12.2. Методические рекомендации при подготовке учителя к занятиям по антитеррористической тематике

Изучение вопросов противодействия терроризму и экстремизму позволяет формировать антитеррористическую гражданскую позицию обучающихся и является важным условием для достижения таких целей изучения курса ОБЖ, как:

·     освоение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях социального характера;

·     воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;

·     развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

·     овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ по ОБЖ, вопросы по проблеме терроризма, рассматриваются в темах «Основы безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера», «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система обеспечения безопасности населения».

На первой ступени обучения (1-4-е классы) основные вопросы ОБЖ включены в содержание образовательного компонента «Окружающий мир».

На данном этапе у младших школьников формируется понятийная база об опасностях и чрезвычайных ситуациях, вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, в школе, противопожарной безопасности и личной гигиены. Начинают формироваться навыки защиты от опасностей и оказания само- и взаимопомощи. Содержание вопросов, связанных с проблемой терроризма, может быть раскрыто в следующих темах: «Двор и улица – места повышенной опасности», «Город как источник опасности», «Общение с малознакомыми сверстниками и взрослыми людьми».

На второй ступени (5-9-е классы) завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. В это время изучается та же номенклатура опасностей, что и на первом этапе, но более углубленно. Рассматривается природа опасностей, их физико-химическая сущность, объясняются причинно-следственные связи. Антитеррористическое обучение в 5-7-х классах возможно при изучении следующих тем – «Опасные ситуации на улице», «Чрезвычайные ситуации на транспорте», «Ситуации криминогенного характера». Дается понятие «терроризм», развивается наблюдательность и внимание к необычному поведению незнакомцев и посторонним предметам как способу предупреждения актов терроризма. Изучается опасность терроризма в рамках типичных экстремальных ситуаций криминогенного характера. Уделяется особое внимание опасности терроризма на транспорте.

В 8-м классе проблемы терроризма раскрываются при изучении следующих тем: «Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей», «Меры предосторожности при угрозе совершения теракта», «Поведение при похищении или захвате в качестве заложника», «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: взрывы и пожары, аварии на химически опасных объектах, радиоактивно опасных объектах».

При освоении каждой темы происходит расширение и дальнейшее углубление уже полученных ранее знаний об опасностях в повседневной жизни, а также совершенствование умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде. Это достигается путем применения методов, приемов и средств обучения, которые позволяют целенаправленно переводить знания-знакомства (5-й класс) в знания-умения, знания-навыки (9-й класс).

Логическим продолжением программы курса ОБЖ на данной ступени во внеурочное время является подготовка к участию обучающихся во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов военно-патриотической направленности, организации оборонно-спортивных лагерей, туристических походов и слетов, детских игр и соревнований.

На третьей ступени обучения (10-11-е классы) изучение материала, связанного с проблемами терроризма, предусмотрено при освоении следующих тем: «Государственная система обеспечения безопасности населения: законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства», «Роль силовых структур в предотвращении террористических актов и обеспечении безопасности при их угрозе», «Правила безопасного поведения человека при угрозе совершения теракта и захвате в качестве заложника» (базовый уровень); «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: основы законодательства РФ по организации защиты населения», «Основные направления деятельности государства в предотвращении террористических актов и обеспечении безопасности при их угрозе», «Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения», «Правила безопасного поведения человека при угрозе совершения теракта и захвате в качестве заложника», «Основы обороны государства: применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом» (профильный уровень).

Практический характер обучения на третьем этапе должен обеспечиваться широким набором практических работ по электро- и пожаробезопасности, оценке факторов радиационной и химической опасности, отработке навыков безопасного поведения согласно алгоритмам, навыков по использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ), самоспасателей, подручных средств, первичных средств пожаротушения, оказанию доврачебной помощи и т. п.

В результате антитеррористического обучения выпускники школы обязаны овладеть знаниями и умениями, позволяющими им предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации, связанные с терроризмом, и в случае их наступления правильно действовать. Выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен

а) знать:

·     основные понятия и признаки терроризма;

·     правовые основы борьбы с терроризмом;

·     особенности правового режима в зоне проведения контртеррористических операций;

·     основные угрозы террористического характера для граждан России;

·     демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов;

·     правила профилактического осмотра территории и помещений по предотвращению терактов;

б) уметь:

·     проявлять бдительность в условиях предотвращения теракта;

·     предпринимать меры безопасности при обращении с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера;

·     предпринимать меры безопасности при биологическом, химическом и ядерном терроризме;

в) разумно действовать:

·     при обнаружении взрывоопасного предмета;

·     при захвате в заложники;

·     оказавшись заложником во время проведения контртеррористической операции;

·     при поступлении угрозы по телефону;

·     при возникновении паники в толпе.

На уроках ОБЖ учителю, наряду с учебными задачами, нужно решать следующие психолого-педагогические задачи:

- развивать у учеников бдительность, осмотрительность, разумную осторожность, ориентированность на выявление опасных факторов;

- воспитывать уверенность и оптимизм, веру в успех при столкновении с реальными угрозами;

- повышать психологическую устойчивость к воздействию опасных и чрезвычайных ситуаций;

- формировать привычки, навыки и умения, обеспечивающие правильные действия и выживание;

- наделить необходимыми знаниями и умениями по оказанию первой доврачебной помощи и психологической само- и взаимопомощи.

Чтобы выполнить эти задачи, следует использовать не только словесные методы обучения – лекцию и беседу, но и активные методы обучения – диспут, анализ конкретных ситуаций, круглый стол, проблемный метод.

При изучении темы «Правила поведения при угрозе террористического акта» особое внимание следует уделить наглядным методам обучения. Сюда относятся просмотр документальных кинофильмов, ознакомление с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, пострадавших и т.д., встречи с очевидцами, участниками реальных событий, ознакомление с муляжами оружия и взрывных устройств.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы сотрудников территориальных органов УВД и ФСБ для ознакомительных бесед об опасностях, которые подстерегают детей в школе и на улице. Планирование и организация данных мероприятий входит в должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ или заместителя директора школы по воспитательной работе.

Естественно, применять наглядные способы обучения следует осторожно, учитывая возрастные и физиологические особенности школьников, их чувства и восприятие.