Их соотношение и масштабы у разных заинтересованных групп в различных политических ситуациях могут серьёзно варьироваться, а вопиющее неравенство возможностей, слишком разный финансовый потенциал крупных нефтяных или автомобильных компаний, с одной стороны, и профсоюзов работников народного образования или здравоохранения – с другой, позволяют говорить о заинтересованных группах как значимой угрозе реальной демократии.
    Говоря о каналах влияния заинтересованных групп, следует акцентировать внимание на трёх основных:
• общественное мнение,
• государственные институты,
• политические партии.

    Их значимость предопределяет особенное внимание заинтересованных групп к средствам массовой информации (СМИ), готовность финансировать избирательные кампании политических партий, которые, с точки зрения данной заинтересованной группы, в случае победы будут проводить привлекательную для неё политику, принимать ожидаемые решения. Стремясь использовать государственные институты в качестве канала влияния, заинтересованные группы активно используют лоббирование, под которым понимаются попытки воздействовать на формирование и осуществление государственной политики. В современной политологии лоббизм рассматривается как продуктивное вмешательство в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и средств, воспринимается как значимый институт, позволяющий реализовать стремление различных групп и слоев в обществе быть услышанными в ситуации многообразия интересов в обществе.
    По масштабам, размерам заинтересованных групп их разделяют на большие, средние и малые или социетальные (глобальные, макросоциальные), социальные и первичные. Как и партии, заинтересованные группы могут быть массовыми и кадровыми. Они могут быть жестко структурированы, иерархически простроены, что позволит рассматривать их как институциональные группы (группы давления), или же не отличаться этим (аномические группы). Вступление в эти группы может быть предопределено свободным выбором каждого входящего в их состав члена (ассоциативные группы) или предопределяться серией предшествующих обстоятельств, не оставляющих полной свободы выбора (неассоциативные группы).
    Многообразие заинтересованных групп, представляется, наиболее адекватно удалось ввести в рамки типологии Ж. Блонделю, выделившему два «чистых» типа – общинные группы и ассоциативные, а между ними, в порядке убывания черт общинности и нарастания ассоциативности, расположившему реально существующие типы заинтересованных групп.
 

 

след.>>