В 1994 г. Ч.Ф. Эндрейн предложил более сложную типологию,
учитывающую три аспекта анализа частей системы:
• культурные ценности, формирующие политические задачи;
• власть, которой обладают структуры, в том числе правительство, партии,
социальные объединения внутри страны и иностранные институты;
• поведение как политиков, так и рядовых членов общества, не столь активно
участвующих в принятии правительственных решений.
Такой подход позволил Ч.Ф. Эндрейну выделить следующие типы
политических систем:
• народная (племенная);
• бюрократическая авторитарная,
• мобилизационная,
• согласительная.
Первый тип характерен для безгосударственных обществ, где
материальная деятельность неразрывно связана с духовно-нравственными ценностями,
а дистанция между правителями и подчинёнными ничтожно мала. В рамках второго
типа материальные интересы и нравственные ценности резко отделены друг от друга,
государство осуществляет строгий контроль над социальными группами, а отдельные
лица практически не имеют возможности противостоять властям. В мобилизационных
системах «мирским» задачам (ведение войны, индустриализация, электрификация и
т.д.) придается характер священнодействия, власти направляют политическую
деятельность народа, управляя сильным государством; между правителями и
управляемыми, имеющими «лишь малую толику самостоятельности» – большая
политическая дистанция. Для согласительной системы, реализующей плюралистическую
модель, характерна дифференциация материальных интересов и нравственных
ценностей; приобщение к духовным ценностям связано как с религиозными
институтами, так и общественными движениями, государство обладает ограниченными
возможностями контроля над самостоятельными социальными группами, а расстояние,
отделяющее политических лидеров от рядовых граждан, невелико. Проверить,
насколько продуктивен подход Ч.Ф. Эндрейна, студенты смогут, выделив в развитии
отечественной политической системы периоды, когда её основные характеристики
совпадали с параметрами элементов типологии Ч.Ф. Эндрейна.
Воспроизводство компонентов политической системы, ее
изменение осуществляется в ходе развития политических процессов. Политические
процессы рассматриваются политологами как динамическое измерение политической
жизни. Если на макроуровне речь идет о динамике в масштабах политической
системы, то микроуровень определяется действиями различных участников
политической жизни, влияющих на властные структуры, обеспечивающих принятие
властных решений в рамках существующей политической системы. Перемены в
механизме властной регуляции общества рассматриваются как политические
изменения. Они могут обеспечивать либо приспособление, функционирование,
развитие существующей политической системы к требованиям окружающей среды, либо
ее смену, на стадии упадка, преобладания центробежных процессов над
интеграционными, другой системой. Содержание политического процесса определяется
теми задачами, которые решают представители власти и гражданского общества в
ходе своего взаимодействия. Структура его разными исследователями трактуется
либо как совокупность взаимодействий участников процесса, их логическая
последовательность, либо как совокупность основных элементов (субъектов,
объектов, средств, методов, ресурсов).