Глава 4. Организация противопожарной

безопасности в школе

Чтобы не допустить пожара в школе, надо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, макулатура и т.д.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению школьных построек. Иногда на территории, прилегающей к школе, сгребают в кучи опавшие листья и сжигают. Это опасно, так как тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю здания или в слуховое окно, что может привести к пожару.

Не менее важно осуществлять контроль состояния дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромождались и в зимнее время регулярно очищать от снега и льда, чтобы пожарные машины всегда имели возможность проехать на территорию школы без препятствий.

Современные пожарные автомобили – цистерны вывозят с собой достаточный запас воды, чтобы бороться с огнем, который не набрал большой силы. Всего на 10÷15 минут хватает воды в пожарной автоцистерне без установки ее на водоисточник. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники; пруды, водоемы, резервуары или пожарные гидранты. За этими водоисточниками должен быть обеспечен постоянный уход. Необходимо следить, чтобы крышки гидрантов не были засыпаны мусором, землей, а на стене ближайшего строения была табличка с указанием его месторасположения. Эту табличку нельзя срывать, повреждать или закрашивать. Она нужна для того, чтобы пожарные могли быстро разыскать гидрант. Во время снежных заносов следует позаботиться об очистке крышек гидрантов и водоемов от снега. Нужно также следить, чтобы водоемы и резервуары своевременно наполнялись водой. Если рядом со школой имеется речка, пруд или озеро, в зимнее время их надо приспосабливать для забора воды, сделав прорубь размером 1´1 м.

4.1. Причины пожара в социальных учреждениях и меры безопасности

 В социальных учреждениях (больницах, домах престарелых, детских домах, интернатах) наблюдается огромное количество пожароопасных ситуаций, что связано с нарушением правил пожарной безопасности. В 60% учреждений отсутствует оборудование противопожарной сигнализации и систем оповещения, а в 5% учреждений оно устарело и требует замены. Оборудование системами дымоудаления социальных учреждений вообще не предусматривается. Десятилетиями не менявшаяся электропроводка, не рассчитанная, к тому же, на подключение современной техники; недоукомплектованность или отсутствие первичных средств пожаротушения; загромождение проходов, эвакуационных путей; употребление различных бытовых нагревательных приборов – часто самодельных. Зачастую, сотрудники учреждения не имеют практических навыков по эвакуации обучающихся и использованию первичных средств пожаротушения. Необходимые практические занятия по действиям в чрезвычайных ситуациях, как правило, не проводятся.

В марте 2007 г. произошел пожар в доме престарелых в станице Камышеватская Ейского района Краснодарского края, где погибло 62 человека. В декабре 2007 г. в России произошло сразу три пожара в медицинских учреждениях, причем два из них закончились трагически.

В ночь на восьмое декабря огонь вспыхнул в женском отделении 17-й наркологической больницы в Москве. В результате погибли 45 женщин: 43 пациентки и две медсестры. Больные оказались фактически блокированы в загоревшемся помещении из-за находившихся на окнах и дверях металлических решетках.

В тот же день возник пожар в психоневрологическом интернате для детей в деревне Трояново Тверской области. К счастью, жертв удалось избежать. Более трехсот больных были вовремя эвакуированы и не пострадали. По предварительным данным, пожар произошел в результате короткого замыкания на бельевом складе.

В поселке Тайга Кемеровской области психоневрологический диспансер выгорел практически полностью. Пожар, в результате которого погибли 9 человек и 16 получили травмы разной степени тяжести, произошел через сутки после московской трагедии. Причина пожара, скорее всего, поджог.

 4.1.1. Обеспечение пожарной безопасности в здании школы

 В здании школы учащиеся должны обеспечивать необходимый противопожарный порядок. Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасной выход». Если двери закрыты на ключ, то на дверях необходимо выполнить надпись о месте хранения ключа. Категорически запрещается забивать наглухо гвоздями двери запасных выходов. Лестницы – важнейший путь эвакуации. Вот почему нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые, фотолаборатории, склады наглядных пособий, музыкальных инструментов, хранить инвентарь уборщиц. Нельзя также загромождать коридоры столами, стульями, партами и др.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: в случае если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой. Двери этих выходов, а также из коридоров на лестничные клетки должны открываться по ходу эвакуации и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах. Размещаемые на лестничных клетках приборы отопления, внутренние пожарные краны не должны сокращать ширины маршей и площадок, для этого они устраиваются в нишах. Запрещается отделывать пути эвакуации и учебные помещения школ деревом, пластиком и другими горючими материалами. Такая «красота» интерьера чревата серьезными последствиями. При загорании этих материалов выделяются отравляющие продукты горения. Через несколько минут образуется зона задымления и эвакуация становится невозможной, а трагедия – неизбежной.

