Их соотношение и масштабы у разных заинтересованных групп
в различных политических ситуациях могут серьёзно варьироваться, а вопиющее
неравенство возможностей, слишком разный финансовый потенциал крупных нефтяных
или автомобильных компаний, с одной стороны, и профсоюзов работников народного
образования или здравоохранения – с другой, позволяют говорить о
заинтересованных группах как значимой угрозе реальной демократии.
Говоря о каналах влияния заинтересованных групп, следует
акцентировать внимание на трёх основных:
• общественное мнение,
• государственные институты,
• политические партии.
Их значимость предопределяет особенное внимание
заинтересованных групп к средствам массовой информации (СМИ), готовность
финансировать избирательные кампании политических партий, которые, с точки
зрения данной заинтересованной группы, в случае победы будут проводить
привлекательную для неё политику, принимать ожидаемые решения. Стремясь
использовать государственные институты в качестве канала влияния,
заинтересованные группы активно используют лоббирование, под которым понимаются
попытки воздействовать на формирование и осуществление государственной политики.
В современной политологии лоббизм рассматривается как продуктивное вмешательство
в хозяйственные и социальные процессы с использованием политических методов и
средств, воспринимается как значимый институт, позволяющий реализовать
стремление различных групп и слоев в обществе быть услышанными в ситуации
многообразия интересов в обществе.
По масштабам, размерам заинтересованных групп их разделяют на
большие, средние и малые или социетальные (глобальные, макросоциальные),
социальные и первичные. Как и партии, заинтересованные группы могут быть
массовыми и кадровыми. Они могут быть жестко структурированы, иерархически
простроены, что позволит рассматривать их как институциональные группы (группы
давления), или же не отличаться этим (аномические группы). Вступление в эти
группы может быть предопределено свободным выбором каждого входящего в их состав
члена (ассоциативные группы) или предопределяться серией предшествующих
обстоятельств, не оставляющих полной свободы выбора (неассоциативные группы).
Многообразие заинтересованных групп, представляется, наиболее
адекватно удалось ввести в рамки типологии Ж. Блонделю, выделившему два «чистых»
типа – общинные группы и ассоциативные, а между ними, в порядке убывания черт
общинности и нарастания ассоциативности, расположившему реально существующие
типы заинтересованных групп.