Лекция 10. Формы предтестовых заданий.
1. Классификация предтестовых заданий и требования к ним. 2. Предтестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. 3. Предтестовые задания с конструируемым ответом. 4. Предтестовые задания на установление соответствия. 5. Предтестовые задания на установление правильной последовательности. 6. Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий.
1. Классификация предтестовых заданий и общие требования к ним.
Классификация предтестовых заданий. В соответствии с наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификацией предтестовых заданий выделяют: 1) задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов; 2) задания с конструируемым ответом, требующие при выполнении от ученика самостоятельного получения ответов; 3) задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств; 4) задания на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных педагогом [26; 60; 72; 78]. Названные четыре формы тестовых заданий являются основными и наиболее распространенными, но абсолютизировать их нет оснований. Часто специфика содержания контролируемого предмета требует использования новых форм, более адекватных Целям разработки тестов. Обычно такие инновации строятся на основе сочетания отдельных элементов основных форм. Общие требования к предтестовым заданиям и процедурам их применения. Вне зависимости от формы предтестовые задания должны удовлетворять следующим общим требованиям: - каждое предтестовое задание имеет свой порядковый номер, который может изменяться после статистической оценки трудности задания и выбора стратегии предъявления заданий теста; - каждое предтестовое задание имеет эталон правильного ответа (эталон оценивания для заданий со свободно конструируемым ответом); - в предтестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы; - для предтестовых заданий разрабатывается стандартная инструкция по выполнению, которая не меняется в рамках каждой формы и предваряет формулировку заданий в тесте; - для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политомической оценки, общее для всех заданий одной формы и сопровождающееся инструкцией по проверке и подсчету сырых, (первичных) баллов по тесту. Процесс тестовых измерений предельно стандартизируется, если: - ни одному ученику не дается никаких преимуществ перед другими; - заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем ответам учеников без исключения; - в тест включены задания одной формы либо разных форм с оптимальными весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путем; - тестирование различных групп испытуемых проводится в одинаковое время, в сходных условиях; - группа тестируемых выравнена по мотивации; - все испытуемые выполняют одни и те же задания. Последнее условие не исключает возможности списывания, подсказки и других нарушений, поэтому обычно стараются создать несколько параллельных по содержанию и трудности вариантов одного теста. В целом выбор формы заданий и числа вариантов теста зависит от содержания контролируемого курса, целей контроля и требуемого уровня надежности измерений.
2. Предтестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Основные элементы предтестовых заданий с выбором ответов. В предтестовых заданиях с выбором (закрытых заданиях) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты с выбором нескольких правильных (в том числе и в разной степени) ответов. Неправильные, но правдоподобные ответы называются дистракторами [60; 78]. Если в задании два ответа, один из которых является дистрактором, то вероятность случайного выбора правильного ответа путем угадывания равна 50%. Число дистракторов подбирается таким образом, чтобы задание не было слишком громоздким. Вместе с тем стараются не допустить слишком большой вероятности угадывания правильного ответа. Поэтому чаше всего в заданиях бывает три или четыре дистрактора и один правильный ответ. Задания с двумя и тремя ответами обычно используют для экспресс-диагностики, например, в автоматизированных контрольно-обучающих программах для входа в обучающий модуль, при адаптивном тестировании или для самоконтроля, когда испытуемому необходимо оперативно выявить пробелы в собственных знаниях. Однако из-за высокой вероятности угадывания задания с двумя объектами не включают в итоговые тесты. Правдоподобность дистракторов, их валидность. Если дистракторы сформулированы некорректно и не привлекательны даже для самых слабых испытуемых группы, они перестают