4.4. Методические рекомендации при подготовке учителя к занятиям по курсу «Пожарная безопасность»

 Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п.).

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня. Эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или поврежденного огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.

В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения.

В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Необходимо учитывать, что в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться.

Пожар, авария или другая экстремальная ситуация сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным «ЧП». Этот вид профилактики строится на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебную программу «Основ безопасности жизнедеятельности» занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности выполняет функцию подобной тренировки.

Хорошим подспорьем в формировании поведения в трудных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствие с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста. Создающийся с ее помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях, позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других. Также игровые занятия учат правильно рассчитывать свои силы и возможности.

 

Младший школьный возраст (7-10 лет).

 

В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового материала тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребенка, чтобы она приучала его контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребенку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажженную плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли ее выключить.

В процессе учебы для ребенка должно быть интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а, следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребенок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.

Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Знание усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими, безобидными на первый взгляд, палочками.

За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:

1. Огонь – друг и враг человека;

2. Опасность шалости с огнем;

3. Спичка – не для игры;

4. Безопасный газ;

5. Электричество в доме;

6. Что делать при пожаре;

7. Отчего возникают пожары и их предупреждение;

8. Труд пожарных.

При изучении основ пожарной безопасности учителю нужно сформировать у ребенка познавательный интерес к учебному материалу и стремление совершенствовать полученные знания.

Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребенка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

·        С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое».

·        Т. Юрмин «Кто плохой»?

·        В. Ровицкий «Друзья в твоем доме».

·        И. Демьянов «Коробок – черный бок».

·        К. Паустовский «Барсучий нос».

·        Е. Хоринская «Спичка-невеличка».

·        С. Михалков «Дядя Степа».

·        Л. Толстой «Пожарные собаки».

Кроме того, необходим показ имеющихся мультфильмов и кинофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа «Поле чудес», игровых ситуаций типа «Включил электроприбор или газ, ушел гулять. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т.д.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

·     существование явления «пожар», его опасность и последствия;

·     источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

·     наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

·     элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

Учащийся должен уметь:

1. грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

2. сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

3. спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

4. тушить костер, выключать электроприборы.

 Средний школьный возраст (11-15 лет).

В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период следует рассказать о существовании юридических законов и ответственности. Тем более что в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах.

Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.

Для детей этого возраста интересны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина.

Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести. С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров. Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т.п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени.

Формы общения детей в этом возрасте принято делить на три группы: интимно-личная (прогулки, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону, чтение художественной литературы), социально-ориентированная (занятия спортом в различных детских объединениях, дискотеки) и стихийно-групповая (пение под гитару, бесцельное хождение по улицам, распитие спиртных напитков).

Настораживает то, что в последнее время все больше школьников выбирают стихийно-групповую форму общения. В структуре свободного времени подростков с преобладанием стихийно-групповой формы общения немалый удельный вес приобретают отрицательно направленные развлечения (выпивки, бесцельное времяпрепровождение, курение). Группы подростков собираются в местах, удаленных от надзора взрослых (зимой – подвалы, чердаки, новостройки, брошенные дома, летом – лес, сенохранилища, сараи). Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группировки часто приобретают пожароопасную направленность, сопровождающуюся не только материальным ущербом, но и гибелью самих виновников пожара.

Нередки случаи, когда подростки устраивали пожары на территории предприятий. Смертельные ожоги получали дети среднего школьного возраста в гаражах, бытовках, где хранился бензин, пытаясь освещать указанные помещения спичками и свечками. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе и воспитание детей в свободное от обязательных занятий время должны быть построены как с учетом требований общества, так и индивидуальных особенностей ребят. Их направленность не должна позволять подросткам искать возможностей самоутвердиться, проявить себя вне общественно значимой деятельности, в стихийно складывающихся, не контролируемых педагогами и родителями неформальных группах, где отношения строятся по законам жесткой корпорации, лишены коллективистской направленности и гуманности, а также могут привести к опасным последствиям (пожары, травмы, гибель).

Мотивировки распределения своего свободного времени выглядят у подростков следующим образом: «Хочу интересно проводить время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Хочется попробовать свои силы в каком-нибудь захватывающем деле» и т.п.

Созданные в школах добровольные пожарные дружины вполне могут удовлетворить предъявляемым подростками требованиям. Следует отметить, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом использования спортивной деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни.

К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:

·        пожар как явление;

·        основные характеристики горючей среды и источников зажигания;

·        общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;

·        элементарные способы тушения загораний;

·        первичные средства пожаротушения и их возможности;

·        основы профессии «пожарный»;

·        ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

·        оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;

·        пользоваться первичными средствами пожаротушения;

·        выполнять требования правил пожарной безопасности;

·        проводить работу среди младших по недопущению пожаров.

 Старший школьный возраст (16-18 лет).

Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях. Старшеклассники чаще и настойчивей задают вопросы «почему» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Само представление о предмете у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Им хочется самим открывать что-то новое. Например, провести опыт на занятиях по химии, превысив указанные нормы какого-либо вещества, что может образовывать взрывопожароопасную смесь. Поэтому учитель в обязательном порядке доводит до сведения учащихся план пожаротушения в кабинете химии.

На первых уроках химии учащихся знакомят с основными правилами безопасной работы в кабинете. Обращают внимание на организацию рабочего места учащихся, выработку навыков ответственного отношения к рабочему месту и его оснащению, соблюдение порядка и аккуратности, умелого и грамотного обращения с учебным оборудованием, а также ознакомление с приемами безопасного выполнения операций на уроках химии. Кроме того, в ходе лабораторных и практических работ учащиеся знакомятся с сущностью процесса горения, условиями возгорания различных материалов и веществ, изучают устройства и принцип действия огнетушителя.

При обучении правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.

В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах создаются дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.

Для того чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:

1. знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;

1.     понимание, то есть объяснение, интерпретация, экстраполяция;

2.     применение полученных знаний;

3.     анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;

4.     синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;

5.     оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;

6.     навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.

К завершению среднего образования учащийся должен знать:

·        динамику возникновения, развития и тушения пожара;

·        основные свойства горючей среды и источников зажигания;

·        физико-химические основы горения;

·        пожароопасные свойства основных веществ и материалов;

·        причины пожаров и меры профилактики;

·        принципы и способы тушения пожаров;

·        основные средства пожаротушения;

·        требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;

·        боевую работу пожарных подразделений;

·        ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

  • оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;

  • оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;

  • оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.