяют человеческие пороки и вместе с тем сохраняют свои звериные повадки (лиса хитра, мартышка вертлява). Мораль басни может вытекать из всего содержания басни («Слон и Моська»), а может содержаться в специальной части басни. В этих случаях выделяют повествовательную и нравоучительную части басни («Ворона и Лисица», «Мартышка и очки»).
Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель просто и живо рассказывает о людских пороках (лесть, глупость, равнодушие, страх, невежество и т.д.). Лаконизм, выразительность описаний, меткость и народность языка много дают для развития речи и мышления учащихся. Очень важны образные выражения из басни, ставшие пословицами: «Да только воз и ныне там», «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона», «Что ты посеял, то и жни» и т.д.
Трудности в восприятии басни детьми связаны с непониманием иносказательного смысла басни; высокой степенью обобщенности, заключенной в морали; ограниченным запасом нравственных представлений и соответствующей лексики; наличием устаревших слов.
Методические условия эффективной работы над басней:
1) Удачный способ объяснения жанровых особенностей басни:
- чтение и обсуждение вступительной статьи в учебнике;
- чтение и комментирование диалогов сквозных персонажей учебника.
2) Особое содержание подготовительной работы с целью — представить персонажей и спрогнозировать основные линии их поведения с учетом характерных повадок.
3) Использовать басню для расширения кругозора, нравственного развития и обогащения словарного запаса, а также развития исполнительских навыков (чтение по ролям, декламация, инсценирование).
4) Много для понимания идеи басни дает выяснения отношения детей к ее персонажам. Например: «Кому из героев ты сочувствуешь и почему?», «Жалко ли тебе Ворону?» и т. д. Подобные вопросы ставят учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения героев.
5) Важно выяснять отношение автора к героям. «Чиж и Голубь» - как автор относится к Чижу (называет его «бедняжка», западню, в которую он попал - «злодейка»), а к Голубю? («И дело!» - пишет автор, когда птица попалась в силок). Выясняем, почему же так по-разному относится автор к героям? За что был наказан Голубь? Часто авторские мысли высказывает одно из действующих лиц (Воробей в басне «Кукушка и Петух», Медведь в басне «Зеркало и обезьяна», Шавка в басне «Слон и Моська»). В таких случаях учитель спрашивает: кто выступает от имени всех тех, кто осуждает …, считает поведение этого героя позорным? Или: какой герой басни выступает от имени автора?
Полноценное восприятие басни включает в себя следующие компоненты:
I. Подготовительная работа:
1. Рассказ учителя об авторе басни.
2. Литературная викторина по прочитанным басням.
3. Беседа о повадках животных — действующих героях басни, которую предстоит читать.
II. Выразительное чтение басни учителем (лучше наизусть) или прослушивание в записи (можно использовать просмотр фильма).
Басня читается (рассказывается) просто, естественно, приближенно к разговорной речи. Важна правдивость рассказывания: как будто исполнитель был свидетелем этого случая или слышал о нем. Исполнитель басни — не оратор и не пророк, обличающий с высокой трибуны людские пороки, а обыкновенный человек, рассказывающий нам поучительный случай. Не следует навязывать слушателям мораль и читать ее слишком серьезно, торжественно и назидательно. Нравоучительную часть надо отделить психологической паузой, чтобы учащиеся задумались над ней.
III. Анализ конкретного содержания басни.
1.Уточнение структуры и композиции басни:
- на сколько частей можно разделить басню?
- какой момент считается началом описанного случая?
- когда действие достигло наивысшего момента в своем развитии?
- найдите развязку действия.
2. Выяснение мотивов поведения героев, их характерных черт (как автор передает характер…Что и как говорит он о действиях… Какой прием использует автор, чтобы…Какие слова и выражения показывают отношение автора к герою?).
3. Установление главной мысли конкретного содержания басни.
1V. Раскрытие аллегории — выяснение иносказательного смысла басни:
- кто подразумевается под действующими лицами басни?
- кого же (каких людей) изобразил автор в этой басне?
- почему героями басни автор сделал именно этих животных?
V. Анализ морали:
- какие человеческие пороки высмеиваются в басне?
- кого осуждает (высмеивает) автор в басне?
- анализ нравоучительной части басни;
- какова мораль этой басни?
- в каких словах выражена мораль?
- какое выражение из басни стало пословицей?
VI. Приведение аналогии из жизни.
VII. Вторичный синтез
Помимо традиционных приемов обобщения (итоговое выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование) на этом этапе можно использовать сравнительно-сопоставительный анализ разных басен на сходный сюжет, например басен Эзопа и И.А. Крылова.

