Раздел 1. Развитие методик преподавания естествознания в России

1. Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука

2. Становление начального естествознания и обществознания как учебного предмета и методики его преподавания

3. Дисциплина «Окружающий мир» в условиях внедрения нового ФГОС НОО

4. Материал для организации самостоятельной работы

 

1. Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука

Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» в начальных классах занимает особое место в системе подготовки будущего учителя начальных классов в педагогических вузах и колледжах. «Окружающий мир», как учебный предмет, носит комплексный характер.  Методика – («метод» от латинского «путь») подразумевает формы, методы, средства обучения данной учебной дисциплине в общеобразовательной школе. «Окружающий мир» - скорее бытовое понятие, житейское, нежели научное. Его можно прировнять к понятию «окружающая среда» - природное и искусственно созданное человеком окружение. Объекты и явления окружающего мира, место в нем человека, его взаимодействие с природой и предметным миром, взаимоотношения с обществом изучают естественные науки, обществознание, история.   Естествознание - естественные науки, совокупность наук о природе (БСЭ). К ним относятся  географические, биологические науки, экология, физика, химия, астрономия, минералогия и др.) Кроме естественных наук в рамках дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе изучают сведения из истории, обществознания, ОБЖ  (охрана безопасности и жизнедеятельности).  Но само естествознание, обществознание, история  и методики преподавания не одна наука, а разные. Содержание дисциплины «Окружающий мир» представлено в стандарте второго поколения [1]. Рассмотрим это содержание и его связь с науками (см. Схему) 1.

       Окружающий мир:   природа                                                               культура

                             живая                           неживая                        материальная        нематериальная

               рождается                     почва и минералы         предметный мир,    - традиции

                дышит                           природные явления       созданный               - религия

              питается                        вода и ее состояния       человеком               - ценности

            размножается                газы                                                  искусство

                умирает                                                                                   общество

                                                          

Схема 1. Содержание дисциплины «Окружающий мир» и связь с науками

 

Предметом методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» является процесс образования и воспитания младших школьников в области естествознания и обществознания.

Основная цель дисциплины «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» - подготовка будущего учителя к преподаванию учебных дисциплин в рамках образовательного компонента «Окружающий мир».

Задачи курса:

-     проследить зарождение, становление и развитие методики преподавания естествознания как науки;

-     рассмотреть методы и структуру научных исследований в области методики преподавания окружающего мира;

-     раскрыть образовательные, развивающие, воспитательные возможности школьного курса «Окружающий мир»;

-     раскрыть содержание учебного материала, подходы, принципы его отбора, систему  и структуру изложения;

-     сформировать представление о вариативных программах курса «Окружающего мира»;

-     вооружить студентов методическим аппаратом (методами, приёмами, формами, средствами и т.п.) формирования научных понятий, знаний, умений у младших школьников;

-     формировать умения разрабатывать и реализовывать уроки по «Окружающему миру», внеурочные и внеклассные занятия;

-     формировать представление о возможных путях экологического образования;

-     учить использовать достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, что позволит успешно реализовать на практике действующие (традиционные), и новые (альтернативные) программы.

Чтобы овладеть любой наукой, в том числе методикой преподавания «Окружающего мира», необходимо владеть методами научного познания. К ним относят эмпирические, теоретические и методы обработки результатов (в том числе, методы математической статистики).

Эмпирические методы  исследования направлены на сбор фактического материала. К ним относятся наблюдение, изучение документации, анализ работ, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент. Теоретические методы позволяют выстроить теоретическую часть исследования.  Это такие методы как  обобщение, анализ, сравнение, систематизация, классификация. Методы математической статистики – ранжирование, шкалирование и другие позволяют обработать и представить полученные в исследовании данные.

Как педагогическая наука методика преподавания «Окружающего мира» связана 

·                с философией, основой любой науки, дающий понятие познания как такового.

·                с психологией, которая позволяет учитывать возрастные особенности учеников, особенности их познавательных процессов;

·                педагогическими науками: теорией обучения и теорией воспитания, историей образования, менеджмент в образовании

·                со всеми науками естественнонаучного цикла, такими как: физика, химия, астрономия, биология, география, минералогия.

·                с общественными науками, историей

Таким образом,  методика преподавания «Окружающего мира» – особая часть педагогической науки, связанная с обучением и воспитанием младших школьников в области естественных  и общественных наук, позволяющая выявить цели, задачи, средства, методы и формы обучения школьников учебной дисциплины «Окружающий мир».