Часть 1. Учебное пособиеВыдержка из ГОС ВПО специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» В Томском государственном педагогическом университете ведется подготовка студентов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности». Учебным планом в цикле «Дисциплины предметной подготовки» предусмотрено изучение дисциплины «Пожарная безопасность». В табл. 1 приведено примерное содержание дисциплины «Пожарная безопасность», а также общее количество академических часов, отведенное на ее изучение. Таблица 1 Основное содержание дисциплины «Пожарная безопасность», предусмотренное ГОС ВПО специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа дисциплины «Пожарная безопасность» Рабочая программа дисциплины «Пожарная безопасность» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Предлагаемая рабочая программа создана для обеспечения базового уровня подготовки студентов Томского педагогического университета, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности. 1. Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: · дать студентам правовые, нормативно-технические и организационные нормы о системе пожарной безопасности Российской Федерации; · ознакомить студентов с основами процессов горения, взрыва, детонации; с последствиями возгораний, пожаров, взрывов, воздействия ударной волны; · дать сведения о мерах предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций, связанных с горением, взрывом и детонацией в техногенных и природных системах. Задачи дисциплины: · привитие знаний о правовых, экономических и социальных основах обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; · формирование у студентов знаний об основных характеристиках процессов горения, взрыва, детонации и опасных последствиях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; · формирование навыков и умений по действиям в ситуациях, связанных с горением, взрывом, детонацией; · привитие навыков и умений в использовании средств диагностики, предупреждения и защиты от последствий явления горения и взрыва в техногенных и природных системах; · формирование у студентов знаний об основных средствах пожаротушения и работе с ними; · обучение студентов формам и методам организации и ведения учебного процесса по дисциплине. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен знать: · правовые, нормативно-технические и организационные вопросы организации потивопожарной охраны; · классификацию и характеристики опасностей при техногенных и природных пожарах и взрывах; · принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных чрезвычайных ситуациях, связанных с горением и взрывом; · технические средства и оборудование противопожарной службы; · формы и методы работы по выработке у школьников алгоритма поведения в условиях пожаров и взрывов. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь: · оценивать возможный риск появления чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов); · применять своевременные меры по защите и их ликвидации; · владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных ситуациях; · организовывать спасательные работы, грамотно применять средства защиты; · провести занятия со школьниками по учебной дисциплине «Пожары, опасность и последствия». 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. Основные понятия, термины, определения. Содержание закона. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности. 2. Пожарная охрана в Российской Федерации. Виды и задачи пожарной охраны. Государственная пожарная служба. Государственный пожарный надзор. Личный состав пожарной службы. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава противопожарной службы. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности. Ведомственная пожарная охрана. Добровольная пожарная охрана. Объединения пожарной охраны. 3. Структура органов и подразделений пожарной безопасности. Нормативные акты в области пожарной безопасности. Нормативные документы в области пожарной безопасности. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обязанности органов исполнительной власти. Обязанности органов местного самоуправления. Права и обязанности предприятий. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Административная ответственность предприятий. Противопожарные требования к строительным материалам. Противопожарные требования к строительным конструкциям. 4. Горение как химическая реакция. Горючие и взрывоопасные вещества. Поражающие факторы пожара и взрыва. Условия прекращения процесса горения. Открытие сущности процесса горения. Горение и окисление. Условия, необходимые для горения. Продукты горения, дым. Взрывной режим горения. Тепловой взрыв. 5. Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Условия возникновения, распространения и поведения пожаров. Предупреждение возникновения пожаров. Последствия пожаров. 6. Статистика и прогнозирование. Система оповещения о пожаре. Добровольное пожарное страхование. Страховые отчисления в фонды пожарной безопасности. Расходы, связанные с добровольным противопожарным страхованием. Структура страховых тарифов. Система оповещения о пожаре. 7. Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня. Температурные датчики и сигнализаторы. Оптические методы диагностики противопожарного контроля. Автоматические средства пожаротушения. Ручные инструменты и оборудование пожаротушения. Ранцевые огнетушители. Смачиватели и пенообразователи. Механизированные средства пожаротушения. Оборудование и средства для тушения лесных пожаров. Особенности использования оборудования и средств пожаротушения в зависимости от вида и категории пожара. Огнепреградители. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения. Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями. Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями. Нормы оснащения зданий и территорий пожарными щитами. Нормы комплектования пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем. Огнезащитные составы. 8. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Способы эвакуации населения. Пожарно-техническая классификация зданий и сооружений. Противопожарные преграды. Требования пожарной безопасности к лестницам и лестничным клеткам. Пожарные отсеки. Способы эвакуации населения при пожарах. 9. Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении. Основные задачи пожарной охраны в учебном заведении. Обязанности школьного коллектива по пожаробезопасности в учебном заведении. Причины возникновения пожаров в школе. Психолого-педагогические основы противопожарной работы со школьниками. Противопожарный инструктаж. Основы пожаробезопасного поведения. Формы и методы обучения противопожарной безопасности. Работа в рамках уроков ОБЖ. Добровольные пожарные дружины в школе. Действия учителя и учащихся при пожаре. 4.3. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература а) основная: · ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 69 «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» (в редакциях 1998 – 2004гг.) · Баратов А.Н., Пчелинцев В.А. Пожарная безопасность. Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006 · Пожарная безопасность зданий и сооружений СНиП 21-01-97, Санкт-Петербург, 2003. · Пожарная техника, огнетушители. Требования к эксплуатации НПБ 166-97, М.:1998. · Померанцев В.В., Арефьев К.М., Ахмедов Д.Б. и др. Основы практической теории горения. Л.: Энергоатомиздат, 1986. · Конев Э.В. Физические основы горения растительных материалов. Новосибирск: Наука, 1977. · Щетинский Е. А. Тушение лесных пожаров. М.: ВНИИЛМ, 2002. · Применение огнетушителей в производственных, складских и общественных зданиях и сооружениях: Рекомендации /Навценя Н. В., Исавнин Н. В., Матюшин А. В. и др. М.:ВНИИПО, 1986. · Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). М.: Ось-89, 2007. б) дополнительная: · Пожарный надзор // Ежемесячный журнал – приложение к газете «Известия», 19998 – 2003. · Об охране труда в системе образования Российской Федерации. Приказ Минобразования РФ от 23 июля 1996 года № 378. · Нормы пожарной безопасности НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», 1997. · Нормы пожарной безопасности НПБ 06-96 «Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности», 1996. · Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении. Нормативные документы и инструкции. М.: Учитель, 2007. · Пожарная безопасность. 1-4 классы. Конспекты занятий и классных часов. М.: Учитель, 2006. 5.2. Средства обеспечения ОСВОЕНИЯ дисциплины Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимы: · учебные и методические пособия; · учебники, программы; · пособия для самостоятельной работы; · наглядные пособия. 6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения дисциплины необходимы: · тематические стенды по пожарной безопасности; · знаки пожарной безопасности; · компьютеры, компьютерные программы; · телевизор и DVD-плеер; · документальные фильмы по пожарной безопасности; · средства эвакуации при пожаре; · защитный капюшон «Феникс»; · газодымозащитный комплект ГДЗК; · порошковый и углекислотный огнетушители; · виртуальный тренажер по основам безопасности жизнедеятельности «Спасик и его команда. Пожарная безопасность».
|