РАЗДЕЛ VI. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.Обзор современных программ по окружающему миру: особенности содержания и методики изучения предмета

2. Материал для организации самостоятельной работы Ключевые слова: УМК для начальной школы, цели, задачи, особенности дисциплины «Окружающий мир»  каждом УМК

 

1. Обзор  современных учебных программ по окружающему миру для начальной школы: особенности содержания и методики изучения предмета

 

1) Автор: Плешаков А.А.

УМК: Школа России

Комплект:     Учебник «Окружающий мир» (2 ч.), рабочая тетрадь (2 ч.), CD, тесты, методический рекомендации

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи: -формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России,  ее природе и культуре, истории и  современной жизни;

- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенности содержания: ведущим является проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. Автор предполагает наличие на уроках разнообразных видов деятельности учащихся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Содержание раскрывается с опорой на следующие  ведущие идеи:  1) идея многообразия мира;  2) идея целостности мира;  3) идея уважения к миру .

2) Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

УМК: Перспектива

Комплект: Учебник «Окружающий мир» ( 2 ч.) , рабочая тетрадь. (2 ч.)

Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь, CD.

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи: основной задачей реализации содержания предмета авторы считают формирование у ребёнка:

-         уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

-         понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

-         модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-         психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенности содержания: в курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный. Для всех учебников характерно цикличное повторение и углубление материала стержневых содержательных линий, идей социальной солидарности и уважительного отношения граждан друг к другу с учетом этнокультурного и конфессионального многообразия, задач социальной и экологической ответственности, что обеспечивает становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Методический аппарат учебников  способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Авторы акцентируют внимание на принципиальной установке на последовательное сопоставление содержания курса с проверенными временем образцами, идеалами, нормами, характерными для культуры народов России и мира, что составляет фундамент духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающего принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Комплект ориентирует педагогов на краткосрочную и долгосрочную проектную деятельность, подготовку мультимедийных презентаций, заочных экскурсии как в урочное, так и во внеурочное время. Рубрика «За страницами учебника» в конце каждого раздела позволяет системно планировать и последовательно осуществлять внеурочную деятельность.

 

3)Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин

УМК: Школа 2100…

Комплект: Для каждого класса разработаны учебники, рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ, методические рекомендации, наглядные пособия, DVD. Названия учебников для каждого класса:

1 класс «Я и мир вокруг»

2 класс «Наша планета Земля»

3 класс «Обитатели Земли», «История Отечества»

4 класс «Человек и природа», «Человек и человечество».

Цель: цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Особенности содержания: важнейшими линиями развития личности ученика средствами курса окружающего мира, по мнению авторов,  является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. На уроках окружающего мира в рамках УМК «Школа2100…» основным способ получения знаний - деятельностный подход, который реализуется за счет решения проблемных творческих продуктивных задач. Значимым и отличительным принципом в данном УМК является принципом минимакса, что  находит свое отражение в учебниках, которые содержат избыточные знания. Важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) должны усвоить все ученики. При этом несколько меняется и подход педагога к подготовке уроков окружающего мира. Авторы предлагают следующий алгоритм подготовки учителя к проведению урока: 1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. 2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию. 3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников.

 

4) Авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

УМК: Перспективная начальная школа

Комплект:     Для каждого класса разработан учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ

Цель: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных)

Задачи: - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

            - развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

            - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

            - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

            - осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

            - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

            - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенности содержания: Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);  социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др).             Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

            Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

           

 

5) Автор: Виноградова Н.Ф.

УМК: Начальная школа 21 века

Комплект:     Учебник «Окружающий мир», рабочие тетради «Думаем  фантазируем», «Наблюдаем и трудимся», CD, методическое пособие

Цель: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи: автор тесно связывают задачи с предполагаемыми результатами обучения и выделяют:

 - предметные – способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

- метапредметные  - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений ( выделять существенные и несущественные признаки, классифицию, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

- личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир,  формированию нравственных и эстетических чувств.

Особенности содержания: В основе построения курса лежат следующие принципы:

-         Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

-         Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

-         Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

-         Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

-         Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

-         Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

          Виноградова Н.Ф. подчеркивает необходимость вовлечения детей в активную деятельность: исследовательскую, проектную, созидательную творческую (при интеграции с уроками технологии) .

6) Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н

УМК: программа развивающего обучения Л.В. Занкова

Комплект:    Комплект для каждого класса представлен учебником «Окружающий мир» (в 2х ч.), рабочей тетрадью, методическими рекомендациями и хрестоматией.

Названия и авторы христоматий:

1 класс «Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей» (авт. Т.В. Смирнова);

2 класс «Тайны близкие и далекие» (авт. Г.В. Трафимова)

3 класс «Живые картинки. Природа и мы» (авт. Т.В. Смирнова)

4 класс «Уроки здоровья» (авт. И.П. Товпинец)

Цель: представление целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.

Задачи: задачи:

 - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

 - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

 - в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 - формировать УУД: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

 - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

 - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Особенности содержания: Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего

мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе

развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать

эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем

самым реализуя и воспитательные возможности курса .

 

7) Авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева.

УМК: программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова

Комплект: комплект для первого класса включает учебник,  учебную тетрадь на печатной основе, тетрадь для проверочных работ, методические рекомендации для учителя.  Для второго - учебник,  учебную тетрадь на печатной основе, методические рекомендации для учителя. Для третьего и четвертого классов – учебник-тетрадь в двух частях, методические рекомендации для учителя.  

Цель: формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного, содержательного общения с людьми как представителями общества и взаимодействия с природой.

Задачи:

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; формирование основы экологической и культурологической грамотности.

- развитие УУД, в частности, способности наблюдать, анали­зировать, выделять существенное, схематически фик­сировать новый опыт, работать с научно-популярным тек­стом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах,  а также формирование специальных умений, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи меж­ду процессами, фиксировать результаты наб­лю­дений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориен­ти­ро­ваться в ходе событий сво­ей жизни и жизни окружаю­щих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

Особенности содержания: Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса яв­ляется открытие эксперимента как способа практической проверки выдви­нутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих спо­собы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.

Исходя из этого  тематическое содержание подбиралось так, чтобы на первых этапах рабо­ты дети имели дело с наиболее чувственно богатым мате­риалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий; у де­тей сложилась картина мира, максимально близкая к современ­ной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается); знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук происходило гармонично, в единой логике познавательного движения.

Задания содержат элементы кон­струирования, рисования, практических действий и игр. Обраща­ется особое внимание на проведение практических работ и экс­курсий, на формирование умения работать с тек­стами и информацией. Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально оценивать результат собственной учебной работы .

 

8) Авторы: О.В. Поглазова

УМК: Гармония

Комплект:     для каждого класса разработаны учебник,  учебная тетрадь на печатной основе, методические рекомендации для учителя.

Цель: создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка,  и последовательное формирование у него целостной картины окружающего мира; а также формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

- освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

- воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

- формирование у них навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Особенности содержания:

С целью успешной подготовки к обучению учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: игру, работу текстом, с иллюстрациями, с таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. С целью формирования экологического мышления деятельность младшего школьника направляется на выявление взаимосвязей в мире. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и эмоционально-образно (органами чувств), и рационально-логически (мышлением). Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через экскурсии, прогулки, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы.

Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок с минимальной помощью учителя  овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Система заданий сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учетом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.