Занятие 5.
Тема: Система оповещения при пожаре.
Задачи: 1. Сформировать у студентов понятие о видах пожарной сигнализации. 2. Сформировать у студентов знания об оповещении и управлении эвакуацией людей при пожаре. 3. Познакомиться с примерами речевой информации, которые могут использоваться для спасения людей в случае пожара. 4. Познакомиться с действием локальной системы оповещения учебного корпуса.
Учебные вопросы: 1. Нормы пожарной безопасности НБП 104-03. 2. Речевое оповещение при пожаре. 3. Принцип действия локальной системы оповещения учебного корпуса.
Оборудование: Текст НБП 104-03, локальная система оповещения учебного корпуса.
Ход занятия: 1 вопрос. В ходе занятия необходимо познакомить студентов с нормами НПБ 104-03, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01. Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре. Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности. Статический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением. Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: · подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; · трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; · трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; · размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; · включением эвакуационных знаков безопасности; · включением эвакуационного освещения; · дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками); · связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации. При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Также в НПБ 104-03 изложены технические характеристики системы СОУЭ. 2 вопрос. При рассмотрении второго вопроса нужно отметить, что возникновение пожара вызывает у людей сильное нервно-эмоциональное напряжение. Вследствие этого люди становятся психологически неготовыми к принятию правильного решения о действиях при пожаре. Они теряют способность правильно оценить обстановку, видеть и слышать необходимые сигналы. Это связано с тем, что в аварийной ситуации наблюдается дезорганизация деятельности и блокада психических функций. Мышление носит разорванный характер, ослабляются процессы понимания получаемой информации, выдвигаются случайные причины ЧС, обращается внимание на несущественные детали. В связи с этим для обеспечения безопасности людей при возникновении чрезвычайной ситуации особое значение приобретает проблема составления текстов для системы оповещения и управления эвакуацией и организация руководства действиями людей в процессе эвакуации. Следует отметить, что формулирование текстов речевого оповещения должно строиться непосредственно по конкретной ситуации, исходя из обстановки. Очевидно, что содержание текстов не может быть стандартным и алгоритмически установленным. При этом главным является соблюдение психологических требований к содержанию и форме обращений. В России часто случаются пожары в театрах и кинотеатрах. Так, в июне 2003 г. в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко возник сильный пожар, который охватил площадь в 1.5 тыс кв. метров при общей площади 15 тыс кв. метров. Пожар начался за 10 минут до начала спектакля. Администрация театра эвакуировала всех зрителей и сотрудников – всего около тысячи человек. При пожаре пострадали декорации и костюмы выступавшего там «Классического балета», а также здание театра. В подобных случаях ситуация осложняется тем, что зрительном зале театра находится большое число людей, которые могут практически мгновенно и одновременно двинуться к выходам. В таком случает, крайне необходимо не допустить повышения эмоциональной напряженности ситуации, так как это может привести к нежелательным последствиям (давка, паника и т.п.). Поэтому возможно использование следующей речевой информации: «Уважаемые зрители! Нам сообщили с электростанции, что через несколько минут будет прекращена подача электроэнергии. Просим вас срочно выйти из зрительного зала и, не задерживаясь в фойе, покинуть здание театра. Сегодняшние билеты действительны на спектакль, который состоится через пять дней. Желающие могут сдать билеты в кассу театра в течение завтрашнего дня».
Задание 1. Составьте речевое сообщение на случай эвакуации из гостиницы при пожаре. Задание 2. Составьте речевое сообщение на случай пожара в здании повышенной этажности. Задание 3. Составьте речевое сообщение, на случай если эвакуация из здания гостиницы не возможна.
3 вопрос. Для закрепления изученного материала полезно познакомить студентов с действием локальной системы оповещения, установленной в учебном корпусе. Для этого необходимо объяснить, в каких условиях срабатывает сигнализация учебного корпуса и начинается передача звукового сигнала. Продемонстрировать действие локальной системы оповещения можно с разрешения коменданта корпуса.
Вопросы для самоподготовки: 1. Для чего при оповещении вводится речевое сообщение? 2. Что такое система оповещения и как она действует? 3. Что относится к техническим средствам оповещения? 4. Какую информацию нужно указать в речевом сообщении в случае пожара?
|