Лекция 10. Формы предтестовых заданий.

 

1.      Классификация предтестовых заданий и требования к ним.

2.       Предтестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.

3.       Предтестовые задания с конструируемым ответом.

4.      Предтестовые задания на установление соответствия.

5.      Предтестовые задания на установление правильной последовательности.

6.      Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий.

 

1. Классификация предтестовых заданий и общие требования к ним.

 

Классификация предтестовых заданий. В соответствии с наибо­лее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификацией предтестовых заданий выделяют:

1) задания с выбором, в которых учащиеся выбирают пра­вильный ответ из данного набора ответов;

2) задания с конструируемым ответом, требующие при вы­полнении от ученика самостоятельного получения ответов;

3) задания на установление соответствия, выполнение кото­рых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

4) задания на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требуется указать порядок элементов, дей­ствий или процессов, перечисленных педагогом [26; 60; 72; 78].

Названные четыре формы тестовых заданий являются основ­ными и наиболее распространенными, но абсолютизировать их нет оснований. Часто специфика содержания контролируемого предмета требует использования новых форм, более адекватных Целям разработки тестов. Обычно такие инновации строятся на основе сочетания отдельных элементов основных форм.

Общие требования к предтестовым заданиям и процедурам их применения. Вне зависимости от формы предтестовые задания долж­ны удовлетворять следующим общим требованиям:

- каждое предтестовое задание имеет свой порядковый номер, который может изменяться после статистической оценки трудно­сти задания и выбора стратегии предъявления заданий теста;

- каждое предтестовое задание имеет эталон правильного от­вета (эталон оценивания для заданий со свободно конструируе­мым ответом);

- в предтестовом задании все элементы располагаются на чет­ко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

- для предтестовых заданий разрабатывается стандартная инст­рукция по выполнению, которая не меняется в рамках каждой формы и предваряет формулировку заданий в тесте;

- для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политомической оценки, общее для всех за­даний одной формы и сопровождающееся инструкцией по про­верке и подсчету сырых, (первичных) баллов по тесту.

Процесс тестовых измерений предельно стандартизируется, если:

- ни одному ученику не дается никаких преимуществ перед другими;

- заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем ответам учеников без исключения;

- в тест включены задания одной формы либо разных форм с оптимальными весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путем;

- тестирование различных групп испытуемых проводится в оди­наковое время, в сходных условиях;

- группа тестируемых выравнена по мотивации;

- все испытуемые выполняют одни и те же задания.

Последнее условие не исключает возможности списывания, подсказки и других нарушений, поэтому обычно стараются со­здать несколько параллельных по содержанию и трудности вари­антов одного теста. В целом выбор формы заданий и числа вариан­тов теста зависит от содержания контролируемого курса, целей контроля и требуемого уровня надежности измерений.

 

2. Предтестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

 

Основные элементы предтестовых заданий с выбором ответов. В предтестовых заданиях с выбором (закрытых заданиях) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключа­ются и другие варианты с выбором нескольких правильных (в том числе и в разной степени) ответов.

Неправильные, но правдоподобные ответы называются дистракторами [60; 78]. Если в задании два ответа, один из которых является дистрактором, то вероятность случайного выбора пра­вильного ответа путем угадывания равна 50%. Число дистракторов подбирается таким образом, чтобы задание не было слишком громоздким. Вместе с тем стараются не допустить слишком боль­шой вероятности угадывания правильного ответа. Поэтому чаше всего в заданиях бывает три или четыре дистрактора и один пра­вильный ответ.

Задания с двумя и тремя ответами обычно используют для экспресс-диагностики, например, в автоматизированных контрольно-обучающих программах для входа в обучающий модуль, при адаптивном тестировании или для самоконтроля, когда испытуемому необходимо оперативно выявить пробелы в собствен­ных знаниях. Однако из-за высокой вероятности угадывания зада­ния с двумя объектами не включают в итоговые тесты.

Правдоподобность дистракторов, их валидность. Если дистракторы сформулированы некорректно и не привлекательны даже для самых слабых испытуемых группы, они перестают выполнять свою функцию. На деле получается задание не с запланирован­ным, а с меньшим числом ответов. В худшем случае, если в зада­нии не работают все дистракторы, большинство учащихся выпол­нит задание верно, выбрав единственный правдоподобный пра­вильный ответ. В идеале каждый дистрактор должен в равной мере привлекать всех испытуемых, выбирающих неправильный ответ.

