2.6. Школьная зрелость
Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость
Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является
одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости,
оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года
предшествующего поступлению ребенка в школу; 1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды); 2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай); 3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.
Каждое задание оценивается баллом от 1 (наивысшая оценка) Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).
Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс
коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей. Обычно адаптация достигается к середине первого полугодия, но могут быть исключения (укорочение или удлинение этого периода). Своевременная подготовка ребенка к школе облегчает период адаптации. |