Формы организации учебно-воспитательной работы по технологии в начальной школе
Форма обучения (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
В рамках преподавания дисциплины «технологи» в начальной школе можно назвать следующие формы организации учебной деятельности:
1. урок;
2. экскурсия;
3. мастерская;
4. выставка;
5. праздник.
Современные взгляды на образование подчеркивают необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого ученика, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [2]. В связи с этим существует проблема нового подхода к обучению в рамках предмета «Технология» в начальной школе, которая подразумевает переход от формирования элементарных трудовых приемов при работе с материалами по изготовлению изделий к осуществлению начального технологического образования.
1. Урок
Основной формой трудового обучения в начальной школе по-прежнему является урок. Существует несколько подход к классификации уроков технологии в начальной школе:
1) по материалам, используемым в работе по изготовлению изделия на уроке технологии:
а) работа с бумагой и картоном;
б) работа с тканью, нитями, текстильным материалом;
в) работа с природным материалом;
г) работа с бросовым материалом;
д) работа с пластилином;
е) конструирование из конструктора.
2) по практическим операциям:
а) обучение приемам лепки;
б) обучение приемам шитья и вышивания;
в) обучение работе с ножницами и т.д.
3) по предметному содержанию:
а) аппликация;
б) вязание;
в) вышивание;
д) лепка и т.п.
4) по содержательно-смысловой направленности деятельности (классификация Н.М.Конышевой):
а) уроки рационально-логического типа – уроки, направленные на решение технических, технологических задач;
б) уроки эмоционально-художественного типа направлены на поиск и воплощение оригинального художественного замысла;
в) практико-технологического – отработка и освоение практических действий.
5) по видам учебной деятельности (классификация Е. Лутцевой):
а) урок-экскурсия, где основной вид деятельности –наблюдение, анализ информации. Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и искусственных и синтетических;
б) урок-исследование;
в) урок-практикум.
Любой урок технологии, к какому бы виду он ни относился, имеет определенную последовательность этапов – структуру урока. Рассмотрим самый общий вариант структуры урока технологии в современной начальной школе.
Структура урока
Структура зависит от множества факторов (уровень подготовки класса, возраст учеников, тематика урока, его основная цель, тип урока и проч.). Структура современного урока должна быть гибкой и разнообразной. Тем не менее можно выделить основные традиционные этапы урока технологии:
Содержание каждого этапа
1. Организационный момент. Этот этап урока технологии имеет свои специфические особенности, в отличие от других предметных уроков. Он подразумевает не только установление внимания учащихся, настрой их на рабочий лад, но и проверку готовности к уроку технологии – организации рабочего места, наличие инструментов, материалов.
2. Сообщение темы урока. Традиционно занимает не более 2-5 минут, сообщение темы в начальных классах на уроках технологии уместно реализовывать в игровой форме, чему может помочь загадка, ребус, сказочный герой, решение проблемной ситуации. Далее уместна беседа или рассказ о выполняемой работе – сведения о данной технике, виде искусства, празднике, в рамках которого данное изделии выполняется, материале и инструментах, используемых в работе и т.п., выявление назначения изделия, возможности применения. Далее формулируется практическая цель – что мы будем делать, учиться. В этот этап можно включить обращение к опыту детей, эвристическую беседу, постановку проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, которые позволят придать уроку развивающий характер и будут способствовать формированию мотивации учащихся к предстоящей деятельности.
3. Общий анализ работы, изделия. Очень важный этап урока технологии, так как именно на этом этапе реализуется исследовательский подход в обучении, развивается мышление. Осуществлять анализ образца - значит выделять существенные признаки изучаемого объекта и основные этапы и операции по его изготовлению. От класса к классу деятельность учащихся по осуществлению анализа усложняется: анализ-беседа (с помощью учителя) - анализ по ориентировочной основе (вопросам, памятке) - самостоятельный анализ образца
Учитель представляет образец изделия или иллюстрацию, его изображающую, озвучивается задание с указанием четким цели, условий. Далее следует серия вопросов, направленная на выяснение следующих моментов:
- какие материалы понадобятся для изготовления изделия;
- в какой технике выполнено изделие;
- сколько деталей, как они выполнены;
- способ крепления деталей;
- основные подходы к оформлению деталей;
- возможные трудности при изготовлении.
Обсуждение в каждом отдельном случает – разное. В первом классе это, как правило, беседа, возможно проблемная, о материалах, их свойствах, последовательности изготовления. Здесь наличие образца обязательно. Во 2-4 классах, когда дети обладают уже некоторыми базовыми умениями и знаниями, возможно обсуждение творческого задания, его цели и условий. В любом случае этот этап должен быть четко построен и хорошо продуман учителем. Именно на данном этапе возможна постановка проблемных заданий: выявление способов крепления, внесение улучшений в конструкцию изделия, особенности оформления и др.