Мера привлекательности дистракторов оценивается после пер­вой апробации теста на репрезентативной выборке учащихся с помощью подсчёта долей учеников, выбравших каждый из дист­ракторов в качестве правильного ответа. Например, если задание с четырьмя дистракторами и одним правильным ответом выпол­няли 25 учеников и 12 из них ответили неверно, то каждый из четырех дистракторов в качестве правильного ответа должны вы­брать 3 ученика. Соответственно доля учащихся для каждого дистрактора будет равна 0,25. В этом случае все неправильные ответы к заданию равновероятно правдоподобны и, следовательно, сфор­мулированы удачно. Конечно, точное равенство долей практичес­ки недостижимо, но тем не менее, создавая задания, к нему нуж­но стремиться.

Углубленный анализ частоты выбора каждого дистрактора уча­щимися с различным уровнем подготовленности позволяет сде­лать вывод о валидности неправильных ответов. Если дистрактор чаще привлекает слабых учащихся, выполнивших верно незначи­тельное число заданий в тесте, то он считается валидным. Если же дистрактор кажется привлекательным в основном сильным уче­никам, его валидность невысока, и задание подлежит переработ­ке. В целом можно сказать, что тестовое задание считается «хоро­шо работающим», если знающие ученики выполняют его пра­вильно, а незнающие выбирают любой из дистракторов с равной вероятностью.

Инструкции к предтестовым заданиям с выбором. Если тестиро­вание проводится с помощью бланков, то задания с выбором одного правильного ответа сопровождаются следующей инструк­цией: «Обведите номер (букву) правильного ответа». Задания с несколькими правильными ответами обычно используются в те­кущем контроле для проверки классификационных и фактуальных знаний, хотя встречаются случаи, когда специфика содержания дисциплины вынуждает включать их в итоговые тесты. Такие задания сопровождаются специальной инструкцией, подчеркива­ющей необходимость выбора всех правильных ответов. Когда ди­стракторов намного меньше правильных ответов, их легко уга­дать. В подобной ситуации можно включить в число ответов толь­ко один неправильный, а учеников попросить выбрать один оши­бочный ответ, если это не противоречит дидактическим целям контроля и допускается содержанием предмета.

Иногда, по замыслу автора, при разработке задания заклады­ваются несколько правильных ответов, среди которых есть более и менее предпочтительные. В этом случае задание сопровождается следующий инструкцией: «Обведите номер наиболее правильного ответа». При компьютерной выдаче заданий инструкция может иметь такой вид: «Для ответа нажмите клавишу с номером (буквой) правильного ответа».

Обычно если все задания имеют одну форму, то инструкция приводится в начале теста. Если же в тест включены задания раз­ных форм, они сопровождаются различными инструкциями. Лег­ко представить, насколько осложнит выполнение теста чередова­ние инструкций на выбор правильного и неправильного ответов. Невнимательные ученики могут не заметить изменения инструк­ции и выполнить часть заданий неправильно, даже в том случае, если они наверняка знают правильный ответ. Поэтому рекоменду­ется менять инструкцию как можно реже – ровно столько раз, сколько требует стратегия предъявления заданий теста.

Преимущества предтестовых заданий с выбором ответов. Зада­ния с выбором имеют ряд преимуществ, связанных с быстротой их выполнения, простотой подсчета итоговых баллов учеников, возможностью автоматизации процедур проверки ответов учащихся и вытекающей отсюда минимизацией субъективного фактора при оценивании результатов выполнения теста. С их помощью можно более полно охватить содержание проверяемой учебной дисцип­лины и, следовательно, повысить содержательную валидность те­ста. Несомненным достоинством формы заданий с выбором явля­ется ее универсальность; она годится практически для любого предмета.

