Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и
Новейшее время.
Тема № 12. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе и США в XIX в.
(до 90-х гг.)
Основные понятия по теме № 12: демократизм воспитания и образования, духовное
становление цивилизации, нравственное воспитание; социалистическая и
коммунистическая доктрины, позитивизм, иррационализм, метод элементного
воспитания, педагогический романтизм, государственная система образования,
«Общее положение о школах» (1794 г.), департаменты по образованию, школьные
инспекции, социальные функции образования, централизация и децентрализация
управления школьным образованием, начальник образование, методика взаимного
обучения «Белл-Ланкастерская система обучения» (Англия) – Эндрю Белл, Джозеф
Ланкастер, становление систем среднего образования, Берлинский университет (1809
г.).
План лекции:
1. Педагогические идеи в философии.
2. Классики педагогики XIX в. о воспитании и образовании
3. Тенденции развития и проблемы общего образования.
4. Университеты и другие высшие школы.
План семинара:
1.Педагогические теории и практическая деятельность И. Г. Песталоции.
2. Педагогические теории И. Ф. Гербарта.
3. Педагогическая деятельность Ф. А. Дистерверга.
4. Педагогические идеи Г. Спенсера.
5. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях: Клод Сен-Симон, Франсуа
Фурье, Роберт Оуэн.
6. Коммунистические учения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Интерактивная форма обучения на лекционном / семинарском занятии:
Разыгрывание ситуаций
Разыграйте ситуации о жизни и деятельности представителей Западной педагогики
XIX в.
События и направления деятельности представителей педагогической мысли Западной
Европы и США:
Завершение формирования классической педагогики Нового времени.
Заложение основ новой педагогики к концу столетия.
Идейно-педагогическое движение и становление системы образования определялись
особенностями развития каждой страны: в Западной Европе – сословные традиции;
США – отсутствие сословных традиций, поражение рабовладельческого Юга в
гражданской войне; Германия – борьба за объединение наций; Англия – медленные
изменения в школьной политики по причине власти в руках аристократов; Франция –
«школьный вопрос» один из важных для государства.
Влияние философии Просвещения в первой половине XIX в. (обучение для всех
сословий).
Законодательное оформление программы демократизации воспитания и образования –
конец XIX в.
Представители немецкой классической философии:
Иммануил Кант (1724 - 1804) – воспитание нравственности.
Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) – социальная обусловленность воспитания,
педагогика – искусство; работал над типологией общеобразовательных учебных
заведений.
Иоган Готлиб Фихте (1762 - 1814) – формирование педагогических провинций,
внесословное воспитание.
Герог Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) – придерживался идей неогуманистов,
воспитание – состоит из обучения и дисциплины.
Социалисты-утописты:
Клод Анри Сен-Симон (Франция) – (1760 - 1825),
Шарль Фурье (Франция) – (1772 – 1837),
Роберт Оуэн (Англия) – (1771 – 1858) – отвергали эксплуатацию детского труда.
Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – всестороннее развитие
личности, верность пролетарской классовой морали - главный критерий
нравственного воспитания.
Представитель позитивизма в педагогике: Герберт Спенсер (1820 - 1903) -
представитель позитивизма в педагогике (по мере развития общества социальный
фактор воспитания приобретает все более значительный вес), отстаивал приоритет
естественнонаучного воспитания.
Классики педагогики XIX столетия:
Иоган Генрих Песталоцци (Швейцария) - (1746 - 1827) – исследователь
воспитывающего труда и развивающего обучения, разработчик метода элементного
воспитания. Открытие в Нейгофе И. Г. Песталоцци первого приюта для бедных
(попытка соединения обучения с производственной деятельность) – 1774 г. Открытие
И.Г. Песталоцции в Станце учреждения для сирот и нищих – 1789 г.
Фридрих Фрёбель (1782 - 1852) – представитель педагогического романтизма – вера
в душевные сиплы ребенка и воспитания, основоположник современных учений
дошкольного воспитания в детских садах, разработчик теории игры.
«Белл-Ланкастреская система обучения» - независимая друг от друга одновременная
разработка методики взаимного обучения двух английских педагогов – Эндрю Белла
(1753 -1832) и Джозефа Ланкастера (1778 - 1838).
Объявление всех учебных заведений государственными в Пруссии – 1794 г. («Общее
положение о школах»).
Закон об организации коммунальных начальных учебных заведений – 1801 г.
Замена Совета Министерством внутренних дел по вопросам образования – 1808 г.
Образование системы школьной инспекции – 1835 г.
Вопросы и задания:
1 Как сказались на образование нереализованность программы Просвещения и
выявление ограниченности механистического материализма?
2 Сделайте презентации по вопросам «Тенденции развития и проблемы общего
образования», «Университеты и другие высшие школы».
3 В чем заключалась полемика происходившая вокруг образования и его реформах в
конце XIX в.?
4 Работа с первоисточниками: Песталоцци И.Г. «Линград и Гертруда»; «Лебединая
песня». Гербарт И.Ф. «Первые лекции по педагогике». Дистерверг Ф.А. «Руководство
к образованию немецких учителей». Р. Оуэн «Книга нового нравственного
воспитания».
Схема работы с первоисточником: название первоисточника; автор; основные идеи;
вопросы для обсуждения по содержанию первоисточника.
Литература:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для вузов : учебник
для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт,
2012. - 675 с. : табл. - (Бакалавр. Базовый курс).
Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли : учебник для вузов /
В. Г. Торосян. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.-350 с.
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли : таблицы, схемы,
опорные конспекты : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М.
Коджаспирова. – Москва : КНОРУС, 2010. – 740 с.
Латышина, Д. И. История педагогики и образования : учебник / Д. И. Латышина. –
Москва : Гардарики, 2007. – 526 с.
Попов В. А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия,
2010. – 208 с.
|