«Привратники» в приведённой схеме – политические партии, заинтересо-ванные группы, осуществляющие на входе отбор наиболее значимых из циркулирующих в об¬ществе требований распределительного, регулировочного, коммуникативного характера. Эти последние, пройдя через систему политических органов, влияют на выработку решений, способных встретить поддержку в разных социальных слоях и, в то же время, вызывающих новый виток требований». Таким образом, системе обеспечивается и определенная устойчивость, и не менее важный для неё динамизм. Неспособность или нежелание привратников обеспечить соответствие принимаемых решений значимым требованиям «окружающей среды» может свести к минимуму ожидаемую поддержку, вызвать как апатию, так и протестные действия, расшатывающие устои политической системы.
    В 1978 году Г. Алмонд и Дж.Б. Пауэлл предложили подойти к проблеме политической системы с точки зрения её наиболее значимых функций, выделив
• политическое рекрутирование
• по¬литическую социализацию;
• политическую коммуникацию;
• выражение интере¬сов;
• сплачивание по интересам;
• «делание» политики, исполнение решений.
   
    Как считают исследователи, предложенный ими подход не вытеснил трактовку Д. Истона, однако позволил детализировать представление о наиболее значимых функциях политической системы. Являясь системой открытой, представляя собой подсистему совокупной общественной системы, политическая система может быть понята только во взаимодействии с другими наиболее значимыми подсистемами – социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, и всё это – в контексте внешнеполитического окружения, что еще более осложняет анализ. Будучи сложным организмом, политическая система нуждается в выделении ее собственных подсистем, формируемых политической властью на основе определенного экономического базиса:
• нормативная,
• идеологическая,
• институциональная,
• коммуникативная,
• культурная.

    Нормативная подсистема включает политические, правовые нормы, нрав¬ственные принципы и традиции; идеологическая – политические идеи, взгляды, представления, чувства, настроения и т.д.; институциональная – учреждения, организации, связанные с функционированием политической власти (государственные органы, политические партии и движения, заинтересованные группы, СМИ, церковь); коммуникативная подсистема определяется политическими отношениями между классами, социальными группами, нациями, индивидами.
 

след.>>