Чтение и анализ басни И. А. Крылова “Ворона и лисица”
После выразительного прочтения басни учителем и обмена впечатлениями У. просит перечитать басню и наметить ее части.
У.: Почему первые три строки в басне отделены?
Д.: Это отдельная часть, в нем содержится самое главное, что хотел сказать автор (А.), это мораль (поучение).
У.: Какое же человеческое качество осуждает А?
Д.: Лесть, которая “гнусна, вредна”.
У.: А что такое лесть, кто такие льстецы? (в случае затруднения можно обратиться к толковому словарю).
Лесть - незаслуженное восхваление кого-то с целью какой-то личной выгоды (приводят примеры из собственного опыта).
У.: А как понять выражение: “… и в сердце льстец всегда отыщет уголок”?
Д.: …
Чтение 2 части басни до слов “… сыр пленил”.
У.: Что значит “бог послал”?
Д.: Это значит, что Ворона (В.) наткнулась на сыр случайно и совсем неожиданно для себя.
У.: Да, и вместо того, чтобы сразу его съесть, медлительная птица начала раздумывать (примечание: можно пояснить детям, что объект, на который направлены усилия персонажей, выбран не случайно; с незапамятных времен сыр считался на Руси заморским лакомством).
Какие слова в этом отрывке помогают нам ярче представить В.?
Д.: “Призадумалась” - В. любит помечтать, “взгромоздясь” - В. неуклюжая, может быть, старая, некрасивая.
У.: Посмотрите, как интересно, из целого ряда близких по значению слов: “взлетев”, “вспорхнув”, А. выбрал именно слово “взгромоздясь”; и нам, читателям, сразу легко представить эту В.
Что значит “Лисицу сыр пленил”?
Д.: Сыр полностью овладел всеми мыслями Л., ни о чем другом она думать не может, ей надо во что бы то ни стало выманить у В. сыр. Пленить - значит очень сильно нравиться.
У.: Что же она для этого делает?
Д.: Расхваливает В. (перечитывает 3 часть до слов: “ … была царь-птица”), Л. решила перехитрить В., неслучайно А. называет её плутовкой.
У.: Чем интересна льстивая речь Л.?
Д.: В ней много ласковых слов: голубушка, шейка, глазки, перышки, носок
Вначале Л. расхваливает её внешний вид, а потом голос и просит В. спеть.
У.: Л. льстит все больше, а В. все больше поддается похвале.
3 часть перечитывается еще раз с нужной интонацией.
У.: Как прореагировала В. на Лисицыны слова, прочитайте.
Д. читают последнюю 4 часть.
У.: Что же подвело В.?
Д.: Глупость, доверчивость, любовь к лести - автор высмеивает за это В.
У.: Из каких слов это видно?
Д.: “вскружилась голова”, “дыханье сперло” (грубоватое слово).
У.: Обратите внимание на слово “вещуньина” - это слово показывает недальновидность, нерасторопность В. Птица, которой дан дар предвиденья, не сумела разобраться в тонкой лести Л. Поэтому с заоблачных высот она возвращается к горькой действительности.
Итог: удалось ли И. Крылову доказать, что “лесть гнусна, вредна”? Если вы встретите людей, которые ради своей выгоды льстят кому-то, кого они вам напомнят?
В конце урока Д. пробуют: а) прочитать басню выразительно; б) инсценировать ее.

