Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и
Новейшее время.
Тема 10. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной
Америке начала Нового времени (первые три четверти XVII в.) и Просвещения (конец
XVII – конец XVIII вв.)
Основные понятия: идеал личности - просвещенный гражданин, всеобщее начальное
обучение, иезуиты, схоластика, аскетическое и политическое воспитание,
рационализм, индивидуализм, «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.)
(Шарль Морис Талейран), принцип сословности, элементарные школы – Готский
школьный устав (1642 г.), благотворительные и воскресные школы, филантропизм,
якобинцы (участники политического клуба эпохи Великой французской революции,
установившие свою диктатуру – 1793 - 1794), пиетизм (благочестие).
План лекции:
1. Педагогическая мысль начала Нового времени (первые три четверти XVII в.).
2. Педагогическая мысль эпохи Просвещения (конец XVII – конец XVIII вв.).
3. Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции (1789 - 1794).
4. Школьное образование в Англии (XVII – XVIII вв.)
5. Тенденции развития образования и новые типы учебных заведений.
План семинара:
1. Педагогические идеи В. Ратке.
2. Педагогические идеи Я. А. Коменского.
3. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка.
4. Дени Дидро – французский философ-просветитель.
5. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.
6. Просветительско-педагогическая мысль и школа в Североамериканских Штатах в
эпоху европейского Просвещения.
Интерактивная форма обучения на лекционном / семинарском занятии - «Квадро».
1)Тезис: Педагогика и школа в Западной Европе начала Нового времени - прототип
педагогики и школы Северной Америке начала Нового времени.
2) Все участники одновременно показывают цифру на карточке «квадро», отражающее
их мнение по предложенному тезису: 1 – согласен; 2 – согласен, но…; 3 –
затрудняюсь; 4 - не согласен.
3) Далее выказывают свои аргументы те студенты, которые согласны с выдвинутым
тезисом (1), их дополняют студенты, показавшие 2 и т.д.
События:
Создание первых научных педагогических теорий.
«Максимы о воспитании молодого сеньора» (анонимный труд) – 1690 г.
Изменение воспитания на основе реализации «естественных прав» человека –
свободы, равенства, братства путем просвещения – педагогические идеи конца XVII
– начала XVIII вв.
Укрепление и совершенствование латинских школ – XVII – XVIII вв.
Распространение рыцарских (дворянских) академий – XVII первая половин XVIII вв.
Педагогическая формула ордена св. Лойолы: знать (древние языки), наблюдать
(знакомиться с культурой Античности), преодолевать (учить убеждать в опоре на
схоластику).
Последовательное обоснование принципа природосообразности, человек как
микрокосм, пансофизм (обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение
этого знания до всех через школу народном языке) – Я. А. Коменский.
Критика сословного воспитания представителями Просвещения.
Педагогические течения немецкого Просвещения – филантропизм (любовь к людям),
неогуманизм (педагогическое течение, выдвигающее в качестве основной цели
современного человека античный идеал личности, термин введен Ф. Паульсеном).
Лидер филантропизма - Иоган Бернгард Базедов (1724 - 1790).
Глава народного образования в Пруссии, инициатор открытия Берлинского
университета (1809 г.) - Вильгельм Гумбольдт (1767 - 1835).
Один из первых педагогов Нового времени, оставивший систематические размышления
о женском образовании – Франсуа Фенелон.
Появление «Энциклопедии» (свод знаний эпохи, имевший просветительский,
педагогический смысл) Французских Просветителей.
Критик учения о врожденности результатов воспитания – Вольтер (наст имя. Мари
Франсуа Аруэ).
«Декларация прав человека и гражданина» - 1789 г.
План организации системы народного образования, автор Шарль Морис Талейран (1754
- 1883) – 1791 г.
Возникновение коллежей «Оратории» (Франция) - 1611 г.
Открытие первой школы Пор-Рояля (Франция) – 1637 г.
Создание первой городской школы в Бостоне – 1635 г.
Пиетисты – возглавили в Германии движение за обновление школы.
Возникновение академий (общеобразовательные заведения нового типа) в
североамериканских колониях – вторая половина 1700-х гг.
Академия Бенджамин Франклина в Пенсильвании – 1749 г.
Изменение приоритетов высшей школы от классического (греко-латинского)
образования к образованию, основанному на новом типе знания - изменение
преподавания во Франции: в Королевском коллеже (основан в 1530 г.), академии
естественных наук (создана в 1666 г.); в Англии: в Оксфорде и Кембридже.
Учреждение в Северной Америке (по образцу Кембриджа) Гарвардского колледжа –
1636 г.
Персоналии и название их трудов:
Френсис Бэкон (1561 - 1626) – «Следует рассматривать ошибочным все, в чем можно
сомневаться» (рационалистское кредо).
Вольфганг Ратке (1571-1635) – «Франкфуртский мемориал» (1612 г.), «Всеобщее
обучение по способу Ратихия» (1619 г.).