В школах, имеющих деревянные чердачные помещения, необходима периодическая обработка деревянных конструкций огнезащитным составом. Двери, ведущие с лестничных клеток на чердак, должны быть закрыты на замки. Чердачные помещения запрещается засорять сгораемыми материалами, а также устраивать кладовые, мастерские и т.д. К содержанию чердаков предъявляются строгие требования, так как чердак перекрывает все помещения, возникающий пожар мгновенно распространяется над всем зданием и справиться с огнем очень трудно.

Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости и окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.

Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты и учебные мастерские. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы и другое оборудование. Чтобы не допустить несчастных случаев в вышеупомянутых помещениях, работы разрешается проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта.

Существуют общие правила пожарной безопасности в химических лабораториях.

В лабораториях нельзя работать при плохом самочувствии, при сильной усталости, тем более в болезненном состоянии, так как при обращении с огнеопасными веществами требуется концентрация внимания, поэтому даже простая сонливость может обернуться бедой.

Перед началом работы с любыми огнеопасными материалами необходимо убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. При проведении опытов с сильными окислителями, легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) подходящие средства пожаротушения должны находиться наготове в непосредственной близости от рабочего места.

В химических лабораториях запрещается проводить какие-либо работы, не связанные непосредственно с выполнением порученных заданий, произвольно смешивать реактивы. Для любых опытов следует брать минимально необходимое количество вещества. Пробные опыты, за редким исключением, проводят не в колбах, а в пробирках. При работе с несколькими миллилитрами жидкости и с граммами твердых реактивов выделение тепла, вспенивание массы и даже вспышки не влекут за собой серьезных последствий.

В химических лабораториях запрещается работать одному. Это связано с тем, что в случае аварии или возникновения пожара экспериментатору должна быть оказана немедленная помощь.

Запрещается оставлять без присмотра включенные электронагревательные  приборы, газовые горелки, установки, в которых происходят химические процессы.

После каждого опыта сразу необходимо мыть посуду. Перед уходом из лаборатории следует убедиться, что на рабочем столе и в вытяжном шкафу отключены электроприборы, выключена вода, перекрыты газовые линии. Склянки с реактивами должны быть убраны в постоянные места хранения.

Отработанные реактивы, особенно ЛВЖ и ГЖ, запрещается сливать в канализацию. Для этого должны быть сосуды для отходов. ЛВЖ и ГЖ (бензин, бензол, эфир, ацетон, толуол, нитролаки, нефть, керосин, спирт и др.) разрешается хранить в количестве не более трех килограммов в специальном металлическом ящике вдали от нагревательных приборов и выходов.

Реактивы и другие материалы, контакт которых может вызвать выделение тепла или служить импульсом для самовозгорания, должны храниться раздельно с соблюдением необходимых условий в несгораемых ящиках. Сильные окислители, такие как бертолетова соль, хлорновато-кислый натрий, азотнокислый натрий, калий, кальций, барий, аммиачная селитра, должны храниться в стеклянных банках с притертой или завинчивающейся пробкой на отдельной полке.

Хранение концентрированных минеральных кислот может быть допущено в стеклянных банках с притертой пробкой в количестве, не превышающем трех килограммов. Бром и хромовый ангидрид размещают в вытяжном шкафу. Перекись натрия и бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертой пробкой, которые устанавливаются в металлические резервуары и размещаются в шкафу с реактивами на той же полке, где находятся окислители. Ставить на эту полку какие-либо другие предметы нельзя.

Красный фосфор хранят в стеклянной или металлической банке с плотно закрывающейся пробкой или крышкой, а перекись водорода – в темной стеклянной посуде с корковой пробкой, которая устанавливается в металлический контейнер. Красный фосфор и перекись водорода можно размещать совместно с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми) вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами.

В условиях школьных физических и химических кабинетов причинами возникновения пожаров может быть неисправная электроаппаратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагревательными приборами, самовозгорание горючих веществ, разряды статического электричества.

Демонстрации, предусмотренные программой, в большинстве своем безопасны, но некоторые из них требуют выполнения правил обращения с огнем. В мастерских используют не только твердые горючие материалы, но и нередко ЛВЖ.

Все изделия, требующие внешнего покрытия, красят только на открытом воздухе. После окончания занятий в помещениях трудового обучения нужно выключать все электромеханические и электронагревательные устройства. Пожароопасные вещества и материалы следует выносить из помещения в специально отведенное для этого место, где их хранят в несгораемых шкафах или ящиках.