выполнять свою функцию. На деле получается задание не с запланированным, а с меньшим числом ответов. В худшем случае, если в задании не работают все дистракторы, большинство учащихся выполнит задание верно, выбрав единственный правдоподобный правильный ответ. В идеале каждый дистрактор должен в равной мере привлекать всех испытуемых, выбирающих неправильный ответ. Мера привлекательности дистракторов оценивается после первой апробации теста на репрезентативной выборке учащихся с помощью подсчёта долей учеников, выбравших каждый из дистракторов в качестве правильного ответа. Например, если задание с четырьмя дистракторами и одним правильным ответом выполняли 25 учеников и 12 из них ответили неверно, то каждый из четырех дистракторов в качестве правильного ответа должны выбрать 3 ученика. Соответственно доля учащихся для каждого дистрактора будет равна 0,25. В этом случае все неправильные ответы к заданию равновероятно правдоподобны и, следовательно, сформулированы удачно. Конечно, точное равенство долей практически недостижимо, но тем не менее, создавая задания, к нему нужно стремиться. Углубленный анализ частоты выбора каждого дистрактора учащимися с различным уровнем подготовленности позволяет сделать вывод о валидности неправильных ответов. Если дистрактор чаще привлекает слабых учащихся, выполнивших верно незначительное число заданий в тесте, то он считается валидным. Если же дистрактор кажется привлекательным в основном сильным ученикам, его валидность невысока, и задание подлежит переработке. В целом можно сказать, что тестовое задание считается «хорошо работающим», если знающие ученики выполняют его правильно, а незнающие выбирают любой из дистракторов с равной вероятностью. Инструкции к предтестовым заданиям с выбором. Если тестирование проводится с помощью бланков, то задания с выбором одного правильного ответа сопровождаются следующей инструкцией: «Обведите номер (букву) правильного ответа». Задания с несколькими правильными ответами обычно используются в текущем контроле для проверки классификационных и фактуальных знаний, хотя встречаются случаи, когда специфика содержания дисциплины вынуждает включать их в итоговые тесты. Такие задания сопровождаются специальной инструкцией, подчеркивающей необходимость выбора всех правильных ответов. Когда дистракторов намного меньше правильных ответов, их легко угадать. В подобной ситуации можно включить в число ответов только один неправильный, а учеников попросить выбрать один ошибочный ответ, если это не противоречит дидактическим целям контроля и допускается содержанием предмета. Иногда, по замыслу автора, при разработке задания закладываются несколько правильных ответов, среди которых есть более и менее предпочтительные. В этом случае задание сопровождается следующий инструкцией: «Обведите номер наиболее правильного ответа». При компьютерной выдаче заданий инструкция может иметь такой вид: «Для ответа нажмите клавишу с номером (буквой) правильного ответа». Обычно если все задания имеют одну форму, то инструкция приводится в начале теста. Если же в тест включены задания разных форм, они сопровождаются различными инструкциями. Легко представить, насколько осложнит выполнение теста чередование инструкций на выбор правильного и неправильного ответов. Невнимательные ученики могут не заметить изменения инструкции и выполнить часть заданий неправильно, даже в том случае, если они наверняка знают правильный ответ. Поэтому рекомендуется менять инструкцию как можно реже – ровно столько раз, сколько требует стратегия предъявления заданий теста. Преимущества предтестовых заданий с выбором ответов. Задания с выбором имеют ряд преимуществ, связанных с быстротой их выполнения, простотой подсчета итоговых баллов учеников, возможностью автоматизации процедур проверки ответов учащихся и вытекающей отсюда минимизацией субъективного фактора при оценивании результатов выполнения теста. С их помощью можно более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины и, следовательно, повысить содержательную валидность теста. Несомненным достоинством формы заданий с выбором является ее универсальность; она годится практически для любого предмета. Недостатки предтестовых заданий с выбором ответов. К числу недостатков заданий с выбором следует отнести эффект угадывания, характерный для слабоподготовленных учеников при ответах на наиболее трудные задания теста. Хотя возможность угадывания действительно существует, тестологи с помощью различных методов научились избегать подобных ситуаций. Для этого вводятся специальные инструкции, ориентирующие испытуемых на пропуск незнакомого задания вместо ответа путем догадки. При подсчете баллов слабых учеников, полученных по наиболее трудным заданиям теста, добавляются специальные весовые коэффициенты, близкие к нулю, или увеличивается число заданий теста. Иногда применяется специальная формула для коррекции индивидуальных баллов с поправкой на догадку [74]. Последний метод и поясняющая его формула приводятся в конце этой главы. Отраженное в названии задания действие выбора вызывает необоснованную критику со стороны противников педагогических тестов, которые ошибочно отождествляют действия по выбору ответа с уровнем деятельности, необходимой для выполнении заданий теста. В заданиях, разработанных опытными авторами и не предназначенных для. проверки фактологического материала, ученику для получения правильного ответа нередко приходится применять цепочку знаний и умений на продуктивном уровне деятельности. Ряд критиков подчеркивает отрицательную роль неправильных ответов, способствующих, по их мнению, запоминанию ошибочной информации при выполнении теста. С этой точкой зрения можно не соглашаться в том случае, если задания с выбором используются при итоговом контроле. Но в текущем контроле, выполняющем корректирующие и обучающие функции, лучше отдавать предпочтение заданиям с конструируемыми ответами. Реальные, а не надуманные сложности возникают, при использовании заданий с выбором для проверки умений продуктивного уровня, связанных с применением знаний учащимися в незнакомой ситуации, творческими аспектами подготовки, а также в случаях, когда требуется преобразование условий поставленной перед учащимся задачи, в таких ситуациях задания с выбором готовых ответов использовать чаще всего невозможно. В условиях же массового аттестационного тестирования, когда необходимо привлечь, эффективные компьютеризованные технологии для подсчета баллов учеников и получить высокую объективность результатов педагогического измерения, достоинства заданий с выбором явно, перевешивают недостатки. Поэтому эта форма нередко доминирует при разработке итоговых тестов. Разработка предтеетовых заданий с выбором ответов. Задания с выбором ответа должны удовлетворять ряду требований, дополнение которых позволяет повысить качество теста. Они подробно изложены в работах отечественных и зарубежных авторов [54; 67]. С ними обязательно следует ознакомиться тем, кто собирается создавать задания теста. Общая рекомендация – не следует разрабатывать задания накануне тестирования. Готовить задания лучше заранее, с тем чтобы оставить достаточно времени на их переработку. Содержание каждого задания, необходимо соотносить с измеряемой переменной и стараться обеспечивать планируемый уровень трудности. После окончания работы над заданиями до привлечения экспертов следует самостоятельно провести анализ их соответствия спецификации теста, оценить значимость их содержания и ясность формулировок. При разработке заданий необходимо обеспечить их относительную независимость, исключающую цепочную логику выполнения, когда ответ из одного задания служит условием выполнения другого задания теста. Не стоит использовать в тесте задания, приведенные в учебниках, в противном случае будет проверяться память учащихся, а не освоение умений. Тесты учебных достижений не должны содержать заданий-ловушек, присутствующих в психологических тестах. Примеры предтестовых заданий с двумя и тремя ответами. В заданиях с двумя ответами проще всего подбирать дистракторы посредством отрицания того, что является верным. Не рекомендуется использовать вместо дистракторов слова «да», «нет», поскольку в противном случае будет довольно трудно сформулировать утверждения, на которые можно дать однозначный ответ. Например:
Задание 1 Если вычитаемое увеличили на 12 единиц, а разность также увеличилась на 15 единиц, то уменьшаемое 1) увеличилось 2) уменьшилось.
Задания с тремя ответами Обычно используют в экспресс-диагностике в тех случаях, когда в силу специфики содержания недостаточно двух ответов. Иногда онн появляются вследствие удаления «неработающих» дистракторов. В целом такие задания неудачны, поскольку они недостаточно кратки и в них высока вероятность угадывания правильного ответа. Например:
Задание 2 Импульс, поступающий по блуждающему нерву 1} учащает работу сердца 2) замедляет работу сердца 3) не влияет на деятельность сердца.
Предтестовые задания е четырьмя и пятью ответами. В большинстве тестов встречаются задания с четырьмя – пятью ответами, из которых один верный. При умелой разработке они могут быть достаточно краткими, и в них невысока вероятность угадывания правильного ответа (0,25 при четырех ответах и 0,20 при пяти). Например:
Задание 3 Кадеты считали главным методом решения основных проблем России 1) революционное восстание масс 2) политический террор 3) тактику давления на правительство через представительные органы, парламент 4) всеобщую политическую стачку,
Задание 4 Древние люди не могли охотиться на 1) мамонта 2) морскую корову 3) эластомерия 4) иностранцевия 5) глиптодонта.
Наиболее удачными можно считать задания, выполнение которых помимо традиционного длинного пути предполагает возможность довольно быстрого (3 — 4 с) ответа. Разумеется, быстрое решение по силам только учащемуся с чёткой структурой, знаний и твёрдыми навыками по проверяемому разделу. Слабо подготовленные ученики пойдут по традиционному пути и истратят на задание не 3 — 4 с, а положенные 1 — 2 мин. Фасетные задания в тесте. Даже в условиях хорошо организованного процесса тестирования при наличии единственного варианта теста велика вероятность списывания, подсказок и других нежелательных моментов. Поэтому обычно разрабатывают 5 — 8 параллельных вариантов теста, для которых можно использовать фасетные задания. Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление, нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста [60; 72]. Каждый испытуемый получает из фасета только один вариант задания. При этом все испытуемые группы выполняют однотипные задания, но с разными элементами фасета и, соответственно, с разными ответами. Таким образом, решаются одновременно две задачи: устраняется возможность списывания и обеспечивается параллельность вариантов тестов, предлагаемых различным ученикам. В приведенном далее примере содержатся два задания, одно из которых предназначено для выбора архитектурных комплексов окрестностей Москвы, а другое – Санкт-Петербурга:
Задание 5
К дворцовым комплексам окрестностей
относятся 1) Павловск, Ораниенбаум 2) Архангельское, Царицыно 3.) Петергоф, Гатчина 4) Царское село, Стрельня.
Особенно легко и удобно создавать фасетные задания по естественному циклу дисциплин путем введения параметров в задания теста. Например, выбирая различные значения параметров a, b, c – коэффициентов квадратного уравнения, обеспечивающих неотрицательность его дискриминанта, – можно получить множество однотипных заданий. Предтестовые задания с выбором нескольких правильных ответов. Задания с несколькими правильными ответами обычно стараются не включать в итоговые тесты, результаты которых используются для административно-управленческих решений в образовании. Появление частично правильных ответов учащихся, возникающих при выборе не всех запланированных верных ответов, приводит к снижению объективности и сопоставимости оценок, получаемых учениками по тесту. В текущем контроле такие задания, наоборот, желательны, поскольку ученик должен не только найти правильные ответы, но и сам определить их число, что значительно разнообразит и усложняет задачу. Предтестовые задания на выбор неправильного ответа. Ориентация учащихся на выбор неправильного ответа часто вызывает негативную реакцию у многих педагогов. Особенно неуместны задания на выбор неправильного ответа в тестах по русскому языку или по истории. Недопустимо, например, когда задание нацеливает ученика на неправильное написание слов либо на неверную оценку исторических событий. Однако если нужно проверить знание учеником определенных правил по технике безопасности, например во время проведения химических опытов, то выбор неправильного ответа становится просто находкой. В случае, когда большая часть заданий в тесте ориентирована на выбор правильного ответа, заданий с противоположной инструкцией в тесте должно быть не более двух-трех. Оценка результатов выполнения заданий, первичный, или сырой, балл. При подсчете результатов выполнения заданий с выбором одного правильного ответа обычно предпочитают дихотомическую оценку. За правильное выполнение задания испытуемый получает «1», а за неправильный ответ или пропуск – «0». Суммирование всех единиц позволяет вычислить индивидуальный (первичный, или сырой) балл испытуемого, который в случае дихотомической оценки равен количеству правильно выполненных заданий в тесте. Если правильный ответ не один, то чаще всего используется политомическая оценка, которая пропорциональна числу правильно выбранных ответов. Коррекция на догадку первичных тестовых баллов. Из-за эффекта угадывания ответов в заданиях с выбором сырые баллы стараются скорректировать путем ввода поправки на догадку. Формула коррекции баллов, полученных в результате выполнения заданий с ответами, из которых только один верный, имеет следующий вид:
где
i
– номер любого испытуемого группы;
Если в заданиях только один дистрактор и один верный ответ, то k – 1=1, поэтому коррекция баллов осуществляется довольно просто. Для каждого испытуемого вычисляется разность между числом правильно выполненных и невыполненных им заданий теста. Например, если в тесте из 60 заданий испытуемый выполнил правильно 50, а неправильно – 10, то скорректированный балл будет равен 50 – 10 = 40. Для более слабого ученика, выполнившего правильно всего 30 заданий из 60, балл после коррекции станет равен 30 – 30 = 0. Таким образом, балл сильного ученика уменьшился в результате коррекции весьма незначительно, всего на 10 единиц. Иначе обстоит дело с баллом учащегося, который выполнил правильно всего половину, заданий теста. После коррекции он получит 0 баллов, так как в половине заданий с двумя ответами он вполне мог угадать правильный ответ. Формула коррекции имеет определенные недостатки, снижающие точность тестовых измерений. Это связано, с тем, что в основу ее построения положен ряд искусственных предположений, нередко не согласующихся с реальной процедурой выполнения теста. В частности далеко не в полной мере выполняется предположение о том, что все неправильные ответы являются следствием случайного угадывания. Столь же условно другое предположение об одинаковой вероятности выбора каждого ответа задания теста.
3. Предтестовые задания с конструируемым ответом
Общая характеристика. В заданиях с конструируемым ответом (заданиях на дополнение, открытых заданиях) готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов. Первый предполагает получение учащимся строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов. Второй – задания со свободно конструируемыми ответами, в которых учащиеся составляют развернутые ответы, произвольные по длине и форме представления и содержащие полное решения задачи с пояснениями, микросочинения (эссе) и т.д. [60; 72]. Предтестовые задания с конструируемым регламентированным ответом. В заданиях первого вида заранее определяется то, что однозначно считается правильным ответом, и задается степень полноты его представления. Обычно ответ бывает достаточно кратким – в виде слова, числа, формулы, символа и т.д. Регламентированная краткость ответов накладывает определенные ограничения на сферу применения, поэтому, задания первого вида в основном используются для оценки довольно узкого круга учебных умений. Обычно с их помощью проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, а также выявляются уровень понимания изученного фактологического материала, знание понятийного аппарата и т.д. Для разработки заданий с конструируемым регламентированным ответом необходимо мысленно сформулировать вопрос, затем записать четкий и краткий ответ, в котором на месте ключевого слова, символа или числа ставится прочерк. В силу однозначности правильного ответа проверка результатов выполнения заданий с конструируемым регламентированным ответом носит довольно объективный характер, ее осуществляют в компьютерной форме с последующей перепроверкой всех неправильных ответов учащихся экспертным путем. Ответы на задания приводятся на месте прочерка или заносятся учащимся в специальный бланк. Например:
Задание 6
Решите уравнение
Задание 7 Процесс, для которого теплоемкость постоянна, называется __________.
Задания с конструируемым регламентированным ответом малотехнологичны. В них нередко появляются частично правильные и правильные в разной степени ответы. Вписывая ответ на место прочерка, ученик может выбрать синонимы пропущенного запланированного разработчиком слова или изменить порядок следования элементов в пропущенной формуле, что значительно затрудняет автоматизированную проверку и оценку результатов. Предтестовые задания со свободно конструируемым ответом. Задания второго вида не имеют ограничений по содержанию и форме представления ответов. За отпущенное время на специальных бланках для ответов ученик может писать что угодно и как угодно. Несомненно, такие условия выполнения во многом близки к традиционным письменным работам, поэтому задания со свободно конструируемым ответом воспринимаются положительно абсолютным большинством педагогов. Они интересны и разнообразны в содержательном плане. С их помощью можно выявить способы решения учебных задач, вычленить этапы мыслительного процесса и подвести итоги отдельных этапов, что особенно важно для анализа типичных ошибок учеников. Разработка заданий со свободно конструируемым ответом может показаться неоправданно легкой. На самом деле сформулировать задание просто, а вот предложить эталон оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения достаточно сложно. Так, формулировка задания по истории с развернутым ответом достаточно кратка. Например:
Задание 8 Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров).
