Воспитание и образование в эпоху Средневековья.

Тема № 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья

Основные понятия: христианство, спасение души, античные традиции, схоластика (религиозная философия, стремившаяся сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру), ученичество, рыцарское воспитание, античные школы, Академия Карла Велкого, церковные школы, бенедиктинские школы,
План лекции:
1 Философско-педагогическая мысль европейского средневековья.
2 Традиции дохристианского воспитания.
3 Сословно-семейное воспитание и обучение.
4 Типы и виды учебных заведений.
5 Первые университеты.
План семинара:
1 Влияние церковной культуры на развитие образования.
2 Воспитание и обучение в странах Западной Европы в раннее средневековье.

Интерактивная форма обучения на лекционном / семинарском занятии:
«Карусель». Из студентов образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо (№ 1) - это сидящие неподвижно студенты, а внешнее (№ 2) – студенты, изучающие раздаточный материал, передвигающиеся по часовой стрелке через 5 – 15 мин. Таким образом, студенты, сидящие во внутреннем кольце, получают информацию по нескольким вопросам. После того как каждый студент сидящий во внешнем кольце расскажет изученный материал студентам сидящим во внутреннем кольце, сидящим во внутреннем кольце задаются вопросы студентами сидящими во внешнем кольце и наоборот.

Персоналии, события:
Ф. Кассиодор (490-583) – «Введение в изучение божественных языков»
Альбин Алкуин (735 - 804) – «Письмо об изучении наук», «»Всеобщее увещевание
Альбин Алкуин и Боэций (ок. 480 - 524) создатели учебников по программе семи свободных искусств (популярных до XIV в.)
Становление трехчленного разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане) – XI в.
Программа семи рыцарских добродетелей: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахмат, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте.
Учреждение орденом анахоретов (бенедиктенцев) первых монастырских школ в раннефеодальной Европе – 30-е гг. VI в.
Абеседарий, Псалтырь – основные учебные книги в церковных школах.
Распространение школьного образования за стенами церквей и монастырей – XII- XV вв.
Возникновение Парижского университета (основные предметы: теология и философия) – 1200 г.
Возникновение европейского университета в Оксфорде (основной предмет каноническое право) – 1206 г.
Возникновение европейского университета в Неаполе – 1224 г.
Возникновение цеховых школ – XIII - XIV вв.
Возникновение европейского университета в Кембридже – 1231 г.
Возникновении коллегии во Франции – XIV – XV вв.
Вагаенты, голиантры – странствующие студенты.
Фома Аквинский (1225/26 - 1274) – «Сумма теологии»
Гуго Сен-Викторский (1096 - 1141) – «Дидаскадион» (трактат о системе образованности)
Пьер Абеляр – 1079 - 1142
Винсет де Бове (1190 - 1264) – «О воспитании знатных детей»
Появление в университете факультетов или колледжей, степени магистр, – XIV в.

Вопросы и задания:
1 Составьте сводную таблицу «Педагогическая деятельность в странах Западной Европы в эпоху Средневековья».
2 В чем состояли особенности рыцарского воспитания?
3 Перечислите особенности и возможности схоластики.
4 Каково значение концепции «двух истин» для религии и науки?
5 Когда, где и почему возникли университеты?
6 Самостоятельно решите кейс-ситуацию «Процесс» (предварительная подготовка к изучению темы № 8).
7 Работа с первоисточниками: Флавий Кассиодор «Введение в изучение божественных языков»; Альбин Алкуин «Письмо об изучении наук», «»Всеобщее увещевание; Фома Аквинский «Сумма теологии»; Гуго Сен-Викторский «Дидаскадион» (трактат о системе образованности); Винсет де Бове «О воспитании знатных детей».
Схема работы с первоисточником: название первоисточника; автор; основные идеи; вопросы для обсуждения по содержанию первоисточника.

Литература:
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для вузов : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. - 675 с. : табл. - (Бакалавр. Базовый курс).
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли : таблицы, схемы, опорные конспекты : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. – Москва : КНОРУС, 2010. – 740 с.