Вопросы и задания к теме
1.Назовите типичные методические недочеты в работе над стихотворением.
2.Какие 2 блока приемов используется при анализе лирического стихотворения?
3.Какие особые читательские умения формируются при работе над сказкой?
4.В чем образовательное, воспитательное и развивающее значение сказки?
5. В чем специфика работы над разными типами сказок?
6.Назовите методические условия эффективной работы над басней.
7.Из каких компонентов складывается анализ басни?
8.Разработайте памятку для учащихся «Как выразительно прочитать стихотворение?»
9.Выберите любое стихотворение, сделайте его разметку, приготовьтесь и прочитайте текст выразительно.
10.Ознакомьтесь с ходом урока чтения и анализа басни «Ворона и Лисица». Перечислите, какие приемы анализа использовались на уроке.
11.Составьте обобщающую таблицу «Методика чтения и анализа произведений разных жанров».

Жанр

Его особенности

Цель анализа

Трудности детей, недочеты учителей

Методические приемы

 

 

 

 

 

12.Разработайте урок чтения и анализа: а) лирического стихотворения; б) сказки (народной); в) басни.
13.Сравните два варианта плана отзыва на прочитанное стихотворение. Какому варианту Вы отдадите предпочтение и почему?
1 вариант
- Какие чувства и мысли и почему вызывают у тебя это стихотворение?
- Какое настроение и какие мысли вызывают у рассказчика то, что он видит? Меняется ли его настроение?
- Считаешь ли ты это стихотворение выразительным и красивым? Почему?
2 вариант
1. Какое настроение ты почувствовал при чтении и почему?
2. О чем подумалось? Что представилось?
3. В чем ты видишь красоту и выразительность стиха?
4.Что ты можешь сказать об авторе?
14.Прокомментируйте следующий прием работы над стихотворением (из рабочей тетради).
Разбей текст на отдельные картины.

Что вижу

Каким вижу

 

 

 

 

 

 

Какую картину ты представил особенно ярко? Почему?………………….
15.Ознакомьтесь с ходом урока чтения русской народной сказки «Гуси-лебеди». Заполните пропуски в комментарии к данному уроку.
На уроке у детей формировались следующие читательские умения: умение видеть специфическое ___________ и __________ для хороших героев; умение находить в развитии действия __________ __________, умение определить место и роль __________. Данные умения помогают формировать у детей представление о сказках с «_________». Были использованы следующие приемы анализа: иллюстрирование со _________, сравнительный анализ __________, постановка разных видов вопросов __________ ___________, вычленение «сказочных примет» ___________________, чтение по __________. В результате дети не только освоили внешнюю событийность хорошо знакомой с детства сказки, но и _________________________________________________
____________________________________________________________________.
16.Проанализируйте использование следующего методического приема «Сравни басню И.А. Крылова «Лиса и виноград» с басней Эзопа «Лисица и виноград» (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение». 3 кл. Ч. 1. М., 2006).
- Как названа главная героиня у Эзопа и у Крылова?
- Как описывает кисти винограда Крылов? С чем их сравнивает?
- В какой басне можно представить, как себя вела лиса?
- В какой из них она показана хитрой? (подтверди словами из текста)
- В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается?
Попробуйте составить с опорой на данные вопросы сравнительную таблицу, выбрав соответствующие критерии для сравнения этих басен.
17. Подумайте, с какими баснями можно сравнить данные басни Эзопа. Сделайте разработку урока с использованием метода сравнительно-сопоставительного анализа.
Путники и медведь
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж поздно было, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева и спрашивает, что это медведица шептала на ухо? А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!»
Басня показывает, что настоящие друзья познаются в опасностях.
Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он просить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.