Становление политических институтов западной демократии
необходимо рассмотреть как длительный исторический процесс, протекавший с
отступлениями, в столкновении идей революционных, контрреволюционных и
эволюционных. В этой связи стоит вспомнить об идеях А. Токвиля, высказанных им в
работе «Старый порядок и революция», где этот убеждённый защитник американской
демократии на основе изучения французской системы местного управления накануне
Великой французской революции пришел к выводу о чрезмерности затрат и жертв,
которые приносит общество на алтарь революции ради изменений, к которым оно
пришло бы эволюционным путём. Идеи Токвиля сегодня – неотъемлемый элемент
политического сознания представителей европейской политической культуры.
Значительный импульс был придан развитию западной
политической культуры в 40-е гг. ХХ в., когда, по выражению А. Тойнби, западному
миру был брошен Вызов со стороны коммунизма, возникшего «как продукт неспокойной
совести Запада», предопределившего заметное сближение англо-американской и
континентально-европейской политической культуры. Социальные реформы,
обусловившие значимое повышение среднего уровня жизни, обеспечили нарастание
центризма, сглаживание поляризованности, повышение технологичности западной
культуры в целом. Современный этап развития западной демократии характеризуется
серьезным вниманием к формированию наднациональных (транснациональных)
политических институтов, значительным разнообразием форм международных связей,
что тоже в значительной мере определяется тем вызовом, который весь остальной
мир, по мнению А. Тойнби, вправе бросить Западу как системе государств, столь
долго и столь бесцеремонно вмешивавшихся в политическое, экономическое,
социальное бытие остальных народов. Известная формула «Овладеть Европой –
овладеть всем миром» из предмета гордости европейцев превратилась в XX в. в
повод для озабоченности, для поисков вариантов взаимодействия с не-Европой ради
сохранения основ цивилизации. Провозглашение приоритета общечеловеческих
ценностей в выборе путей решения глобальных проблем человечества – явление новое
не только для остального мира, но и для самой западной демократии, прошедшей
совсем недавно через тяжелейшее испытание диктатурами, поставленной перед
необходимостью предотвратить наступление нового осевого времени (по терминологии
К. Ясперса), а потому тщательно просчитывающего варианты мирового развития в XXI
веке. При изучении темы следует учитывать, что сама правомерность оперирования
категорией «Восток» сегодня в исследовательской литературе ставится под
сомнение, подчеркивается, что единый Восток существует только с точки зрения
европейца. То, что в западноевропейской традиции принято именовать Востоком,
представляет собой сложный комплекс локальных цивилизаций, имеющих свое лицо,
свою политическую культуру, свои религиозные и иные ценности. У Г.В.Ф. Гегеля
восточный мир был представлен Китаем, Индией и Персией. В качестве древнейших
культурно-исторических типов Востока у Н.Я. Данилевского выделены Египетский,
Китайский, Древне-семитический, Индийский и Иранский. О. Шпенглером среди
восточных культур отмечены Египетская, Вавилонская, Китайская, Индийская и
Арабская. А. Тойнби считал оригинальными из сохранившихся к ХХ в. культур этого
региона Исламскую, Дальневосточную и Индусскую. Сегодня исследователи выделяют
уже целые культурно-цивилизационные блоки:
• китайско-конфуцианский (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Гонконг, Сингапур);
• индо-буддийско-мусульманский (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия);
• арабо-мусульманский (Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба);
• центрально- и южноафриканский.