Становление политических институтов западной демократии необходимо рассмотреть как длительный исторический процесс, протекавший с отступлениями, в столкновении идей революционных, контрреволюционных и эволюционных. В этой связи стоит вспомнить об идеях А. Токвиля, высказанных им в работе «Старый порядок и революция», где этот убеждённый защитник американской демократии на основе изучения французской системы местного управления накануне Великой французской революции пришел к выводу о чрезмерности затрат и жертв, которые приносит общество на алтарь революции ради изменений, к которым оно пришло бы эволюционным путём. Идеи Токвиля сегодня – неотъемлемый элемент политического сознания представителей европейской политической культуры.
    Значительный импульс был придан развитию западной политической культуры в 40-е гг. ХХ в., когда, по выражению А. Тойнби, западному миру был брошен Вызов со стороны коммунизма, возникшего «как продукт неспокойной совести Запада», предопределившего заметное сближение англо-американской и континентально-европейской политической культуры. Социальные реформы, обусловившие значимое повышение среднего уровня жизни, обеспечили нарастание центризма, сглаживание поляризованности, повышение технологичности западной культуры в целом. Современный этап развития западной демократии характеризуется серьезным вниманием к формированию наднациональных (транснациональных) политических институтов, значительным разнообразием форм международных связей, что тоже в значительной мере определяется тем вызовом, который весь остальной мир, по мнению А. Тойнби, вправе бросить Западу как системе государств, столь долго и столь бесцеремонно вмешивавшихся в политическое, экономическое, социальное бытие остальных народов. Известная формула «Овладеть Европой – овладеть всем миром» из предмета гордости европейцев превратилась в XX в. в повод для озабоченности, для поисков вариантов взаимодействия с не-Европой ради сохранения основ цивилизации. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей в выборе путей решения глобальных проблем человечества – явление новое не только для остального мира, но и для самой западной демократии, прошедшей совсем недавно через тяжелейшее испытание диктатурами, поставленной перед необходимостью предотвратить наступление нового осевого времени (по терминологии К. Ясперса), а потому тщательно просчитывающего варианты мирового развития в XXI веке. При изучении темы следует учитывать, что сама правомерность оперирования категорией «Восток» сегодня в исследовательской литературе ставится под сомнение, подчеркивается, что единый Восток существует только с точки зрения европейца. То, что в западноевропейской традиции принято именовать Востоком, представляет собой сложный комплекс локальных цивилизаций, имеющих свое лицо, свою политическую культуру, свои религиозные и иные ценности. У Г.В.Ф. Гегеля восточный мир был представлен Китаем, Индией и Персией. В качестве древнейших культурно-исторических типов Востока у Н.Я. Данилевского выделены Египетский, Китайский, Древне-семитический, Индийский и Иранский. О. Шпенглером среди восточных культур отмечены Египетская, Вавилонская, Китайская, Индийская и Арабская. А. Тойнби считал оригинальными из сохранившихся к ХХ в. культур этого региона Исламскую, Дальневосточную и Индусскую. Сегодня исследователи выделяют уже целые культурно-цивилизационные блоки:
• китайско-конфуцианский (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Гонконг, Сингапур);
• индо-буддийско-мусульманский (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия);
• арабо-мусульманский (Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба);
• центрально- и южноафриканский.
 

след.>>