Недостатки предтестовых заданий с выбором ответов. К числу недостатков заданий с выбором следует отнести эффект угадыва­ния, характерный для слабоподготовленных учеников при ответах на наиболее трудные задания теста. Хотя возможность угадывания действительно существует, тестологи с помощью различных методов научились избегать подобных ситуаций. Для этого вводятся специальные инструкции, ориентирующие испытуемых на про­пуск незнакомого задания вместо ответа путем догадки. При под­счете баллов слабых учеников, полученных по наиболее трудным заданиям теста, добавляются специальные весовые коэффициен­ты, близкие к нулю, или увеличивается число заданий теста. Иногда применяется специальная формула для коррекции индивидуаль­ных баллов с поправкой на догадку [74]. Последний метод и поясняющая его формула приводятся в конце этой главы.

Отраженное в названии задания действие выбора вызывает необоснованную критику со стороны противников педагогических тестов, которые ошибочно отождествляют действия по выбору ответа с уровнем деятельности, необходимой для выполнении заданий теста. В заданиях, разработанных опытными авторами и не предназначенных для. проверки фактологического материала, ученику для получения правильного ответа нередко приходится применять цепочку знаний и умений на продуктивном уровне деятельности. Ряд критиков подчеркивает отрицательную роль непра­вильных ответов, способствующих, по их мнению, запоминанию ошибочной информации при выполнении теста. С этой точкой зре­ния можно не соглашаться в том случае, если задания с выбором используются при итоговом контроле. Но в текущем контроле, вы­полняющем корректирующие и обучающие функции, лучше отда­вать предпочтение заданиям с конструируемыми ответами.

Реальные, а не надуманные сложности возникают, при исполь­зовании заданий с выбором для проверки умений продуктивного уровня, связанных с применением знаний учащимися в незнако­мой ситуации, творческими аспектами подготовки, а также в случаях, когда требуется преобразование условий поставленной пе­ред учащимся задачи, в таких ситуациях задания с выбором гото­вых ответов использовать чаще всего невозможно. В условиях же массового аттестационного тестирования, когда необходимо при­влечь, эффективные компьютеризованные технологии для подсче­та баллов учеников и получить высокую объективность результа­тов педагогического измерения, достоинства заданий с выбором явно, перевешивают недостатки. Поэтому эта форма нередко доминирует при разработке итоговых тестов.

Разработка предтеетовых заданий с выбором ответов. Задания с выбором ответа должны удовлетворять ряду требований, допол­нение которых позволяет повысить качество теста. Они подробно изложены в работах отечественных и зарубежных авторов [54; 67]. С ними обязательно следует ознакомиться тем, кто собирается создавать задания теста.

Общая рекомендация – не следует разрабатывать задания на­кануне тестирования. Готовить задания лучше заранее, с тем что­бы оставить достаточно времени на их переработку. Содержание каждого задания, необходимо соотносить с измеряемой перемен­ной и стараться обеспечивать планируемый уровень трудности.

После окончания работы над заданиями до привлечения экс­пертов следует самостоятельно провести анализ их соответствия спецификации теста, оценить значимость их содержания и яс­ность формулировок. При разработке заданий необходимо обеспечить их относительную независимость, исключающую цепочную логику выполнения, когда ответ из одного задания служит усло­вием выполнения другого задания теста. Не стоит использовать в тесте задания, приведенные в учебниках, в противном случае бу­дет проверяться память учащихся, а не освоение умений. Тесты учебных достижений не должны содержать заданий-ловушек, при­сутствующих в психологических тестах.

Примеры предтестовых заданий с двумя и тремя ответами. В зада­ниях с двумя ответами проще всего подбирать дистракторы посред­ством отрицания того, что является верным. Не рекомендуется ис­пользовать вместо дистракторов слова «да», «нет», поскольку в про­тивном случае будет довольно трудно сформулировать утвержде­ния, на которые можно дать однозначный ответ. Например:

 

Задание 1

Если вычитаемое увеличили на 12 единиц, а разность также увеличи­лась на 15 единиц, то уменьшаемое

1) увеличилось

2) уменьшилось.

 

Задания с тремя ответами Обычно используют в экспресс-ди­агностике в тех случаях, когда в силу специфики содержания не­достаточно двух ответов. Иногда онн появляются вследствие уда­ления «неработающих» дистракторов. В целом такие задания не­удачны, поскольку они недостаточно кратки и в них высока веро­ятность угадывания правильного ответа. Например:

 

Задание 2

Импульс, поступающий по блуждающему нерву

1} учащает работу сердца

2) замедляет работу сердца

3) не влияет на деятельность сердца.

