Раздел IV. Формы преподавания дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе
1. Типология уроков окружающего мира
2. Внеурочная работа по «Окружающему миру».
3. Материал для организации самостоятельной работы
1. Типология уроков окружающего мира
Формы
организации обучения - это внешнее выражение совместной деятельности учителя и
учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме (Ю. К.
Бабанский)
Можно выделить две основные группы форм: урочные и внеурочные. К урочным
относятся различные типы уроков окружающего мира, а к внеурочным - экскурсии,
праздники, проектная, кружковая работа.
Остановимся более подробно на типах уроков окружающего мира. Можно перечислить
следующие типы: вводный урок, обобщающий урок, комбинированный урок, предметный
урок.
Вводный урок окружающего
мира нацелен на введение учащихся в тему, раздел. Вводный урок можно проводить в
следующих случаях:
-первый урок в первом классе. На данном уроке учитель знакомит детей с новой учебной дисциплиной - окружающий мир, с учебником и учебной тетрадью, правилами работы в них.
-первый урок новой большой темы, раздела. Урок проводится, если позволяет время. Нацелен на выявление знаний учащихся по теме, актуализацию их знаний, а также обзор перспектив изучения темы.
-первый урок четверти, учебного года.
На практике часто имеет место только первый случай проведения вводного урока - первый урок в первом классе. Остальные случаи могут быть реализованы при наличии резервных часов на дисциплину.
Структура вводного урока включает организационный момент, анализ содержания учебника или раздела, ознакомление с учебником, тетрадью, прогнозирование. Преобладающими методами являются словесные и наглядные.
Обобщающий урок окружающего мира. Такой урок нацелен на обзор изученного материала и его обобщение. Может проводиться:
- в конце изучения большой темы, раздела;
- в конце четверти;
- при завершении каждого года обучения.
В структуру учебника для подобного урока часто заложен особый материал - игры, задания. Для обобщающего урока можно выбрать нетрадиционную форму проведения урока: урок-путешествие, урок-соревнование, урок- конференция и др. Преобладающими методами будут словесные, очень уместны игры.
Комбинированный (смешанный) урок. Этот тип урока является преобладающим, так как его структура позволяет реализовать различные виды деятельности: актуализировать знания, проверить их, изучить новое и закрепить. На данном уроке применяются все группы методов и средств. Подробнее его структуру рассмотрим в следующем разделе.
Предметный урок окружающего мира – особый тип урока, характерен именно для дисциплины окружающий мир. Особенностями урока являются следующие:
-предмет изучения передается в руки учащихся (индивидуально, паре или группе);
- дети самостоятельно проводят работу по исследованию данного предмета: выявление свойств, опыты, сравнения.
Соответственно, урок имеет особую структуру: организационный момент, актуализация знаний, инструктаж (по технике безопасности и последовательности выполнения исследования) и последующая самостоятельная исследовательская работа с объектом, выводы по результатам исследовательской работы.