Интегрированные уроки в начальной школе

 

  1. Как вы понимаете место и значение межпредметных связей? С какими учебными дисциплинами связаны уроки технологии? Приведите пример.
  2. Чем интеграция уроков отличается от наличия межпредметных связей?
  3. Каковы условия проведения интегрированного урока?
Какая программа по технологии подразумевает интеграцию технологии и «Окружающего мира»?

 

      Интеграция (лат . integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации (БСЭ).

      Отмечается,  что  классно-урочная  система  предметного (дифференцированного обучения) не обеспечивает целостного познания мира и способности школьника системно мыслить при решении практических и жизненных  задач. Интеграция в предметной системе обучения нашей школы является средством компенсации недостатков этой системы. Интегрированный урок  – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких учебных предметов [8]. В современной школе интегрированные уроки, возникающие на основе межпредметной интеграции, эффективны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности, такой урок является информационно более обогащенным, чем традиционный.  Если межпредметные связи позволяют лишь эпизодически включить материал других дисциплин, то интегрированный урок подразумевает взаимопроникновение предметов.   

       Интегрированный урок, как и любой другой, имеет структурные элементы. Наиболее общие из них:

1. Вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;

2. Основная часть, где раскрывается содержание учебного материала, осуществляется практическая работа. Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностным качествам учителя.

3. Заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся.

       Отличительная особенности интегрированных уроков технологии – обязательное присутствие практической деятельности, созидательного труда.

При подготовке интегрированного урока важно учитывать следующие моменты:

-интеграция – это взаимопроникновение двух или более учебных предметов. Поэтому материал, все содержание  такого урока специфично. Учителю необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока;

- учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира.