3. Дисциплина «Окружающий мир» в условиях внедрения нового ФГОС НОО
С 2011 года в России школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Можно акцентировать внимание на некоторых существенных особенностях стандарта нового поколения.
1. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, что ориентирует педагогов на новую позицию - организатора, координатора активной познавательной деятельности детей. Процесс учения реализуется посредством включения обучающихся в различные виды деятельности - игровую, исследовательскую, созидательную творческую, проектную. Каждый ученик становится полноправным субъектом познавательной деятельности.
2. Ориентация на формирование универсальных учебных действий (УУД). Одна из ведущих идей нового Стандарта - «учить детей учиться». Универсальные учебные действия – это метапредметные действия, которые важны для каждого ученика, чтобы быть успешным в обучении и других видах деятельности.
3. Становится обязательной внеурочная деятельность детей.
Эти положения нашли отражение во всех дисциплинах, включая и образовательную область «Окружающий мир» («Обществознание и естествознание»).
В Стандарте описаны цель, задачи, предполагаемые результаты курса окружающего мира начальной школе, обозначено основное содержание для каждого класса и предложено тематическое планирование.
Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Подчеркнем, что данная цель ориентирует педагогов не только на включение детей в процесс познания мира природы и людей, но и формирование осознанного, эмоционально-личностного отношения к изучаемому материалу.
В содержании дисциплины выделено два основных направления: «Человек и природа» и «Человек и общество». В Стандарте предложены несколько вариантов тематического планирования курса окружающего мира (таблица 1):
Таблица1. Варианты тематического планирования.
Содержание курса |
Тематическое планирование Вариант 1 |
Тематическое планирование Вариант 2 |
Тематическое планирование Вариант 3 |
Человек и природа |
108 |
150 |
108 |
Человек и общество |
108 |
108 |
150 |
На свое усмотрение, педагог может выбрать вариант, где количество часов на каждый из разделов равное, или преобладают часы, предназначенные для изучения содержания одно го из разделов.
В Стандарте подчеркивается, что значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности .