Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

Тема 10. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени (первые три четверти XVII в.) и Просвещения (конец XVII – конец XVIII вв.)
Основные понятия: идеал личности - просвещенный гражданин, всеобщее начальное обучение, иезуиты, схоластика, аскетическое и политическое воспитание, рационализм, индивидуализм, «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) (Шарль Морис Талейран), принцип сословности, элементарные школы – Готский школьный устав (1642 г.), благотворительные и воскресные школы, филантропизм, якобинцы (участники политического клуба эпохи Великой французской революции, установившие свою диктатуру – 1793 - 1794), пиетизм (благочестие).
План лекции:
1. Педагогическая мысль начала Нового времени (первые три четверти XVII в.).
2. Педагогическая мысль эпохи Просвещения (конец XVII – конец XVIII вв.).
3. Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции (1789 - 1794).
4. Школьное образование в Англии (XVII – XVIII вв.)
5. Тенденции развития образования и новые типы учебных заведений.
План семинара:
1. Педагогические идеи В. Ратке.
2. Педагогические идеи Я. А. Коменского.
3. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка.
4. Дени Дидро – французский философ-просветитель.
5. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.
6. Просветительско-педагогическая мысль и школа в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения.

Интерактивная форма обучения на лекционном / семинарском занятии - «Квадро».
1)Тезис: Педагогика и школа в Западной Европе начала Нового времени - прототип педагогики и школы Северной Америке начала Нового времени.
2) Все участники одновременно показывают цифру на карточке «квадро», отражающее их мнение по предложенному тезису: 1 – согласен; 2 – согласен, но…; 3 – затрудняюсь; 4 - не согласен.
3) Далее выказывают свои аргументы те студенты, которые согласны с выдвинутым тезисом (1), их дополняют студенты, показавшие 2 и т.д.

События:
Создание первых научных педагогических теорий.
«Максимы о воспитании молодого сеньора» (анонимный труд) – 1690 г.
Изменение воспитания на основе реализации «естественных прав» человека – свободы, равенства, братства путем просвещения – педагогические идеи конца XVII – начала XVIII вв.
Укрепление и совершенствование латинских школ – XVII – XVIII вв.
Распространение рыцарских (дворянских) академий – XVII первая половин XVIII вв.
Педагогическая формула ордена св. Лойолы: знать (древние языки), наблюдать (знакомиться с культурой Античности), преодолевать (учить убеждать в опоре на схоластику).
Последовательное обоснование принципа природосообразности, человек как микрокосм, пансофизм (обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого знания до всех через школу народном языке) – Я. А. Коменский.
Критика сословного воспитания представителями Просвещения.
Педагогические течения немецкого Просвещения – филантропизм (любовь к людям), неогуманизм (педагогическое течение, выдвигающее в качестве основной цели современного человека античный идеал личности, термин введен Ф. Паульсеном).
Лидер филантропизма - Иоган Бернгард Базедов (1724 - 1790).
Глава народного образования в Пруссии, инициатор открытия Берлинского университета (1809 г.) - Вильгельм Гумбольдт (1767 - 1835).
Один из первых педагогов Нового времени, оставивший систематические размышления о женском образовании – Франсуа Фенелон.
Появление «Энциклопедии» (свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл) Французских Просветителей.
Критик учения о врожденности результатов воспитания – Вольтер (наст имя. Мари Франсуа Аруэ).
«Декларация прав человека и гражданина» - 1789 г.
План организации системы народного образования, автор Шарль Морис Талейран (1754 - 1883) – 1791 г.
Возникновение коллежей «Оратории» (Франция) - 1611 г.
Открытие первой школы Пор-Рояля (Франция) – 1637 г.
Создание первой городской школы в Бостоне – 1635 г.
Пиетисты – возглавили в Германии движение за обновление школы.
Возникновение академий (общеобразовательные заведения нового типа) в североамериканских колониях – вторая половина 1700-х гг.
Академия Бенджамин Франклина в Пенсильвании – 1749 г.
Изменение приоритетов высшей школы от классического (греко-латинского) образования к образованию, основанному на новом типе знания - изменение преподавания во Франции: в Королевском коллеже (основан в 1530 г.), академии естественных наук (создана в 1666 г.); в Англии: в Оксфорде и Кембридже.
Учреждение в Северной Америке (по образцу Кембриджа) Гарвардского колледжа – 1636 г.
Персоналии и название их трудов:
Френсис Бэкон (1561 - 1626) – «Следует рассматривать ошибочным все, в чем можно сомневаться» (рационалистское кредо).
Вольфганг Ратке (1571-1635) – «Франкфуртский мемориал» (1612 г.), «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619 г.).
Рене Декарт (1796 - 1650) – «сознание родившегося ребенка – чистая доска (tabula rasa)»; воспитание – мысленное освоение мира – «Мыслю, следовательно существую» («Gogito ergo sum»).
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (главный труд (1657 г.), который Коменскому не удалось завершить, состоящий из семи частей: «Панегерсия» - «Всеобщее пробуждение», «Панавгия» - «Всеобщее озарение», «Пансофия» - «Всеобщая мудрость», «Пампедия» - «Всеобщее воспитание», «Панглоттия» - «Всеобщий язык», «Паноторсия» - «Всеобщее исправление», «Паннутесия» - «Всеобщее пробуждение»); «Великая дидактика» (1657 г.), «Правила хорошо организованной школы», «Мир чувственных вещей в картинках», «О развитии природных дарований».
Американские просветители: Томас Джефферсон (1743 – 1826) – «Билль о всеобщем распространении знаний»;
Английские просветители: Джон Локк (1632 - 1704) – «Мысль о воспитании» (трактат переведен в России в 1759 г. учеником и последователем М. В. Ломоносова, одним из первых профессоров Московского университета Н.Н. Поповским), «Об управлении разумом».
Томас Пейн (1737 - 1809) – «Век разума», «Здравый смысл» (памфлет – произведение, направленное против политического строя в целом или отдельных его сторон, против какой-либо общественной группы, партии, правительства и т.п.).
Немецкие просветители:
Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) – «Воспитание человеческого рода».
Иоган Бернгард Базедов (1724 - 1790) – «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов», глава всего филантропического направления в педагогике.
Французские просветители: Франсуа Фенелон (1651 - 1715) – «Телемак» (роман), «Воспитание девиц» (трактат).
Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 - 1794) – «Доклад об общей организации народного образования» (1792 г.).
Шарль Роллен (1661 - 1741 г.) – «Трактат об образовании» (1728 г.).
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) – «Дух законов».
Клод Анри Гельвиций (1705 - 1771) – «Человек» (трактат).
Дени Дидро (1713 - 1784) – «План университета для российского правительства» (1755 г.), «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»» (1773 - 1774), «Публичные школы».
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) – «Проект воспитания де Сент-Мари» (1743 - 1745), «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1774 г.), «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», роман «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Письма морали», «Рассуждения об управлении Польшей» (1771 - 1772) и др.

