«Привратники» в приведённой схеме – политические партии,
заинтересо-ванные группы, осуществляющие на входе отбор наиболее значимых из
циркулирующих в об¬ществе требований распределительного, регулировочного,
коммуникативного характера. Эти последние, пройдя через систему политических
органов, влияют на выработку решений, способных встретить поддержку в разных
социальных слоях и, в то же время, вызывающих новый виток требований». Таким
образом, системе обеспечивается и определенная устойчивость, и не менее важный
для неё динамизм. Неспособность или нежелание привратников обеспечить
соответствие принимаемых решений значимым требованиям «окружающей среды» может
свести к минимуму ожидаемую поддержку, вызвать как апатию, так и протестные
действия, расшатывающие устои политической системы.
В 1978 году Г. Алмонд и Дж.Б. Пауэлл предложили подойти к
проблеме политической системы с точки зрения её наиболее значимых функций,
выделив
• политическое рекрутирование
• по¬литическую социализацию;
• политическую коммуникацию;
• выражение интере¬сов;
• сплачивание по интересам;
• «делание» политики, исполнение решений.
Как считают исследователи, предложенный ими подход не
вытеснил трактовку Д. Истона, однако позволил детализировать представление о
наиболее значимых функциях политической системы. Являясь системой открытой,
представляя собой подсистему совокупной общественной системы, политическая
система может быть понята только во взаимодействии с другими наиболее значимыми
подсистемами – социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,
культурной, и всё это – в контексте внешнеполитического окружения, что еще более
осложняет анализ. Будучи сложным организмом, политическая система нуждается в
выделении ее собственных подсистем, формируемых политической властью на основе
определенного экономического базиса:
• нормативная,
• идеологическая,
• институциональная,
• коммуникативная,
• культурная.
Нормативная подсистема включает политические, правовые нормы,
нрав¬ственные принципы и традиции; идеологическая – политические идеи, взгляды,
представления, чувства, настроения и т.д.; институциональная – учреждения,
организации, связанные с функционированием политической власти (государственные
органы, политические партии и движения, заинтересованные группы, СМИ, церковь);
коммуникативная подсистема определяется политическими отношениями между
классами, социальными группами, нациями, индивидами.