Лекция 6.Тестирование в психологии и в образовании.
1. Взаимосвязь и различие педагогических и психологических измерений. 2. Современные исследования по проблемам тестирования в образовании. 3. Тесты и учителя.
1. Взаимосвязь психологических и педагогических измерений. Взаимодействие психологов и педагогов в области разработки тестов имеет свои исторические причины и научные предпосылки. В научном плане оно предопределено близостью методологий измерений в эмпирических науках и единством методик разработки тестов, общностью объекта исследования, тесной взаимосвязью и частичным пересечением субъектов измерения. Исторические аспекты этого взаимодействия обусловлены особенностями становления теории педагогических измерений, сложившимися за рубежом в 20 — 40-е гг. XX в. В то время потребность в стандартизированных педагогических тестах постоянно увеличивалась, а сообщество тестологов в сфере образования практически еще не сложилось, поэтому психологи зачастую привлекались к работе над педагогическими тестами. В наши дни область совместных работ педагогов и психологов расширяется. Во многих учебных заведениях в России и за рубежом работают психологи, создаются специальные службы консультирования школьников и студентов. В их функции входит не только психологическая поддержка учащихся в проблемных ситуациях, но и участие в проведении мониторинга, анкетных опросов и в подготовке учебного заведения к государственной аттестации. Педагоги, в свою очередь, проявляют интерес к оцениванию способностей обучающихся, когнитивных аспектов подготовленности, психологических особенностей учащихся в усвоении знаний и нередко выполняют свои исследования на стыке психодиагностики и измерений в образовании. Тенденция вхождения психологов в педагогические измерения в нашей стране наметилась в середине 90-х гг. XX в. В это время возрос интерес к педагогическим тестам, и отсутствие тестологов в образований ощутилось особенно остро. Образовавшийся кадровый вакуум в значительной степени заполнили психологи. Попутно, сами того не желая, они привнесли в образовательную среду устойчивые представления о тестах как о наборе довольно тривиальных по содержанию заданий, носящих косвенный характер и имеющих форму с выбором ответа. Преодолению искаженного представления о тестах способствует эксперимент по введению ЕГЭ. Однако, несмотря на то что он начался еще в 2001 г., многим пользователям до сих пор неизвестны широкие возможности педагогических тестов. Различия между психологическими и педагогическими тестами. Несмотря на имеющиеся точки соприкосновения, между педагогическими и психологическими тестами есть существенные различия. Подробно они представлены в книге А.Анастази [1]. В частности автор обращается внимание на то, что педагогические тесты оценивают результаты усвоения общего для всех обучаемых программного курса, а психологические – отражают индивидуальное восприятие жизненного опыта, различающегося по социальным и экономическим условиям его приобретения. Результаты тестирования в психологии используются в основном для прогнозирования успешности какой-либо деятельности в зависимости от оценок личностных характеристик и склонностей или носят рекомендательный характер при выявлении личностных проблем. Педагогические тесты в итоговом контроле дают количественные оценки уровня подготовленности обучаемых, которые нередко служат основой для принятия, административно-управленческих решений в образовании, поэтому к качеству результатов педагогических измерений и их сопоставимости должны предъявляться повышенные требования, обеспечивающие корректность управленческих выводов и административных решений. Внешние различия между тестами в психологии и в образовании проявляются в формулировках заданий, которые в педагогических тестах всегда носят прямой, а в психологических тестах, чаще всего, косвенный характер. Например, в психодиагностике встречаются ситуации, когда неправильные ответы испытуемых расцениваются как положительные характеристики их личности, а правильные, наоборот, свидетельствуют о необходимости принятия коррекционных мер. Иногда границы между тестами стираются, особенно в тех случаях, когда педагогические тесты выступают в качестве предикторов успешности профессиональной деятельности или нацелены на проверку, логического мышления и творческих способностей учащихся. Ha существующее сходство между измерителями в психологии и в образовании обычно указывает высокая корреляция, которую можно оценить по эмпирическим результатам выполнения тестов.
2. Современные исследования по проблемам тестирования в образовании.