4. Практическая работа – главный этап урока, занимающий основное время. Перед работой необходимо повторить правила по технике безопасности при работе с материалами и инструментами.
В начале первого класса учитель обязательно выполняет каждый шаг работы вместе с учащимися. Далее, по мере овладения умениями, учитель частично на разных этапах демонстрирует элементы техники выполнения, или выполнение отдельных операций, которые являются для учащихся новыми и требуют применения репродуктивных методов. В ходе практической деятельности важно оказывать индивидуальную помощь детям.
5. Итог урока и оценка. Итог урока зависит от поставленной цели и задач. Если они связаны с овладением новой техникой, с ознакомлением новым видом искусства, новой операцией – то и итог должен включать данную информацию. Итог урока может иметь форму выставки или защиты результатов творчества. Оценка – важнейшая часть урока технологии. Важно, оценивая творчество детей, поддержать их уверенность в своих силах, способностях. Учащиеся должны быть ознакомлены с критериями оценки, наилучший вариант – если данные критерии будут определены самими детьми совместно с педагогом. Оценивание обязательно должно сопровождаться оценочным суждением, пожеланиями на будущее. Возможными критериями оценки работы учащихся могут служить:
- качество выполнения осваиваемых технологических приемов и операций;
- качество выполнения работы в целом (аккуратность, эстетичность) ;
- найденные творческие и конструкторские решения;
- самостоятельность выполнения всей работы;
- активность, инициативность.
6. Уборка рабочего места. Этап, имеющий воспитательную нагрузку – формирование положительных трудовых привычек, которые должны лечь в основу поведения ребенка в других трудовых ситуациях.
2. Экскурсии.
Экскурсия -
непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и
явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. Экскурсия как
организационная форма, имеет ряд достоинств – активизирует познавательную
деятельность учащихся, позволяет расширить рамки изучаемого материала,
подключить эмоциональную сторону восприятия. В рамках учебной дисциплины
«Технология» можно указать на следующие виды экскурсий:
1. По месту и содержанию:
- экскурсии на природу – позволяют организовать непосредственное наблюдение за объектами живой и неживой природы, как источниками творческих идей;
- производственные - на фабрику, завод, сельскохозяйственный объект, мастерскую и т.д. Позволяют наглядно познакомиться с отраслями промышленности, способами производства тех или иных материалов, последовательностью изготовление предметов окружающей действительности, искусства;
- исторические – в музей, на выставки, по историческим местам. Важны для осмысления технического прогресса, изменения предметного мира людей. Реализуют возможность отследить влияние эпохи на внешний вид, оформление изделия, объекта изучения (например, фасады и интерьеры домов) ;
- краеведческие – ознакомление с ремеслами родного края, особенностями традиций оформления изделий.
2. По дидактической цели:
- экскурсии направленные на изучение нового материала (например, посещение мастерской дымковской игрушки может предшествовать уроку по ее изготовлению. Именно на экскурсии учащиеся усвоят особенности формы и росписи);
- экскурсии, направленные на закрепление материала (например: обобщению знаний по видам ремесел, характерных для данной местности будет способствовать посещение соответствующей выставки);
- экскурсии-исследования
связаны с выходом на природу, на улицу, т.е. при
знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается
как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и
искусственных, и синтетических, а также как источник творческих идей.
Несмотря на различия в организации разных видов экскурсий, можно выделить
общие моменты в ее проведении в начальной школе.
1. Подготовка. Включает определение темы, цели, места данного занятия в целостной системе занятий по технологии. Определение места, времени, оборудования для проведения экскурсии. Разработка заданий для учащихся.
2. Проведение экскурсии.
Первый этап включает:
- вводную беседу, направленную на актуализацию знаний, постановку проблемы, побуждение познавательных мотивов учащихся;
-инструктаж по технике безопасности.
Второй этап - непосредственное проведение экскурсии. Этот этап может включать:
- комплекс сквозных вопросов, заранее подготовленных педагогом, направленных на акцентирование внимания детей на тех объектах и явлениях, которые необходимо изучить для достижения цели занятия;
- записи, зарисовки по ходу, которые впоследствии могут служить источником творческих замыслов;
- групповые или индивидуальные задания, связанные с наблюдением, сбором природного материала и проч.
3. Итог. Завершение экскурсии обязательно должно быть продуктивным и включать определенные методы:
- беседа по результатам экскурсии;
- творческая работа по итогам экскурсии.