 

Предтестовые задания е четырьмя и пятью ответами. В боль­шинстве тестов встречаются задания с четырьмя – пятью ответа­ми, из которых один верный. При умелой разработке они могут быть достаточно краткими, и в них невысока вероятность угадывания правильного ответа (0,25 при четырех ответах и 0,20 при пяти). Например:

 

 Задание 3

Кадеты считали главным методом решения основных проблем России

1) революционное восстание масс

2) политический террор

3) тактику давления на правительство через представительные орга­ны, парламент

4) всеобщую политическую стачку,

 

Задание 4

Древние люди не могли охотиться на

1) мамонта

2) морскую корову

3) эластомерия

4) иностранцевия

5) глиптодонта.

 

Наиболее удачными можно считать задания, выполнение ко­торых помимо традиционного длинного пути предполагает воз­можность довольно быстрого (3 — 4 с) ответа. Разумеется, быстрое решение по силам только учащемуся с чёткой структурой, знаний и твёрдыми навыками по проверяемому разделу. Слабо подготов­ленные ученики пойдут по традиционному пути и истратят на задание не 3 — 4 с, а положенные 1 — 2 мин.

Фасетные задания в тесте. Даже в условиях хорошо организо­ванного процесса тестирования при наличии единственного ва­рианта теста велика вероятность списывания, подсказок и других нежелательных моментов. Поэтому обычно разрабатывают 5 — 8 параллельных вариантов теста, для которых можно использовать фа­сетные задания. Под фасетом понимается форма, обеспечиваю­щая представление, нескольких вариантов одного и того же эле­мента содержания теста [60; 72].

Каждый испытуемый получает из фасета только один вариант задания. При этом все испытуемые группы выполняют однотип­ные задания, но с разными элементами фасета и, соответствен­но, с разными ответами. Таким образом, решаются одновременно две задачи: устраняется возможность списывания и обеспечивает­ся параллельность вариантов тестов, предлагаемых различным ученикам. В приведенном далее примере содержатся два задания, одно из которых предназначено для выбора архитектурных комп­лексов окрестностей Москвы, а другое – Санкт-Петербурга:

 

Задание 5

К дворцовым комплексам окрестностей

относятся

1) Павловск, Ораниенбаум

2) Архангельское, Царицыно

3.) Петергоф, Гатчина

4) Царское село, Стрельня.

 

Особенно легко и удобно создавать фасетные задания по есте­ственному циклу дисциплин путем введения параметров в зада­ния теста. Например, выбирая различные значения параметров a, b, c – коэффициентов квадратного уравнения, обеспечивающих неотрицательность его дискриминанта, – можно получить мно­жество однотипных заданий.

Предтестовые задания с выбором нескольких правильных отве­тов. Задания с несколькими правильными ответами обычно ста­раются не включать в итоговые тесты, результаты которых используются для административно-управленческих решений в образовании. Появление частично правильных ответов учащихся, воз­никающих при выборе не всех запланированных верных ответов, приводит к снижению объективности и сопоставимости оценок, получаемых учениками по тесту.

В текущем контроле такие задания, наоборот, желательны, по­скольку ученик должен не только найти правильные ответы, но и сам определить их число, что значительно разнообразит и услож­няет задачу.

Предтестовые задания на выбор неправильного ответа. Ориен­тация учащихся на выбор неправильного ответа часто вызывает негативную реакцию у многих педагогов. Особенно неуместны за­дания на выбор неправильного ответа в тестах по русскому языку или по истории. Недопустимо, например, когда задание нацели­вает ученика на неправильное написание слов либо на неверную оценку исторических событий. Однако если нужно проверить зна­ние учеником определенных правил по технике безопасности, например во время проведения химических опытов, то выбор не­правильного ответа становится просто находкой.

В случае, когда большая часть заданий в тесте ориентирована на выбор правильного ответа, заданий с противоположной инструк­цией в тесте должно быть не более двух-трех.

