Психолого-педагогические основы современного урока труда

 

Характеристика возраста

Я. А. Коменский впервые в педагогике научно обосновал потребность в строгом учете возрастных особенностей детей при реализации учебно-воспитательной работы. Им был сформулирован и  обоснован принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10-11 лет. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга. Быстро развивается психика ребенка. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев). Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Опираясь на указанные положения, можно отметить, что уроки труда по-особому значимы для развития младших школьников, так как они базируются на предметно-практической деятельности, а практические действия с предметами обеспечивают ребенку прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности, способствуют развитию восприятия окружающей действительности, способствуют переходу от предметно-действенного мышления к следующим стадиям. Современный урок технологии, как и любой другой, направлен на реализацию триединой цели – обучения, развития и воспитания учащихся.

 

Трудовое воспитание.

    Трудовое воспитание направлено на формирование трудовых действий, обогащение знаний о труде. Современное политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях,  способствует формированию интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей изобретательности. Труд является ведущим фактором развития личности, способом творческого познания и преобразования мира, получения опыта трудовой деятельности в различных сферах, способом вхождения в культуру.

 

Умственное развитие.

    Проблема обогащения сенсорного опыта как первичного источника знаний об окружающем мире является актуальной для младшего школьного возраста,  так как недостаточный запас впечатлений может влиять на развитие детей. Уроки технологии позволяют ученикам работать с разными материалами и через ощущения и восприятие получать информацию об их свойствах: тяжелые-легкие, гладкие- шероховатые и т.д. Значение сенсорного опыта в том, что он дает представление не только о свойствах и качествах предметов, но и о значении этих свойств (например, такое свойство пластилина или теста, как пластичность, позволяет придавать изделию любую форму). 

    Психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще один важный момент: оперируя предметами, ребенок может наглядно представить себе многие абстрактные связи и понятия, которые, воплощаясь в предметных моделях, становятся нагляднее и яснее. Смысл этих действий состоит в том, что мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной, практической деятельностью. Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. С другой стороны, подключение практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся, и тем самым активизировать их умственное развитие.

 

Эстетическое развитие.

    Кроме умственного развития, уроки технологии решают проблему эстетического воспитания: развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, то есть формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде. А вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Вторая группа задач связана с  включением в эстетическую деятельность и предполагает активное участие каждого ученика в созидании прекрасного своими руками. И первое, и второе направление должно находить отражение в содержании уроков технологии.

 

Нравственное воспитание.
   
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль. Нравственное воспитание направлено на формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе нравственного воспитания лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, среди которых ответственность, трудолюбие, уважение к чужому труду.