Вопросы и задания:
1 Почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?
2 Как формулируется кредо Просвещения?
3 Как отразилась институализация механико-математического естествознания на особенностях образования?
4 Раскройте смысл руссоистского парадокса свободного воспитания, заключающийся в том, что педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек, учитывая, что на ребенка воздействует три фактора воспитания: природа, люди, общество.
5 Работа с первоисточником: Я.А. Коменский «Великая дидактика». Дж. Локк «Мысли о воспитании». Джон Беллерс «Предложения об учреждении трудового колледжа все полезных ремесел и сельского хозяйства». Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Дени Дидро «Систематическое опровержение книги Гельвиция «Человек»».
Схема работы с первоисточником: название первоисточника; автор; основные идеи; вопросы для обсуждения по содержанию первоисточника.

Литература:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для вузов : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. - 675 с. : табл. - (Бакалавр. Базовый курс).
Торосян, В. Г.. История образования и педагогической мысли :учебник для вузов / В. Г. Торосян.-М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-350 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 312 с.
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли : таблицы, схемы, опорные конспекты : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. – Москва : КНОРУС, 2010. – 740 с.
Коменский, Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Я. А. Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред., вступ. Ст. А. А. Красновского. – Изд. 2-е. – М. : Учпедгиз. 1957. – 351 с
Культурология : история мировой культуры : учебник для вузов / [Ф. О. Айсина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина и др.] / под ред. А. Н. Марковой.- 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ, 2007. – 574 с.
Латышина, Д. И. История педагогики и образования : учебник / Д. И. Латышина. – Москва : Гардарики, 2007. – 526 с.
Мазалова М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.rus.ec/b/204392/read (дата обращения: 25.03.12).
Попов В. А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2010. – 208 с.
Раков, В. М. Европейское чудо : рождение новой Европы в XVI-XVIII вв. / В. М. Раков. – Пермь : изд-во Пермского университета, 1999. – 251 с.