Оценка результатов выполнения заданий, первичный, или сы­рой, балл. При подсчете результатов выполнения заданий с выбо­ром одного правильного ответа обычно предпочитают дихотоми­ческую оценку. За правильное выполнение задания испытуемый получает «1», а за неправильный ответ или пропуск – «0». Сумми­рование всех единиц позволяет вычислить индивидуальный (пер­вичный, или сырой) балл испытуемого, который в случае дихо­томической оценки равен количеству правильно выполненных заданий в тесте.

Если правильный ответ не один, то чаще всего используется политомическая оценка, которая пропорциональна числу правиль­но выбранных ответов.

Коррекция на догадку первичных тестовых баллов. Из-за эф­фекта угадывания ответов в заданиях с выбором сырые баллы ста­раются скорректировать путем ввода поправки на догадку. Форму­ла коррекции баллов, полученных в результате выполнения зада­ний с ответами, из которых только один верный, имеет следу­ющий вид:

,                                                                   (2)

где i – номер любого испытуемого группы;  – скорректиро­ванный балл i-го испытуемого; Xi – тестовый балл до коррекции; Wi – число невыполненных (неправильно выполненных, пропущенных, недостигнутых) заданий теста, а Xi+ Wi=N, где N – число заданий в тесте.

Если в заданиях только один дистрактор и один верный ответ, то k – 1=1, поэтому коррекция баллов осуществляется довольно просто. Для каждого испытуемого вычисляется разность между числом правильно выполненных и невыполненных им заданий теста. Например, если в тесте из 60 заданий испытуемый выпол­нил правильно 50, а неправильно – 10, то скорректированный балл будет равен 50 – 10 = 40. Для более слабого ученика, выпол­нившего правильно всего 30 заданий из 60, балл после коррекции станет равен 30 – 30 = 0. Таким образом, балл сильного ученика уменьшился в результате коррекции весьма незначительно, всего на 10 единиц. Иначе обстоит дело с баллом учащегося, который выполнил правильно всего половину, заданий теста. После кор­рекции он получит 0 баллов, так как в половине заданий с двумя ответами он вполне мог угадать правильный ответ.

Формула коррекции имеет определенные недостатки, снижаю­щие точность тестовых измерений. Это связано, с тем, что в основу ее построения положен ряд искусственных предположений, неред­ко не согласующихся с реальной процедурой выполнения теста. В частности далеко не в полной мере выполняется предположение о том, что все неправильные ответы являются следствием случай­ного угадывания. Столь же условно другое предположение об оди­наковой вероятности выбора каждого ответа задания теста.

 

3. Предтестовые задания с конструируемым ответом

 

Общая характеристика. В заданиях с конструируемым ответом (заданиях на дополнение, открытых заданиях) готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов. Первый предполага­ет получение учащимся строго регламентированных по содержа­нию и форме представления правильных ответов. Второй – зада­ния со свободно конструируемыми ответами, в которых учащиеся составляют развернутые ответы, произвольные по длине и форме представления и содержащие полное решения задачи с поясне­ниями, микросочинения (эссе) и т.д. [60; 72].

Предтестовые задания с конструируемым регламентированным ответом. В заданиях первого вида заранее определяется то, что од­нозначно считается правильным ответом, и задается степень пол­ноты его представления. Обычно ответ бывает достаточно крат­ким – в виде слова, числа, формулы, символа и т.д. Регламенти­рованная краткость ответов накладывает определенные ограниче­ния на сферу применения, поэтому, задания первого вида в ос­новном используются для оценки довольно узкого круга учебных умений. Обычно с их помощью проверяются умения воспроизво­дить и применять знания в знакомой ситуации, а также выявля­ются уровень понимания изученного фактологического материа­ла, знание понятийного аппарата и т.д.

Для разработки заданий с конструируемым регламентирован­ным ответом необходимо мысленно сформулировать вопрос, за­тем записать четкий и краткий ответ, в котором на месте ключе­вого слова, символа или числа ставится прочерк. В силу однозначности правильного ответа проверка результатов выполнения зада­ний с конструируемым регламентированным ответом носит до­вольно объективный характер, ее осуществляют в компьютерной форме с последующей перепроверкой всех неправильных ответов учащихся экспертным путем. Ответы на задания приводятся на месте прочерка или заносятся учащимся в специальный бланк. Например:

 

Задание 6

Решите уравнение = х +1 и занесите ответ в бланк.

