6.3.11. Возрастные  особенности слуховой сенсорной системы

 

Слуховая сенсорная система начинает функционировать  уже с момента рождения, но окончательное структурно-функциональное созревание  ее, как и зрительной системы, происходит к 12 — 13 годам.

У новорожденных при действии достаточно громких звуков  наблюдаются  безусловные реакции, которые проявляются во вздрагивании, закрывании глаз, изменении частоты пульса и дыхания, задержке сосательных движений (если во время кормления ребенка грудью включить громкую музыку, у хорошо слышащего малыша изменяется ритм сосания). Они осуществляются в основном ядрами нижних бугров четверохолмия (подкорковые  отделы головного мозга), поскольку  не закончено функциональное  созревание слуховых центров  в коре головного мозга.

Наружное ухо.   Наружный слуховой проход у детей раннего возраста короче и уже, чем у взрослых, имеет  щелевидную  форму, образован только хрящевой тканью. По мере роста ребенка просвет приобретает  овальную форму, окостенение его происходит к 12 — 13 годам. Барабанная перепонка у новорожденных толще, чем у взрослых, расположена почти горизонтально (у взрослых она образует с горизонтальной плоскостью угол 45 — 55 °, у детей первых месяцев жизни — 10 — 20°). С возрастом ее размеры увеличиваются незначительно, а положение приближается к положению взрослых к 12 — 13 годам.

Среднее ухо. У новорожденных стенки барабанной полости тонкие, особенно верхняя, отделяющая барабанную полость от полости черепа, В раннем возрасте в стенке имеются отверстия, в этих участках слизистая оболочка барабанной полости прилегает непосредственно к мозговой оболочке. Это представляет опасность перехода инфекции при воспалительных процессах в барабанной полости на мозговые оболочки, что вызывает их воспаление.

Барабанная полость и слуховая труба у новорожденных могут быть заполнены околоплодной жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. Поэтому в первые дни жизни  дети могут плохо слышать и реагируют в основном на  громкие звуки. Постепенно жидкость рассасывается, барабанная полость и слуховая труба заполняются воздухом, слуховая чувствительность повышается.

Слуховая труба у новорожденных и детей первых месяцев жизни      короче и шире, чем у взрослых, расположена почти горизонтально, поэтому инфекция из верхних дыхательных путей при их воспалении быстрее проникает в среднее ухо, вызывая воспаление слизистой оболочки трубы и барабанной полости. Слуховая труба более интенсивно растет на  втором году жизни,  постепенно суживается ее просвет.

Слуховые косточки имеют размеры, близкие к размерам взрослого человека.

В конце 1-го, начале 2-го второго месяца жизни у ребенка вырабатываются условные рефлексы на звуковые раздражители.  Многократное подкрепление какого-либо звукового сигнала (колокольчика, погремушки) кормлением вызывает сосательные движения в ответ на этот раздражитель.

 В 2 — 3 месяца  ребенок начинает дифференцировать разнородные звуки. Он реагирует на звук движением глаз, поворотом головы в сторону источника звука (если этих реакций не наблюдается, необходимо срочно обратиться к специалисту).

В 3 — 4 месяца ребенок дифференцирует    однородные звуки, отличающиеся высотой тона. Дети этого возраста прислушиваются к звукам родного и чужого голоса (аукают,  радуются), ищут источник звука глазами при  перемещении его в разные стороны.

К 6 месяцам слуховая сенсорная система морфологически довольно хорошо развита, но созревание  слуховых центров  в коре головного мозга продолжается до 12 -13 лет.

К концу 1-го года ребенок различает элементы речи, интонации голоса

 В течение 2-го и 3-го   годов жизни  в связи с формированием речи  происходит дальнейшее развитие слуховой функции, заканчивается формирование речевого слуха, т. е ребенок на слух различает звуковой состав  речи.  Восприятие звуков речи   тесно связано с развитием произносительной стороны речи. 

Функциональное развитие слуховой сенсорной системы    ускоряется при занятиях музыкой, пением, танцами. На прогулках с детьми родителям и педагогам нужно  приучать детей прислушиваться к пению птиц, шорохам леса и другим звукам.

Слуховая чувствительность у детей к высокочастотным звукам  выше, чем у взрослых, они воспринимают звуки с частотой до 32000 Гц.

Максимальная слуховая чувствительность  отмечается в возрасте 15 — 20 лет, затем она постепенно снижается. После 30 лет хуже воспринимаются   высокие звуки, с возрастом это выражено в большей степени (до 40 лет  наибольшая чувствительность отмечается в области звуков с частотой    3000 Гц, в возрасте от 40 до 60 лет — 2000 Гц,  после 60 лет — 1000  Гц). Кроме того, у пожилых людей нарушается восприятие прерывистой речи или речи, перекрываемой   помехами. Чтобы разобрать такую речь в возрасте 25 — 30  лет сила,  звука должна быть равна  40 — 45 дБ, а в 60 — 70 лет  ее нужно увеличить до  65 дБ. Мужчины теряют слух раньше,  чем женщины.