12.2. Методические рекомендации при подготовке учителя к занятиям по антитеррористической тематикеИзучение вопросов противодействия терроризму и экстремизму позволяет формировать антитеррористическую гражданскую позицию обучающихся и является важным условием для достижения таких целей изучения курса ОБЖ, как: · освоение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях социального характера; · воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; · развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; · овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ по ОБЖ, вопросы по проблеме терроризма, рассматриваются в темах «Основы безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера», «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система обеспечения безопасности населения». На первой ступени обучения (1-4-е классы) основные вопросы ОБЖ включены в содержание образовательного компонента «Окружающий мир». На данном этапе у младших школьников формируется понятийная база об опасностях и чрезвычайных ситуациях, вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, в школе, противопожарной безопасности и личной гигиены. Начинают формироваться навыки защиты от опасностей и оказания само- и взаимопомощи. Содержание вопросов, связанных с проблемой терроризма, может быть раскрыто в следующих темах: «Двор и улица – места повышенной опасности», «Город как источник опасности», «Общение с малознакомыми сверстниками и взрослыми людьми». На второй ступени (5-9-е классы) завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. В это время изучается та же номенклатура опасностей, что и на первом этапе, но более углубленно. Рассматривается природа опасностей, их физико-химическая сущность, объясняются причинно-следственные связи. Антитеррористическое обучение в 5-7-х классах возможно при изучении следующих тем – «Опасные ситуации на улице», «Чрезвычайные ситуации на транспорте», «Ситуации криминогенного характера». Дается понятие «терроризм», развивается наблюдательность и внимание к необычному поведению незнакомцев и посторонним предметам как способу предупреждения актов терроризма. Изучается опасность терроризма в рамках типичных экстремальных ситуаций криминогенного характера. Уделяется особое внимание опасности терроризма на транспорте. В 8-м классе проблемы терроризма раскрываются при изучении следующих тем: «Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей», «Меры предосторожности при угрозе совершения теракта», «Поведение при похищении или захвате в качестве заложника», «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: взрывы и пожары, аварии на химически опасных объектах, радиоактивно опасных объектах». При освоении каждой темы происходит расширение и дальнейшее углубление уже полученных ранее знаний об опасностях в повседневной жизни, а также совершенствование умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде. Это достигается путем применения методов, приемов и средств обучения, которые позволяют целенаправленно переводить знания-знакомства (5-й класс) в знания-умения, знания-навыки (9-й класс). Логическим продолжением программы курса ОБЖ на данной ступени во внеурочное время является подготовка к участию обучающихся во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов военно-патриотической направленности, организации оборонно-спортивных лагерей, туристических походов и слетов, детских игр и соревнований. На третьей ступени обучения (10-11-е классы) изучение материала, связанного с проблемами терроризма, предусмотрено при освоении следующих тем: «Государственная система обеспечения безопасности населения: законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства», «Роль силовых структур в предотвращении террористических актов и обеспечении безопасности при их угрозе», «Правила безопасного поведения человека при угрозе совершения теракта и захвате в качестве заложника» (базовый уровень); «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: основы законодательства РФ по организации защиты населения», «Основные направления деятельности государства в предотвращении террористических актов и обеспечении безопасности при их угрозе», «Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения», «Правила безопасного поведения человека при угрозе совершения теракта и захвате в качестве заложника», «Основы обороны государства: применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом» (профильный уровень). Практический характер обучения на третьем этапе должен обеспечиваться широким набором практических работ по электро- и пожаробезопасности, оценке факторов радиационной и химической опасности, отработке навыков безопасного поведения согласно алгоритмам, навыков по использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ), самоспасателей, подручных средств, первичных средств пожаротушения, оказанию доврачебной помощи и т. п. В результате антитеррористического обучения выпускники школы обязаны овладеть знаниями и умениями, позволяющими им предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации, связанные с терроризмом, и в случае их наступления правильно действовать. Выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен а) знать: · основные понятия и признаки терроризма; · правовые основы борьбы с терроризмом; · особенности правового режима в зоне проведения контртеррористических операций; · основные угрозы террористического характера для граждан России; · демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов; · правила профилактического осмотра территории и помещений по предотвращению терактов; б) уметь: · проявлять бдительность в условиях предотвращения теракта; · предпринимать меры безопасности при обращении с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера; · предпринимать меры безопасности при биологическом, химическом и ядерном терроризме; в) разумно действовать: · при обнаружении взрывоопасного предмета; · при захвате в заложники; · оказавшись заложником во время проведения контртеррористической операции; · при поступлении угрозы по телефону; · при возникновении паники в толпе. На уроках ОБЖ учителю, наряду с учебными задачами, нужно решать следующие психолого-педагогические задачи: - развивать у учеников бдительность, осмотрительность, разумную осторожность, ориентированность на выявление опасных факторов; - воспитывать уверенность и оптимизм, веру в успех при столкновении с реальными угрозами; - повышать психологическую устойчивость к воздействию опасных и чрезвычайных ситуаций; - формировать привычки, навыки и умения, обеспечивающие правильные действия и выживание; - наделить необходимыми знаниями и умениями по оказанию первой доврачебной помощи и психологической само- и взаимопомощи. Чтобы выполнить эти задачи, следует использовать не только словесные методы обучения – лекцию и беседу, но и активные методы обучения – диспут, анализ конкретных ситуаций, круглый стол, проблемный метод. При изучении темы «Правила поведения при угрозе террористического акта» особое внимание следует уделить наглядным методам обучения. Сюда относятся просмотр документальных кинофильмов, ознакомление с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, пострадавших и т.д., встречи с очевидцами, участниками реальных событий, ознакомление с муляжами оружия и взрывных устройств. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы сотрудников территориальных органов УВД и ФСБ для ознакомительных бесед об опасностях, которые подстерегают детей в школе и на улице. Планирование и организация данных мероприятий входит в должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ или заместителя директора школы по воспитательной работе. Естественно, применять наглядные способы обучения следует осторожно, учитывая возрастные и физиологические особенности школьников, их чувства и восприятие. |