Исследования в России в конце XX — начале XXI в. Развитие научных исследований по проблемам педагогических измерений в России тесно связано с расширением сферы их приложения, поэтому период активизации исследований по тестовой проблематике совпал с началом эксперимента по введению ЕГЭ и повсеместным созданием в вузах России систем менеджмента качества образования В конце XX — начале XXI в. появились исследования по тестам и смежной проблематике В.С.Аванесова, Т.М.Балыхиной, Н.Ф.Ефремовой, И.И.Легостаева, А.А.Макарова, Е.А.Михайлычева, В. Г.Наводнова, В. П.Панасюка, В. Ю.Переверзева, И.Д.Рудинского, М.Б.Челышковой и др. С конца 90-х гг. XX в. вплоть до настоящего времени из года в год растет число монографий, учебных пособий, статей и методических работ по вопросам измерений и тестирования в образовании. В целом современные исследования отечественных ученых по проблемам измерения и тестирования в образовании осуществляются по пяти направлениям. К ним относятся: 1) разработка научных подходов к совершенствованию содержания измерителей в контексте современных трактовок качества учебных достижений; 2) разработка теоретико-методологического и 3) методического обеспечения процесса конструирования надежных и валидных тестов; 4) научное обоснование процедур применения тестов; 5) научное обоснование шкалирования данных тестирования и их интерпретация для применения результатов педагогических измерений в управлении качеством образования. Несомненный интерес представляют также анализ и психолого-педагогическая интерпретация латентных характеристик подготовленности выпускников, развитие моделей содержательной преемственности тестовых материалов для итогового контроля на различных ступенях обучения (предшкольное, начальное, основное, среднее, высшее), необходимость разработки которых резко возросла в наше время в связи с созданием Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). К перечисленным направлениям исследований примыкает работа по формированию репрезентативных выборок учащихся для проведения мониторинговых исследований, для выравнивания шкал по параллельным вариантам тестов, разработке моделей и технологий информационного сопровождения тестирования, хранения и автоматического формирования тестов и др. Проведение исследований по выделенным направлениям в нашей стране, безусловно, позволит значительно повысить качество используемых в образовании измерителей и тем самым будет способствовать повышению качества образования. Основные направления современных зарубежных исследований по проблемам измерения и тестирования. В современных зарубежных исследованиях в теории педагогических измерений к приоритетным направлениям исследовательских работ относятся: - развитие методологии сочетания качественных и количественных методов при эвалюации в образовании; - оптимизация методов интеграции данных педагогических измерений, полученных с помощью инновационных форм заданий тестов; - развитие параметрических и непараметрических моделей IRT; - разработка методик, алгоритмов и математико-статистического аппарата теории педагогических измерений для создания программного обеспечения и практического использования новых моделей IRT; - исследования психологических и этических проблем в тестировании; - разработка научно-методических подходов к построению уровневых шкал в образовании, разработка новых методов выравнивания; - развитие специальных процедур и подходов для выявления размерности пространства измерений и ее адекватности поставленным целям тестирования и т.д. Многие зарубежные исследования посвящены аппарату и методам теории IRT, которая широко используется в практике тестирования. Работу педагогов значительно облегчают многочисленные программно-инструментальные и программно-педагогические продукты, реализующие алгоритмы IRT для оценки результатов испытуемых и конструирования новых тестов. К числу наиболее интересных, созданных мировым лидером в компьютерном тестировании Assessment Systems Corporation (ASC), можно отнести такие программы, как RASCH, RASCAL, Quest, ConQuest, a также программы XCALIBRE, ASCAL, LOGIMO, MSP, PARELLA и многие другие [76; 79]. Некоторые из разработок корпорации ASC, например MieroCAT, CAT, позволяют реализовывать адаптивные варьирующие алгоритмы с переменным шагом и осуществлять процессы генерации адаптивных тестов. Таким образом, в XXI в. за рубежом теория IRT заняла лидирующее положение в сфере конструирования и применения педагогических тестов, а результаты, полученные такими исследователями, как Ф.Лорд (F.M.Lord), M.Новик (M.Novick), Е.Самеджим (E.Samejima), Д. Вэйс (D.Weiss), Б.Райт (B.Wright), Ури (Urry) и др., внедрены в практику разработки и применения тестов [82; 83].