 

Задание 7

Процесс, для которого теплоемкость постоянна, называется __________.

 

Задания с конструируемым регламентированным ответом ма­лотехнологичны. В них нередко появляются частично правильные и правильные в разной степени ответы. Вписывая ответ на место прочерка, ученик может выбрать синонимы пропущенного запла­нированного разработчиком слова или изменить порядок следо­вания элементов в пропущенной формуле, что значительно за­трудняет автоматизированную проверку и оценку результатов.

Предтестовые задания со свободно конструируемым ответом. Задания второго вида не имеют ограничений по содержанию и форме представления ответов. За отпущенное время на специаль­ных бланках для ответов ученик может писать что угодно и как угодно. Несомненно, такие условия выполнения во многом близ­ки к традиционным письменным работам, поэтому задания со свободно конструируемым ответом воспринимаются положитель­но абсолютным большинством педагогов. Они интересны и раз­нообразны в содержательном плане. С их помощью можно выявить способы решения учебных задач, вычленить этапы мыслительно­го процесса и подвести итоги отдельных этапов, что особенно важно для анализа типичных ошибок учеников.

Разработка заданий со свободно конструируемым ответом мо­жет показаться неоправданно легкой. На самом деле сформули­ровать задание просто, а вот предложить эталон оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения достаточно сложно. Так, формулировка за­дания по истории с развернутым ответом достаточно кратка. Например:

 

Задание 8

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих за­дач (не менее трех примеров).

 

Но для того чтобы задание попало в тест, его автору необходи­мо стандартизовать процедуру проверки, а это объемная работа, вызывающая подчас много нареканий из-за неоднозначности ре­зультатов ее выполнения. В естественных науках предложить эта­лон выполнения вместе с оценочными критериями гораздо легче. Например:

 

Задание 9

При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log2x и g(х) = log2(3 -х) будут отличаться меньше, чем на 1?

Далее идет решение, в соответствии с которым разрабатываются оце­ночные критерии, представленные в следующей таблице.

Баллы

Критерии оценки выполнения задания 9

2

Приведена верная последовательность шагов решения:

1) составление неравенства, содержащего модуль;

2) решение неравенства.

Все преобразования и вычисления проведены правильно, получен верный ответ

1

Приведена верная последовательность шагов решения. При решении неравенства в шаге 2 допущена описка и/или негру­бая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой описки и/или ошибки может быть получен неверный ответ

0

Все случаи решения, не соответствующие указанным выше критериям выставления оценок в 1 или 2 балла

 

Проверка заданий с развернутыми ответами проводится экс­пертами в соответствии со стандартизированными инструкция­ми, содержащими эталон оптимального ответа с описывающими его характеристиками и признаками качества, как в приведенном примере. К эталону должны прилагаться оценочные категории для выставления полигамической оценки, нуждающиеся в апробации и статистическом обосновании качества, поскольку среди них могут быть как не «работающие», так и снижающие дифференцирую­щий эффект теста.

Оценивание результатов выполнения предтестояых заданий со свободно конструируемыми ответами. Задания типа эссе можно оценивать в соответствии:

- с простыми схемами оценивания, когда при выборе крите­риев ориентируются на содержание ответов учащихся;

- с усложненными схемами оценивания, учитывающими при экспертизе содержание ответов, характеристики качества пред­ставления текста, его полноту и стиль или любые другие факто­ры, кажущиеся важными разработчику задания;

- с рейтинговым методом, предполагающим накопительную оценку, которая получается путем сложения отдельных оценок в соответствии с общим впечатлением экспертов от полного ответа на задание.

При любой схеме оценивания задания со свободно конструи­руемыми ответами нуждаются в политомической оценке, что иног­да неоправданно завышает их общий вес в балле по тесту. Для того чтобы избежать такой ситуации и уменьшить влияние субъективного компонента, число критериев оценивания обычно старают­ся ограничить, например от «0» до «3» или от «0» до «4».

