В последние десятилетия всё больше внимания уделяется
системным методам, предполагающим выделение в политической сфере жизни общества
значимых систем, выявление основных элементов развития в рамках этих систем,
устойчивых взаимосвязей между ними, а также закона композиции, при нарушении
которого система неизбежно попадает в точку бифуркации, т.е. кипения, кризиса.
Исследователи стремятся выделить существовавшие (или существующие) в этот момент
возможные альтернативы выхода из кризиса, т.к. именно в точке бифуркации
вариативность дальнейшего развития является максимальной.
Имея возможность опереться на опыт давно сложившихся
гуманитарных дисциплин, политология как более молодая отрасль знания активно
использует их богатый научный арсенал, в том числе и общенаучные методы,
философскую методологию, что даёт ей возможность выполнять те функции,
социальная значимость которых и вызвала к жизни политологические исследования:
• методологическая функция – политология вооружает другие политические науки
знанием о закономерностях развития политической сферы;
• теоретико-познавательная функция – политология формирует знания о политике,
необходимые для общества в целом;
• мировоззренческая функция – политология обеспечивает выработку системы
взглядов на политическую сферу жизни общества;
• регулятивная функция – политология оказывает влияние на политическое поведение
граждан;
• прогностическая функция – политология не только анализирует ведущие тенденции
развития политических процессов, предоставляя прогнозы, но и позволяет политикам
вносить в них необходимые коррективы;
• аксиологическая функция – политология даёт оценку тем или иным политическим
феноменам.
Анализ опубликованных курсов лекций, учебников,
программ, методических разработок свидетельствует о том, что на сегодняшний день
нет сколько-нибудь устоявшейся структуры читаемых в вузах России
политологических курсов, что является следствием не столько молодости
политологии как науки, сколько свойственного современному этапу развития
вузовского образования плюрализма подходов. Предлагаемая в методическом пособии
структура курса не повторяет вполне структуру ни одного из имеющихся сегодня
учебников по предмету, что обусловлено как объемом издания, так и краткостью
курса, а также желанием поставить студентов перед необходимостью самостоятельно
продумать логическую взаимосвязанность, соподчиненность основных проблем курса.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте определение термина «политика» с учётом не менее двух из
четырёх основных его толкований (социальное, властное, функциональное,
телеологическое).
2. Проанализируйте причины любого политического события (любая страна, любая
эпоха) с точки зрения двух различных парадигм.
Литература
1. Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник. М.: Юрайт-Издат.
2008. Гл. 1, 2, 3.
2. Наливкина Н.В., Шпомер М.В. Политология. Курс лекций. Томск: ТГПУ,
2003. Лекция 1.
3. Панарин А.С. Политология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.
Введение. Гл. 2, 8.
4. Политология. Краткая хрестоматия. / Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер.
2008. С. 5 – 100.
5. Политология. /М.А. Василик и др./ М.: Гардарики, 2008.
6. Политология: учебник. / А.Ю. Мельвиль и др. М.: МГИМО, 2008. Гл. 1.
7. Политология. Учебник. М.: ИНФРА-М., 2008. Гл. 1, 2.
8. Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер,
2008. Гл. 1, 2.