Часть 1. Учебное пособие

 Выдержка из ГОС ВПО специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности»

 В Томском государственном педагогическом университете ведется подготовка студентов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности». Учебным планом в цикле «Дисциплины предметной подготовки» предусмотрено изучение дисциплины «Пожарная безопасность». В табл. 1 приведено примерное содержание дисциплины «Пожарная безопасность», а также общее количество академических часов, отведенное на ее изучение.

Таблица 1

Основное содержание дисциплины «Пожарная безопасность», предусмотренное ГОС ВПО специальности «Безопасность жизнедеятельности»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ДПП

Дисциплины предметной подготовки

4334

ДПП.Ф.00

Федеральный компонент

3934

ДПП.Ф.10

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. Пожарная охрана в Российской Федерации. Структура органов и подразделений пожарной безопасности. Нормативные акты РФ в области пожарной безопасности.

Горение как химическая реакция. Горючее и взрывоопасные вещества. Поражающие факторы пожара и взрыва. Условия прекращения процесса горения.

Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Статистика и прогнозирование. Система оповещения о пожаре. Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня. Характеристика основных огнетушащих веществ. Техника, используемая для тушения пожаров. Способы эвакуации населения. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении. Обязанности учителя. Действия учителя и учащихся при пожаре.

140

 

Рабочая программа дисциплины

«Пожарная безопасность»

 Рабочая программа дисциплины «Пожарная безопасность» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Предлагаемая рабочая программа создана для обеспечения базового уровня подготовки студентов Томского педагогического университета, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности.

 1. Цели и задачи дисциплины

 Цели дисциплины:

·     дать студентам правовые, нормативно-технические и организационные нормы о системе пожарной безопасности Российской Федерации;

·     ознакомить студентов с основами процессов горения, взрыва, детонации; с последствиями возгораний, пожаров, взрывов, воздействия ударной волны;

·     дать сведения о мерах предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций, связанных с горением, взрывом и детонацией в техногенных и природных системах.

 Задачи дисциплины:

·        привитие знаний о правовых, экономических и социальных основах обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

·        формирование у студентов знаний об основных характеристиках процессов горения, взрыва, детонации и опасных последствиях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

·        формирование навыков и умений по действиям в ситуациях, связанных с горением, взрывом, детонацией;

·        привитие навыков и умений в использовании средств диагностики, предупреждения и защиты от последствий явления горения и взрыва в техногенных и природных системах;

·        формирование у студентов знаний об основных средствах пожаротушения и работе с ними;

·        обучение студентов формам и методам организации и ведения учебного процесса по дисциплине.

 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

·     правовые, нормативно-технические и организационные вопросы организации потивопожарной охраны;

·     классификацию и характеристики опасностей при техногенных и природных пожарах и взрывах;

·     принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных чрезвычайных ситуациях, связанных с горением и взрывом;

·     технические средства и оборудование противопожарной службы;

·     формы и методы работы по выработке у школьников алгоритма поведения в условиях пожаров и взрывов.

 Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

·     оценивать возможный риск появления чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов);

·     применять своевременные меры по защите и их ликвидации;

·     владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных ситуациях;

·     организовывать спасательные работы, грамотно применять средства защиты;

·     провести занятия со школьниками по учебной дисциплине «Пожары, опасность и последствия».

 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

VI

Общая трудоемкость

140

140

Аудиторные занятия

68

68

Лекции

34

34

Практические занятия (семинары)

34

34

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

72

72

Курсовые работы/рефераты

-

-

Вид итогового контроля

 

Экзамен

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Разделы дисциплины

Всего часов

Лекции

Практические занятия, семинары

1

Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий

6

2

2

2

Пожарная охрана в Российской Федерации

8

4

4

3

Структура органов и подразделений пожарной безопасности. Нормативные акты в области пожарной безопасности

8

4

4

№ п/п

Разделы дисциплины

Всего часов

Лекции

Практические занятия, семинары

4

Горение как химическая реакция

8

4

4

5

Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению

8

4

4

6

Статистика и прогнозирование. Система оповещения о пожаре

6

4

4

7

Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня

8

4

4

8

Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Способы эвакуации населения

8

4

4

9

Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении

8

4

4

Всего

 

68

34

34

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий.

Основные понятия, термины, определения. Содержание закона. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

2. Пожарная охрана в Российской Федерации.

Виды и задачи пожарной охраны. Государственная пожарная служба. Государственный пожарный надзор. Личный состав пожарной службы. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности. Ведомственная пожарная охрана. Добровольная пожарная охрана. Объединения пожарной охраны.

3. Структура органов и подразделений пожарной безопасности. Нормативные акты в области пожарной безопасности.

Нормативные документы в области пожарной безопасности. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обязанности органов исполнительной власти. Обязанности органов местного самоуправления. Права и обязанности предприятий. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Административная ответственность предприятий. Противопожарные требования к строительным материалам. Противопожарные требования к строительным конструкциям.

4. Горение как химическая реакция.

Горючие и взрывоопасные вещества. Поражающие факторы пожара и взрыва. Условия прекращения процесса горения. Открытие сущности процесса горения. Горение и окисление. Условия, необходимые для горения. Продукты горения, дым. Взрывной режим горения. Тепловой взрыв.

5. Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению.

Условия возникновения, распространения и поведения пожаров. Предупреждение возникновения пожаров. Последствия пожаров.

6. Статистика и прогнозирование. Система оповещения о пожаре.

Добровольное пожарное страхование. Страховые отчисления в фонды пожарной безопасности. Расходы, связанные с добровольным противопожарным страхованием. Структура страховых тарифов. Система оповещения о пожаре.

7. Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня.

Температурные датчики и сигнализаторы. Оптические методы диагностики противопожарного контроля. Автоматические средства пожаротушения. Ручные инструменты и оборудование пожаротушения. Ранцевые огнетушители. Смачиватели и пенообразователи. Механизированные средства пожаротушения. Оборудование и средства для тушения лесных пожаров. Особенности использования оборудования и средств пожаротушения в зависимости от вида и категории пожара. Огнепреградители.

Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения. Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями. Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями. Нормы оснащения зданий и территорий пожарными щитами. Нормы комплектования пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем. Огнезащитные составы.

8. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Способы эвакуации населения.

Пожарно-техническая классификация зданий и сооружений. Противопожарные преграды. Требования пожарной безопасности к лестницам и лестничным клеткам. Пожарные отсеки. Способы эвакуации населения при пожарах.

9. Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Основные задачи пожарной охраны в учебном заведении. Обязанности школьного коллектива по пожаробезопасности в учебном заведении. Причины возникновения пожаров в школе. Психолого-педагогические основы противопожарной работы со школьниками. Противопожарный инструктаж. Основы пожаробезопасного поведения. Формы и методы обучения противопожарной безопасности. Работа в рамках уроков ОБЖ. Добровольные пожарные дружины в школе. Действия учителя и учащихся при пожаре.

 4.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература 

а) основная:

·     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 69 «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (в редакциях 1998 – 2004гг.)

·     Баратов А.Н., Пчелинцев В.А. Пожарная безопасность. Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006

·     Пожарная безопасность зданий и сооружений СНиП 21-01-97, Санкт-Петербург, 2003.

·     Пожарная техника, огнетушители. Требования к эксплуатации НПБ 166-97, М.:1998.

·     Померанцев В.В., Арефьев К.М., Ахмедов Д.Б. и др. Основы практической теории горения. Л.: Энергоатомиздат, 1986.

·     Конев Э.В. Физические основы горения растительных материалов. Новосибирск: Наука, 1977.

·     Щетинский Е. А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЛМ, 2002.

·     Применение огнетушителей в производственных, складских и общественных зданиях и сооружениях: Рекомендации /Навценя Н. В., Исавнин Н. В., Матюшин А. В. и др. М.:ВНИИПО, 1986.

·     Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). М.: Ось-89, 2007.

 б) дополнительная:

·     Пожарный надзор // Ежемесячный журнал – приложение к газете «Известия», 19998 – 2003.

·     Об охране труда в системе образования Российской Федерации. Приказ  Минобразования РФ от 23 июля 1996 года № 378.

·     Нормы пожарной безопасности НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», 1997.

·     Нормы пожарной безопасности НПБ 06-96 «Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности», 1996.

·     Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении. Нормативные документы и инструкции. М.: Учитель, 2007.

·     Пожарная безопасность. 1-4 классы. Конспекты занятий и классных часов. М.: Учитель, 2006.

 5.2. Средства обеспечения ОСВОЕНИЯ дисциплины

 Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимы:

·     учебные и методические пособия;

·     учебники, программы;

·     пособия для самостоятельной работы;

·     наглядные пособия.

 

6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 Для обеспечения дисциплины необходимы:

·     тематические стенды по пожарной безопасности;

·     знаки пожарной безопасности;

·     компьютеры, компьютерные программы;

·     телевизор и DVD-плеер;

·     документальные фильмы по пожарной безопасности;

·     средства эвакуации при пожаре;

·     защитный капюшон «Феникс»;

·     газодымозащитный комплект ГДЗК;

·     порошковый и углекислотный огнетушители;

·     виртуальный тренажер по основам безопасности жизнедеятельности «Спасик и его команда. Пожарная безопасность».