В целом задания с развернутыми ответами требуют, значитель­ных затрат преподавательского труда при проверке, так как экс­пертам приходится анализировать множество в разной степени правильных ответов и сравнивать их с эталоном. При этом не при­нимаются во внимание полнота, внешнее оформление ответов, орфографические ошибки и то, что не входит в критерии для выставления политомической оценки, хотя сейчас для проверки существуют специальные программы ПК [66]. Обычно в силу низ­кой технологичности такие задания занимают не более 10 — 15% от всех заданий теста. Правда, в последнее время в связи с тенден­цией, к проверке творческих аспектов подготовленности учащихся число заданий с развернутыми ответами может составлять 50% от общей длины теста.

Инструкции для предтестовых заданий с конструируемыми от­ветами. Для заданий с кратким регламентированным ответом, сформулированных в виде незаконченных утверждений и предъяв­ляемых без специальных бланков для ответа, обычно используют инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».

В тех случаях, когда для ответов к заданиям с кратким регла­ментированным ответом предлагаются специальные бланки, ин­струкция может иметь такой вид: «Ответы к заданиям запишите в бланке ответов справа от соответствующих номеров заданий. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве­денными образцами на бланке ответов».

Инструкция для заданий со свободно конструируемым отве­том обычно имеет произвольную форму. Главное – сказать доста­точно, чтобы в максимальной степени облегчить и стандартизо­вать работу экспертов при проверке результатов тестирования, снизить влияние субъективных факторов и повысить надежность педагогических измерений.

4. Предтестовые задания на установление соответствия

Общая характеристика. Задания на соответствие имееет специ­фический вид: под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить учащемуся [60; 72; 74]; слева обычно приводятся элементы задаю­щего множества, содержащего постановку проблемы; справа – элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть вза­имно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столб­цах одинаковое, то для последнего элемента задающего множе­ства выбора не произойдет, поэтому в множество для выбора ста­раются включить несколько дистракторов. Встречаются случаи, оп­ределяемые спецификой содержания предмета, когда для несколь­ких элементов левого столбца выбираются одни и те же элементы справа. Например, задание 10 построено удачно, а задание 11 – неудачно, поскольку оно включает шесть заданий с выбором од­ного ответа из двух.

Задание 10

Установите соответствие между датами и внешнеполитическими со­бытиями. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответ­ствующий элемент (а, б, в, г, д).

Даты                                                      События

1)  1922 г.              а) подписание Рапалльского договора с Германией

2)  1924 г.              б) заключение договора о ненападении с Германией

3)  1934 г.              в) заключение Брестского мира с Германией

4)  1939 г.              г) вступление в Лигу Наций

    д) «полоса дипломатического признания» СССР

Ответы: 1____, 2____, 3____, 4____.

Задание 11

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

Признак                                                                     Класс

1) оплодотворение внутреннее                               а) земноводные

2) оплодотворение у большинства видов              б) пресмыкающиеся

наружное

3) непрямое развитие

4) размножение и развитие происходит на суше

5) тонкая кожа, покрытая близью

6) яйца с большим запасом питательных веществ

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Задания на установление соответствия по алгоритму выполне­ния близки к заданиям с выбором ответа, поскольку ученик вы­бирает из числа ответов предложенных преподавателем, правиль­ный ответ. За рубежом задания на соответствие не выделяют в отдельный вид, а считают одной из разновидностей заданий с выбором ответов. Как и в заданиях с выбором ответов, наиболь­шие трудности при разработке связаны с подбором правдоподоб­ных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдопо­добности каждого дистрактора устанавливается эмпирически. В ито­говом контроле задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем со­держания.

Инструкция к заданиям на соответствие. К заданиям на соот­ветствие прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «Установите соответствие». Иногда используют развернутую инструкцию, особенно в тех случаях, когда есть отдельный бланк ответов. Например, инструкция может иметь вид: «Буквы, соот­ветствующие заданным элементам, сначала запишите в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите в бланк».

Оценивание результатов выполнения заданий на соответствие. Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотоми­ческом оценивании за все правильно установленные соответствия в задании теста ставится «1». Если хотя бы одно соответствие не­верно, то за частично правильно выполненное задание на соот­ветствие учащийся получает «0».

При полигамическом оценивании за каждое правильное соот­ветствие ставится «1». В этом случае при проверке заданий на соот­ветствие используется политомическая оценка, и общее количе­ство баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.

5. Задания на установление правильной последовательности

Общая характеристика. Тестовые задания четвертой формы пред­назначены для оценки уровня владения последовательностью дей­ствий, процессов и т.п. Элементы, связанные с определенной за­дачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элемен­тов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте [60; 72; 81].

Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет следующий вид: «Установите правильную последовательность». Иногда инструкцию включают в текст задания. Например:

 

Задание 12

Расположите имена русских полководцев в хронологической последо­вательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведенную в тексте зада­ния таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) Дмитрий Пожарский

Б) Алексей Ермолов

В) Михаил Скобелев

Г) Алексей Орлов

 

 

 

 

 

 

Задание 13

Установите правильную последовательность механизма выдоха, рас­ставив номера в отведенных местах:

□ – спадение легких

□ – торможение центра дыхательных мышц в спинном мозге

□ – возбуждение центра выдоха в продолговатом мозге

□ – расслабление диафрагмы и вспомогательных мышц

□ – уменьшение грудной полости

 

Во многих случаях задания на установление правильной после­довательности крайне нетехнологичны или неприменимы в силу специфики содержания предмета. Они громоздки и нередко до­пускают неоднозначную последовательность ответов.

 

6. Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий

 

В процессе разработки теста у автора всегда возникает вопрос: «Остановиться на какой-нибудь одной форме заданий или совме­стить различные формы в одном тесте?» Выбор автора во многом должен определяться спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало в данном случае зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпи­рических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста.

Организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста легко, если тест состоит лишь из заданий с выбором ответов. Результаты выполнения заданий с конструируе­мыми ответами требуют ручной обработки и привлечения экспертов, а следовательно – дополнительных материальных затрат и времени на проверку. Обилие форм в тесте затрудняет работу ученика и значительно усложняет статистическую обработку эм­пирических результатов выполнения теста.

К сожалению, требование моноформности не всегда выполни­мо, поскольку не все знания и умения ученика можно проверить с помощью моноформного теста. В связи с этим часто приходится идти на совмещение форм, что при прочих равных условиях все­гда негативно отражается на точности измерений, обеспечивае­мой тестом.

Выбор оптимальной формы предтестовых заданий обычно бывает связан со спецификой содержания теста. При этом при­ходится учитывать достоинства и недостатки каждой из форм (табл. 4) и принимать определенное компромиссное решение в процессе такого выбора.

Таблица 4

Достоинства и недостатки различных форм предтестовых заданий

Форма предтес­товых заданий

Достоинства

Недостатки

Задания с дву­мя ответами

Благодаря краткости поз­воляют охватить большой объем материала, легко разрабатываются (только один дистрактор), результаты выполнения обрабатываются быстро с высо­кой объективностью

Стимулируют механиче­ское запоминание, поощряют угадывание, тре­буют увеличения количе­ства заданий и, соответственно, времени тестирования для компенса­ции эффекта угадывания

Задания с вы­бором из четырех-пяти от­ветов

Годятся для самых раз­личных предметов, в силу краткости формулировок в тесте можно охватить большой объем содержания, обеспечивают возможность автоматизиро­ванной проверки и высо­кую объективность оце­нок учащихся, позволяют провести развернутый статистический анализ своих характеристик, скоррек­тировать их и значительно повысить надежность педагогических измерений

Требуют значительной работы авторов при подборе дистракторов, не годятся для проверки продуктивного уровня деятельности и когнитивных умений

Задания с конструируемыми регламентированными ответами

Просты в разработке, исключено угадывание, час­тично годятся для автоматизированной проверки

Проверяют в основном знание фактологического материала или понятийного аппарата, иногда (в гуманитарных предметах) приводят к неоднозначным правильным и частично правильным ответам

Задания со сво­бодно конструируемыми отве­тами

Позволяют оценивать сложные учебные дости­жения, в том числе творческий уровень деятель­ности, легко формулиру­ются, исключают угадывание

Требуют длительной дорогостоящей процедуры проверки, значительного времени выполнения, не дозволяют охватить значительный объем содержания предмета, снижа­ют надежность педагоги­ческих измерений

Задания на соответствие

Просты в разработке, идеально подходят для оценивания ассоциатив­ных знаний и проведения текущего контроля, умень­шают эффект угадывания

В основном используются лишь для проверки репродуктивного уровня деятельности и алгоритмических умений, гро­моздки по форме представления