Мусор и отходы нужно убирать после каждого урока. Промасленные тряпки и обтирочный материал надо выносить после урока в безопасное место. Запас сырья и материалов в учебно-производственных помещениях не должен превышать количества, необходимого для проведения урока в течение дня.

Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, то в этих помещениях нельзя заправлять авто- и авиамодели, ракеты горючими жидкостями и пиротехническими препаратами. Эту работу следует проводить на открытом воздухе под непосредственным наблюдением руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легковоспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах. После завершения работы их необходимо вынести из помещения и не допускать накопления.

В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После окончания работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.

 4.1.2. Пожарная безопасность при проведении школьных праздников

 В школах часто проводятся детские вечера, новогодние елки; спектакли, концерты. При проведении таких мероприятий в актовых залах нередко собирается большое количество детей.

На этот период директор школы назначает ответственного и разрабатывает противопожарные мероприятия. Кроме того, на время проведения массового мероприятия обязательно надо устраивать дежурство членов дружины юных пожарных, а помещения обеспечить необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители, ведра с водой, ящики с песком, лопаты).

Обязательным условием, при котором допускается проведение любого массового мероприятия, является наличие в этом помещении не менее двух выходов, ведущих непосредственно наружу или в коридор, сообщающийся с лестничными клетками. При этом двери не только на путях эвакуации, но также из помещения, где проводится массовое мероприятие, должны открываться по направлению выхода из него.

Количество мест в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, устанавливают из расчета 0,75 м2 на одного человека. Пускать в помещение людей больше, чем положено по норме, нельзя, потому что в случае возникновения пожара это может привести к серьезным трудностям при эвакуации.

Коридоры, проходы и выходы из зданий, предназначенные для эвакуации людей, должны быть свободными. Двери из помещений во время проведения массовых мероприятий запрещается закрывать на замки и труднооткрываемые запоры. В помещениях, где проводятся массовые мероприятия, в оконных проемах не должно быть решеток. Нельзя на время проведения мероприятий окна закрывать ставнями, а проходы к ним загромождать мебелью и другими предметами.

Устанавливать елку можно только в помещении, где есть не менее двух выходов. В несгораемых зданиях елку устанавливают не выше второго этажа, а в деревянных – только на первом. Крепить ее надо прочно. Елка не должна затруднять выход из помещения, а ее ветки – касаться стен и потолка. Нельзя ставить елку вблизи отопительных и нагревательных приборов. Запрещается украшать ее целлулоидными и другими легковоспламеняющимися игрушками, обкладывать подставку и ветки ватой и украшениями из нее, зажигать для иллюминации свечи. Иллюминировать елку разрешается только электрогирляндами заводского изготовления, смонтированными опытными электромонтерами, с соблюдением соответствующих правил. При устройстве иллюминации применяют для питания напряжение не более 24 В, для чего используют понижающие трансформаторы. Электропроводка, питающая лампочки, должна быть прочно изолирована, не иметь оголенных участков. Для иллюминации применяют гибкие провода с медными жилами. При подвеске электрогирлянд нельзя завязывать провода в узлы, закручивать их вокруг ветвей и ствола елки. Необходимо защищать провода от механических повреждений. Иллюминацию к электросети подключают только при помощи штепсельных соединений. Запрещается полностью гасить свет в помещении во время массовых мероприятий, а также применять дуговые прожекторы, световые пожароопасные эффекты. Детям не разрешается играть около елки в костюмах из бумаги, ваты, марли, применять открытый огонь, использовать хлопушки и бенгальские огни, устраивать фейерверки.

Следует помнить, что запрещается применение пиротехнических изделий внутри зданий (помещений), на крышах строений, балконах, лоджиях, на открытых территориях среди скопления людей, а также ближе 50 м от высоких деревьев, мачт, линий электрических передач. Не допускается использование пиротехники развлекательного характера в ночное время (с 23.00 до 07.00 ч), за исключением разрешенных законом дат. Запрещается продажа, а также передача пиротехнических изделий лицам, не достигшим 16-летнего возраста (если иные возрастные ограничения не установлены производителем пиротехнического изделия). Торговая организация должна иметь заверенные в установленном порядке копии сертификатов на все наименования реализуемых пиротехнических изделий. К каждому изделию, а для мелких изделий - к каждой упаковке, в обязательном порядке должна прилагаться инструкция по применению на русском языке, или же правила использования могут быть размещены непосредственно на упаковке или корпусе изделия.