3. Тесты и учителя
Причины затруднений учителей при работе с тестами. Использование тестовых методик предполагает наличие определенных условий, которые имеются далеко не во всякой школе. Прежде всего требуются сами тестовые задания, разработка которых не может быть инициативной работой одного учителя в ущерб своему свободному времени. Желательно, чтобы в создании тестов принимали участие почти все преподаватели школы, чтобы они обменивались своими достижениями, совместно преодолевали трудности и получали благодаря поддержке администрации денежное вознаграждение за свою дополнительную работу. Необходимо также иметь программно-инструментальное обеспечение для ведения баз данных тестирования, хранения банков заданий, выдачи заданий учащимся в компьютерной форме или распечатки заданий на бланках и обработки данных тестирования. Как уже отмечалось, перечисленные условия есть далеко не во всех учебных заведениях, поэтому нередки случаи, когда по возвращении в школу после очередного повышения квалификации по тестовым методикам учитель сразу забывает все, чему научился, и включается в повседневный учебный процесс. Считается, что педагогам с гуманитарной базовой подготовкой трудно освоить содержание курса по педагогическим измерениям, в котором используется математико-статистическое обоснование качества тестов. Если вы недостаточно сильны в математике и боитесь не освоить методики разработки и применения тестов, то ваши опасения необоснованны. Многолетний опыт преподавания курса по теории и практике конструирования тестов, накопленный авторами этой книги при работе с преподавателями средней и высшей школы, свидетельствует о том, что отсутствие специальных знаний по математике не является препятствием в освоении этого курса. При изложении материала в нем используется основной набор математических действий – сложение, вычитание, умножение и деление, а простейшие понятия математической статистики легко усваиваются всеми педагогами вне зависимости от базового образования по мере изложения методик разработки и применения тестов. Какие тесты необходимо разрабатывать и применять всем учителям? Без сомнения, математико-статистический аппарат, используемый профессионалами в полном объеме при разработке тестов для административно-управленческих решении, довольно сложен, но он учителям и не нужен. В основном в учебном процессе используются тесты для входного и текущего контроля, не нуждающиеся в серьезном статистическом обосновании. От разработчиков таких тестов требуется лишь владение методикой отбора содержания, знание требований к тестовым формам и простейших показателей дескриптивной статистики, необходимых для выполнения основных требований к качеству теста. Поскольку на тесты для текущего контроля приходится основная доля по времени и объему использования, то будет верным считать, что учитель – ключевая фигура в разработке и применении педагогических тестов Факторы, влияющие на интерпретацию результатов тестирования. Помимо разработки тестов для текущего контроля учителю также нужно обязательно овладеть методикой применения педагогических тестов, интерпретацией их результатов, в первую очередь, для разъяснения родителям учеников проблем и трудностей, с которыми сталкиваются их дети. Такая интерпретация не может иметь изолированный, полностью беспристрастный характер. На нее оказывают влияние многочисленные факторы и сопутствующие элементы социально-экономической среды, окружающей учащихся, учителя, класс и в целом школу (см. рис. 1). Рис. 1. Важнейшие факторы, влияющие на интерпретацию результатов педагогического тестирования: РОУОРУ – руководители органов управления образованием районного уровня; СУМ – сообщество учителей микрорайона; ФОУО – федеральные органы управления образованием
Результаты тестирования влияют на отношения педагога с учащимися и их родителями и на его статус в профессиональном сообществе. Поэтому умения применять педагогические тесты, шкалировать и интерпретировать результаты их выполнения необходимы каждому учителю для самооценки эффективности своей работы, выявления в ней слабых мест и поиска факторов профессионального роста. Игнорирование или отрицание потребности в тестировании не отменят эту потребность, поэтому, учитывая, что педагог работает в условиях ограниченного времени, правильнее было бы начать осваивать разработку и применение тестов еще в студенческие годы, до начала педагогической деятельности.
|