Формы организации учебно-воспитательной работы по технологии в начальной школе

 

      Форма обучения (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

В рамках преподавания дисциплины «технологи»  в начальной школе можно назвать следующие формы организации учебной деятельности:

1. урок;

2. экскурсия;

3. мастерская;

4. выставка;

5. праздник.

      Современные взгляды на  образование подчеркивают необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого ученика, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [2].  В связи с этим  существует проблема нового подхода к обучению в рамках предмета «Технология» в начальной школе, которая подразумевает переход от формирования элементарных трудовых приемов  при работе с материалами по изготовлению изделий  к осуществлению начального технологического образования.

1. Урок

Основной формой трудового обучения в начальной школе по-прежнему является урок. Существует несколько подход к классификации уроков технологии в начальной школе:

  1) по материалам, используемым в работе по изготовлению изделия на уроке технологии:

а) работа с бумагой и картоном;

б) работа с тканью, нитями, текстильным материалом;

в) работа с природным материалом;

г) работа с бросовым материалом;

д) работа с пластилином;

е) конструирование из конструктора.

  2) по  практическим операциям:

а) обучение приемам лепки;

б) обучение приемам  шитья и вышивания;

в) обучение работе с ножницами и т.д.

  3) по предметному содержанию:

а) аппликация;

б) вязание;

в) вышивание;

д) лепка и т.п.

  4) по содержательно-смысловой направленности деятельности (классификация Н.М.Конышевой):

а) уроки рационально-логического типа – уроки, направленные на  решение технических, технологических задач;

б) уроки эмоционально-художественного типа направлены на поиск и воплощение оригинального художественного замысла;

в) практико-технологического – отработка и освоение практических действий.

  5) по видам  учебной деятельности (классификация Е. Лутцевой):

а) урок-экскурсия, где основной вид деятельности –наблюдение, анализ информации. Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и  натуральных, и искусственных и синтетических;

б) урок-исследование;

в) урок-практикум.

      Любой урок технологии, к какому бы виду он ни относился,  имеет определенную последовательность этапов – структуру урока. Рассмотрим самый общий вариант структуры урока технологии в современной начальной школе.

      Структура урока

Структура зависит от множества факторов (уровень подготовки класса, возраст учеников, тематика урока, его основная цель, тип урока и проч.). Структура современного урока должна быть гибкой и разнообразной. Тем не менее можно выделить основные традиционные этапы урока технологии:

      Содержание каждого этапа

1. Организационный момент. Этот этап урока технологии имеет свои специфические особенности, в отличие от других предметных уроков. Он подразумевает не только установление внимания учащихся, настрой их на рабочий лад, но и  проверку готовности к уроку технологии – организации рабочего места, наличие инструментов, материалов.

2. Сообщение темы урока. Традиционно занимает не более 2-5 минут, сообщение темы в начальных классах на уроках технологии уместно реализовывать в игровой форме, чему может помочь загадка, ребус, сказочный герой, решение проблемной ситуации. Далее уместна беседа или рассказ о выполняемой работе – сведения о данной технике, виде искусства, празднике, в рамках которого данное изделии выполняется, материале и инструментах, используемых в работе и т.п., выявление назначения изделия, возможности применения. Далее формулируется практическая цель – что мы будем делать, учиться. В этот этап можно включить обращение к опыту детей, эвристическую беседу, постановку проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, которые позволят придать уроку развивающий характер и будут способствовать формированию мотивации учащихся к предстоящей деятельности. 

3. Общий анализ работы, изделия. Очень важный этап урока технологии, так как именно на этом этапе реализуется исследовательский подход в обучении, развивается мышление. Осуществлять анализ образца - значит выделять существенные признаки изучаемого объекта и основные этапы и операции по его изготовлению. От класса к классу деятельность учащихся по осуществлению анализа усложняется: анализ-беседа (с помощью учителя) -  анализ по ориентировочной основе (вопросам, памятке) - самостоятельный анализ образца

      Учитель  представляет образец изделия или иллюстрацию, его изображающую, озвучивается задание с указанием четким цели, условий. Далее следует серия вопросов, направленная на выяснение следующих моментов:

- какие материалы понадобятся для изготовления изделия;

- в какой технике выполнено изделие;

- сколько деталей, как они выполнены;

- способ крепления деталей;

- основные подходы к оформлению деталей;

- возможные трудности при изготовлении.

