Если классическая античная демократия развивалась в рамках
небольших городов-государств (полисов), существовала возможность прямого участия
населения в политической жизни, то масштабы крупных государств современности с
невероятно усложнившейся политической сферой, с бесконечным множеством
взаимосвязей с другими общественными сферами, потребовали от народов длительных
усилий по налаживанию адекватной системы управления.
Сложности воплощения в жизнь демократического идеала ещё в
XVII в. вызвали к жизни иронический тезис Б. Спинозы: «в демократическом
государстве почти не может быть нелепостей: ибо почти невозможно, чтобы
большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости» (1670 г.).
Оттенок разочарования свойственен и формуле А. Токвиля (30-е гг. XIX в.): «…мы
получили демократию, не имея того, что должно смягчать её недостатки и
подчёркивать её естественные преимущества, и, уже изведав приносимое ею зло, мы
ещё не знаем того добра, которое она должна дать». Студентам предлагается
проанализировать выдержанную в достаточно скептическом ключе формулу В.С.
Соловьева, полагавшего, что свобода не является атрибутом демократии, свобода не
может принадлежать толпе .
В целях совершенствования реально существующих форм
демократии в политической науке были выдвинуты различные её модели –
теоретические конструкции, направленные на выявление и объяснение основных
элементов формы демократии и структуры отношений, лежащих в её основе. В
качестве наиболее значимых моделей выделяют:
• защищающую (протективную), разрабатывавшуюся Т. Гоббсом, Д. Локком, Ш.
Монтескье;
• развивающую (Ж.-Ж. Руссо);
• отмирания государства (К. Маркс);
• соревновательного элитизма (М. Вебер, Й. Шумпетер);
• плюралистическую (Д. Трумен, Р. Даль);
• легальную (Ф. Хайек, Р.Нозик);
• партиципаторную (Н. Пулантуас, К. Пейтмен, Б. Барбар).
Разброс мнений теоретиков, делавших акцент либо на защите
граждан от произвола со стороны государства, либо на создание условий для
развития, совершенствования людей, либо на замене государства подлинной
демократией (безгосударственным строем), либо на технике отбора конкурирующих
элит, либо на защите прав политических меньшинств (плюралистическая модель),
либо на примате закона (создании минимального государства, обеспечивающего
защиту прав граждан), либо на организации широкого участия граждан нового типа в
управлении (партиципаторная модель), предопределён целым рядом факторов. Здесь и
различия в политических и методологических позициях авторов моделей, и
многозначность самого понятия «демократия», и длительность процесса
демократизации, своеобразие задач, выдвигавшихся и выдвигаемых на разных её
этапах у народов с несходными политическими традициями. В последнее время в РФ
обозначились некоторые шаги в сторону признания значимости плюралистической
модели демократии, необходимости учитывать политические права не только
большинства, но и политических меньшинств. Студентам рекомендуется выделить те
из моделей демократии, которые в наибольшей степени необходимо учитывать в
современной России.