Но для того чтобы задание попало в тест, его автору необходимо стандартизовать процедуру проверки, а это объемная работа, вызывающая подчас много нареканий из-за неоднозначности результатов ее выполнения. В естественных науках предложить эталон выполнения вместе с оценочными критериями гораздо легче. Например:
Задание 9 При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log2x и g(х) = log2(3 -х) будут отличаться меньше, чем на 1? Далее идет решение, в соответствии с которым разрабатываются оценочные критерии, представленные в следующей таблице.
Проверка заданий с развернутыми ответами проводится экспертами в соответствии со стандартизированными инструкциями, содержащими эталон оптимального ответа с описывающими его характеристиками и признаками качества, как в приведенном примере. К эталону должны прилагаться оценочные категории для выставления полигамической оценки, нуждающиеся в апробации и статистическом обосновании качества, поскольку среди них могут быть как не «работающие», так и снижающие дифференцирующий эффект теста. Оценивание результатов выполнения предтестояых заданий со свободно конструируемыми ответами. Задания типа эссе можно оценивать в соответствии: - с простыми схемами оценивания, когда при выборе критериев ориентируются на содержание ответов учащихся; - с усложненными схемами оценивания, учитывающими при экспертизе содержание ответов, характеристики качества представления текста, его полноту и стиль или любые другие факторы, кажущиеся важными разработчику задания; - с рейтинговым методом, предполагающим накопительную оценку, которая получается путем сложения отдельных оценок в соответствии с общим впечатлением экспертов от полного ответа на задание. При любой схеме оценивания задания со свободно конструируемыми ответами нуждаются в политомической оценке, что иногда неоправданно завышает их общий вес в балле по тесту. Для того чтобы избежать такой ситуации и уменьшить влияние субъективного компонента, число критериев оценивания обычно стараются ограничить, например от «0» до «3» или от «0» до «4». В целом задания с развернутыми ответами требуют, значительных затрат преподавательского труда при проверке, так как экспертам приходится анализировать множество в разной степени правильных ответов и сравнивать их с эталоном. При этом не принимаются во внимание полнота, внешнее оформление ответов, орфографические ошибки и то, что не входит в критерии для выставления политомической оценки, хотя сейчас для проверки существуют специальные программы ПК [66]. Обычно в силу низкой технологичности такие задания занимают не более 10 — 15% от всех заданий теста. Правда, в последнее время в связи с тенденцией, к проверке творческих аспектов подготовленности учащихся число заданий с развернутыми ответами может составлять 50% от общей длины теста. Инструкции для предтестовых заданий с конструируемыми ответами. Для заданий с кратким регламентированным ответом, сформулированных в виде незаконченных утверждений и предъявляемых без специальных бланков для ответа, обычно используют инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните». В тех случаях, когда для ответов к заданиям с кратким регламентированным ответом предлагаются специальные бланки, инструкция может иметь такой вид: «Ответы к заданиям запишите в бланке ответов справа от соответствующих номеров заданий. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами на бланке ответов». Инструкция для заданий со свободно конструируемым ответом обычно имеет произвольную форму. Главное – сказать достаточно, чтобы в максимальной степени облегчить и стандартизовать работу экспертов при проверке результатов тестирования, снизить влияние субъективных факторов и повысить надежность педагогических измерений. 4. Предтестовые задания на установление соответствия Общая характеристика. Задания на соответствие имееет специфический вид: под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить учащемуся [60; 72; 74]; слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы; справа – элементы, подлежащие выбору. Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет, поэтому в множество для выбора стараются включить несколько дистракторов. Встречаются случаи, определяемые спецификой содержания предмета, когда для нескольких элементов левого столбца выбираются одни и те же элементы справа. Например, задание 10 построено удачно, а задание 11 – неудачно, поскольку оно включает шесть заданий с выбором одного ответа из двух. Задание 10 Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент (а, б, в, г, д). Даты События 1) 1922 г. а) подписание Рапалльского договора с Германией 2) 1924 г. б) заключение договора о ненападении с Германией 3) 1934 г. в) заключение Брестского мира с Германией 4) 1939 г. г) вступление в Лигу Наций д) «полоса дипломатического признания» СССР Ответы: 1____, 2____, 3____, 4____. Задание 11 Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен. Признак Класс 1) оплодотворение внутреннее а) земноводные 2) оплодотворение у большинства видов б) пресмыкающиеся наружное 3) непрямое развитие 4) размножение и развитие происходит на суше 5) тонкая кожа, покрытая близью 6) яйца с большим запасом питательных веществ
Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку ученик выбирает из числа ответов предложенных преподавателем, правильный ответ. За рубежом задания на соответствие не выделяют в отдельный вид, а считают одной из разновидностей заданий с выбором ответов. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически. В итоговом контроле задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания. Инструкция к заданиям на соответствие. К заданиям на соответствие прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «Установите соответствие». Иногда используют развернутую инструкцию, особенно в тех случаях, когда есть отдельный бланк ответов. Например, инструкция может иметь вид: «Буквы, соответствующие заданным элементам, сначала запишите в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите в бланк». Оценивание результатов выполнения заданий на соответствие. Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании за все правильно установленные соответствия в задании теста ставится «1». Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие учащийся получает «0». При полигамическом оценивании за каждое правильное соответствие ставится «1». В этом случае при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий. 5. Задания на установление правильной последовательности Общая характеристика. Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте [60; 72; 81]. Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет следующий вид: «Установите правильную последовательность». Иногда инструкцию включают в текст задания. Например:
Задание 12 Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Дмитрий Пожарский Б) Алексей Ермолов В) Михаил Скобелев Г) Алексей Орлов
Задание 13 Установите правильную последовательность механизма выдоха, расставив номера в отведенных местах: □ – спадение легких □ – торможение центра дыхательных мышц в спинном мозге □ – возбуждение центра выдоха в продолговатом мозге □ – расслабление диафрагмы и вспомогательных мышц □ – уменьшение грудной полости
Во многих случаях задания на установление правильной последовательности крайне нетехнологичны или неприменимы в силу специфики содержания предмета. Они громоздки и нередко допускают неоднозначную последовательность ответов.
6. Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий
В процессе разработки теста у автора всегда возникает вопрос: «Остановиться на какой-нибудь одной форме заданий или совместить различные формы в одном тесте?» Выбор автора во многом должен определяться спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало в данном случае зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпирических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста. Организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста легко, если тест состоит лишь из заданий с выбором ответов. Результаты выполнения заданий с конструируемыми ответами требуют ручной обработки и привлечения экспертов, а следовательно – дополнительных материальных затрат и времени на проверку. Обилие форм в тесте затрудняет работу ученика и значительно усложняет статистическую обработку эмпирических результатов выполнения теста. К сожалению, требование моноформности не всегда выполнимо, поскольку не все знания и умения ученика можно проверить с помощью моноформного теста. В связи с этим часто приходится идти на совмещение форм, что при прочих равных условиях всегда негативно отражается на точности измерений, обеспечиваемой тестом. Выбор оптимальной формы предтестовых заданий обычно бывает связан со спецификой содержания теста. При этом приходится учитывать достоинства и недостатки каждой из форм (табл. 4) и принимать определенное компромиссное решение в процессе такого выбора. Таблица 4 Достоинства и недостатки различных форм предтестовых заданий
|