Рене Декарт (1796 - 1650) – «сознание родившегося ребенка – чистая доска (tabula
rasa)»; воспитание – мысленное освоение мира – «Мыслю, следовательно существую»
(«Gogito ergo sum»).
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) – «Всеобщий совет об исправлении дел
человеческих» (главный труд (1657 г.), который Коменскому не удалось завершить,
состоящий из семи частей: «Панегерсия» - «Всеобщее пробуждение», «Панавгия» -
«Всеобщее озарение», «Пансофия» - «Всеобщая мудрость», «Пампедия» - «Всеобщее
воспитание», «Панглоттия» - «Всеобщий язык», «Паноторсия» - «Всеобщее
исправление», «Паннутесия» - «Всеобщее пробуждение»); «Великая дидактика» (1657
г.), «Правила хорошо организованной школы», «Мир чувственных вещей в картинках»,
«О развитии природных дарований».
Американские просветители: Томас Джефферсон (1743 – 1826) – «Билль о всеобщем
распространении знаний»;
Английские просветители: Джон Локк (1632 - 1704) – «Мысль о воспитании» (трактат
переведен в России в 1759 г. учеником и последователем М. В. Ломоносова, одним
из первых профессоров Московского университета Н.Н. Поповским), «Об управлении
разумом».
Томас Пейн (1737 - 1809) – «Век разума», «Здравый смысл» (памфлет –
произведение, направленное против политического строя в целом или отдельных его
сторон, против какой-либо общественной группы, партии, правительства и т.п.).
Немецкие просветители:
Готхольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) – «Воспитание человеческого рода».
Иоган Бернгард Базедов (1724 - 1790) – «Методическое руководство для отцов и
матерей семейств и народов», глава всего филантропического направления в
педагогике.
Французские просветители: Франсуа Фенелон (1651 - 1715) – «Телемак» (роман),
«Воспитание девиц» (трактат).
Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 - 1794) – «Доклад об общей организации
народного образования» (1792 г.).
Шарль Роллен (1661 - 1741 г.) – «Трактат об образовании» (1728 г.).
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) – «Дух законов».
Клод Анри Гельвиций (1705 - 1771) – «Человек» (трактат).
Дени Дидро (1713 - 1784) – «План университета для российского правительства»
(1755 г.), «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»» (1773 -
1774), «Публичные школы».
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) – «Проект воспитания де Сент-Мари» (1743 - 1745),
«Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Рассуждение
о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1774 г.), «Юлия, или
Новая Элоиза», «Об общественном договоре», роман «Эмиль, или О воспитании»
(1762), «Письма морали», «Рассуждения об управлении Польшей» (1771 - 1772) и др.
Вопросы и задания:
1 Почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?
2 Как формулируется кредо Просвещения?
3 Как отразилась институализация механико-математического естествознания на
особенностях образования?
4 Раскройте смысл руссоистского парадокса свободного воспитания, заключающийся в
том, что педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в
сельской тишине неспешно созревал новый человек, учитывая, что на ребенка
воздействует три фактора воспитания: природа, люди, общество.
5 Работа с первоисточником: Я.А. Коменский «Великая дидактика». Дж. Локк «Мысли
о воспитании». Джон Беллерс «Предложения об учреждении трудового колледжа все
полезных ремесел и сельского хозяйства». Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».
Дени Дидро «Систематическое опровержение книги Гельвиция «Человек»».
Схема работы с первоисточником: название первоисточника; автор; основные идеи;
вопросы для обсуждения по содержанию первоисточника.
Литература:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для вузов : учебник
для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт,
2012. - 675 с. : табл. - (Бакалавр. Базовый курс).
Торосян, В. Г.. История образования и педагогической мысли :учебник для вузов /
В. Г. Торосян.-М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-350 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX в. : учеб. пособие для педагогических учебных заведений /
под ред. А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – Москва : ТЦ Сфера, 2005.
– 312 с.
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли : таблицы, схемы,
опорные конспекты : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М.
Коджаспирова. – Москва : КНОРУС, 2010. – 740 с.
Коменский, Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и
наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Я. А.
Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред., вступ. Ст. А. А.
Красновского. – Изд. 2-е. – М. : Учпедгиз. 1957. – 351 с
Культурология : история мировой культуры : учебник для вузов / [Ф. О. Айсина, И.
А. Андреева, С. Д. Бородина и др.] / под ред. А. Н. Марковой.- 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ, 2007. – 574 с.
Латышина, Д. И. История педагогики и образования : учебник / Д. И. Латышина. –
Москва : Гардарики, 2007. – 526 с.
Мазалова М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования [Электронный
ресурс]. – URL: http://lib.rus.ec/b/204392/read (дата обращения: 25.03.12).
Попов В. А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия,
2010. – 208 с.
Раков, В. М. Европейское чудо : рождение новой Европы в XVI-XVIII вв. / В. М.
Раков. – Пермь : изд-во Пермского университета, 1999. – 251 с.
|