      Обсуждение в каждом отдельном случает – разное. В первом классе это, как правило, беседа, возможно проблемная, о материалах, их свойствах,  последовательности изготовления.  Здесь наличие образца обязательно. Во  2-4 классах, когда дети обладают уже некоторыми базовыми умениями и знаниями, возможно обсуждение творческого задания, его цели и условий. В любом случае этот этап должен быть четко построен и хорошо продуман учителем. Именно на данном этапе возможна постановка проблемных заданий: выявление способов крепления, внесение улучшений в конструкцию изделия, особенности оформления и др.

4. Практическая работа – главный этап урока, занимающий основное время. Перед работой необходимо повторить правила по технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

      В начале первого класса учитель обязательно выполняет каждый шаг работы вместе с учащимися. Далее, по мере овладения умениями, учитель частично на разных этапах демонстрирует элементы техники выполнения, или выполнение отдельных операций, которые являются для учащихся новыми и требуют применения репродуктивных методов. В ходе практической деятельности важно оказывать индивидуальную помощь детям.

5. Итог урока и оценка. Итог урока зависит от поставленной цели и задач. Если они связаны с овладением новой техникой, с ознакомлением новым видом искусства,  новой операцией – то и итог должен включать данную информацию. Итог урока может иметь форму выставки или защиты результатов творчества. Оценка – важнейшая часть урока технологии. Важно, оценивая творчество детей, поддержать их уверенность в своих силах, способностях.  Учащиеся должны быть ознакомлены с критериями оценки, наилучший вариант – если данные критерии будут определены самими детьми совместно с педагогом. Оценивание обязательно должно сопровождаться оценочным суждением, пожеланиями на будущее. Возможными критериями оценки работы учащихся могут служить:

- качество выполнения осваиваемых технологических приемов и операций;

- качество выполнения работы в целом (аккуратность, эстетичность) ;

- найденные творческие и конструкторские решения;

- самостоятельность выполнения всей работы;

- активность, инициативность.

6. Уборка рабочего места. Этап, имеющий воспитательную нагрузку – формирование положительных трудовых привычек, которые должны лечь в основу поведения ребенка в других трудовых ситуациях.

2. Экскурсии.

Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и
явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. Экскурсия как организационная форма, имеет ряд достоинств – активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет расширить рамки изучаемого материала, подключить эмоциональную сторону восприятия. В рамках учебной дисциплины «Технология» можно указать на следующие виды экскурсий:

     1. По месту и содержанию:

- экскурсии на природу – позволяют организовать непосредственное наблюдение за объектами живой и неживой природы, как источниками творческих идей;

-  производственные - на фабрику, завод, сельскохозяйственный объект, мастерскую и т.д. Позволяют наглядно познакомиться с отраслями промышленности, способами производства тех или иных материалов, последовательностью изготовление предметов окружающей действительности, искусства;

- исторические – в музей, на выставки, по историческим местам. Важны для осмысления технического прогресса, изменения предметного мира людей. Реализуют возможность отследить влияние эпохи на внешний вид, оформление изделия, объекта изучения (например, фасады и интерьеры домов) ;

 - краеведческие – ознакомление с ремеслами родного края, особенностями традиций оформления изделий.

      2. По дидактической цели:

-  экскурсии направленные на изучение нового материала (например, посещение мастерской дымковской игрушки может предшествовать уроку по ее изготовлению. Именно на экскурсии учащиеся усвоят особенности формы и росписи);

-   экскурсии, направленные на закрепление материала (например: обобщению знаний по видам ремесел, характерных для данной местности будет способствовать посещение соответствующей выставки);

-  экскурсии-исследования  связаны с выходом на природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и  натуральных, и искусственных, и синтетических, а также как источник творческих идей.
      Несмотря на различия в организации разных видов экскурсий, можно выделить общие моменты в ее проведении в начальной школе.

1. Подготовка. Включает определение темы, цели, места данного занятия в целостной системе занятий по технологии. Определение места, времени, оборудования для проведения экскурсии. Разработка заданий для учащихся.

2.  Проведение экскурсии.

     Первый этап включает:

- вводную беседу, направленную на актуализацию знаний, постановку проблемы, побуждение познавательных мотивов учащихся; 

-инструктаж по технике безопасности.

     Второй этап - непосредственное проведение экскурсии. Этот этап может включать:

- комплекс сквозных вопросов, заранее подготовленных педагогом, направленных на акцентирование внимания детей на тех объектах и явлениях, которые необходимо изучить для достижения цели занятия;

- записи, зарисовки по ходу, которые впоследствии могут служить источником творческих замыслов;

- групповые или индивидуальные задания, связанные с наблюдением, сбором природного материала и проч.

3. Итог. Завершение экскурсии  обязательно должно быть продуктивным и включать определенные методы:

- беседа по результатам экскурсии;

- творческая работа по итогам экскурсии.