1.3. Структура и методика подготовки выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы, магистерской диссертации) Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, магистерская диссертация) является одним из видов аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников университета. Основная цель выполнения выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы, магистерской диссертации) – определить уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе в сферах деятельности в соответствии с присваиваемой ему степенью бакалавра (магистра), квалификацией специалиста. Содержание и уровень защиты ВКР – основные критерии при оценке качества подготовки бакалавров (специалистов), магистров в университете. Задачи выпускной квалификационной работы в соответствие с Положением о выпускных квалификационных работах (бакалаврских работах, магистерских диссертациях), принятым решением Ученого совета ТГПУ: · систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по соответствующему направлению подготовки (специальности); · формирование навыков применения полученных знаний при решении конкретных научных и производственных задач; · •приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, опыта формулировки выводов как результат выполнения ВКР и приобретение опыта ее публичной защиты. За все сведения, изложенные в выпускной квалификационной работе (бакалаврской работе, магистерской диссертации), порядок использования при ее составлении фактического материала и другой информации, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений, нравственную и юридическую ответственность несут непосредственно автор и руководитель ВКР. Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе освоения профессионального цикла (общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки, специальных дисциплин) и в процессе прохождения студентом производственных практик. Выпускная квалификационная работа для присвоения степени бакалавра (бакалаврская работа) может основываться на обобщении выполненных курсовых работ и подготавливается к защите в завершающий период теоретического обучения. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) для присвоения степени магистра должна представлять собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой теоретических, прикладных (научно-производственных) задач направления подготовки, или разработку конкретных творческих проблем, определяемых спецификой основной образовательной программы по направлению подготовки. При выполнении ВКР выпускник показывает навыки проведения педагогических или эмпирических исследований и статистической обработки результатов, умение использовать методы оценки качества и эффективности обучения учащихся. Если целью ВКР является создание конструкторской разработки какого-либо изделия, то выпускник в ходе ее выполнения демонстрирует конструкторско-технологические знания и навыки самостоятельной работы. Темы выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ, магистерских диссертаций) определяются выпускающей кафедрой и утверждаются приказом директора Учебного департамента ТГПУ до 1 декабря последнего года обучения. Выпускнику предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки. Руководитель выпускной квалификационной работы также утверждается приказом директора Учебного департамента. После утверждения темы ВРК приказом директора Учебного департамента ТГПУ, процедура замены темы затрудняется, поэтому допускается уточнять тему ВКР совместно с руководителем до 1 декабря текущего учебного года. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, магистерская диссертация) в завершенном виде представляется не позднее, чем за месяц до назначенного срока защиты руководителю, который в 5-дневный срок проверяет ее и составляет письменный отзыв. После чего выпускающая кафедра решает вопрос о допуске студента к защите ВКР и делает соответствующую запись на ее титульном листе. Выпускные квалификационные работы (бакалаврские работы, магистерские диссертации), отзывы и рецензии на них хранятся в течение 5 лет на выпускающих кафедрах, ВКР, отмеченные на конкурсах, – постоянно, отзывы известных лиц – постоянно. К основным этапам выполнения ВКР следует отнести: Первый этап – установочный. Он состоит из выбора темы, определения основных характеристик ВКР и методов исследования, из поиска литературы по определенному направлению. В результате выполнения первого этапа, под научно-методическим руководством преподавателя, студент составляет план исследования с указанием календарных сроков выполнения и методики эксперимента, определяет структуру ВКР (количество глав, параграфов, их названия). На первом этапе (обычно в мае-июне учебного года, который предшествует заключительному году обучения или в сентябре заключительного года обучения) студент должен написать заявление с указанием темы выпускной квалификационной работы и фамилии руководителя. Научный руководитель ставит свою подпись на заявлении, подтверждая свое руководство и согласие с выбранной темой. Бланк заявления предоставляется деканатом и приведен в приложении 5. Второй этап – исследовательский. Это поисковая часть работы, которая проводится выбранными методами в соответствии с составленным планом исследования. На данном этапе изучается и анализируется учебно-методическая, научная литература и нормативно-правовая документация по исследуемой проблеме; уточняется терминология, определяется формулировка понятий, конкретизируются задачи исследования, проводится опытно-экспериментальная работа, анализ полученных результатов. Третий этап – обобщающий. Он связан с систематизацией и обобщением полученных результатов исследования. На этом этапе происходит написание и оформление текста ВКР, описание и обработка результатов научно-исследовательского эксперимента, формулирование выводов и конкретизация результатов, полученных в ходе исследования. ВКР должна быть написана логически последовательно, грамотным научным языком. При этом следует соблюдать единство стиля изложения, орфографическую и синтаксическую грамотность, избегать громоздких и пространных предложений и, вместе с тем, чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз. В работе необходимо освещать имеющиеся в литературе точки зрения по данной теме, проводить их анализ и излагать свое отношение к решению проблем. Факты, цифры, цитаты должны быть тщательно выверены по первоисточникам, и иметь ссылки на литературу. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений, сокращений слов, единиц измерений. Сокращения, которые не были определены, не допускаются. Четвертый этап – заключительный. Этот этап связан с подготовкой ВКР к защите и самой процедурой защиты. Поскольку этапы исследования взаимосвязаны, причем предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа, то выполнять их следует в указанной последовательности. Таким образом, алгоритм выполнения и защиты выпускной квалификационной работы можно представить в виде таблицы 1.1. Таблица 1.1 Алгоритм выполнения выпускной квалификационной работы
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа, магистерская диссертация) Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, магистерская диссертация) как научное исследование студентов, включает: титульный лист; задание к ВКР; аннотацию; оглавление; перечень условных обозначений (при необходимости); введение; основную часть из нескольких глав; заключение; список литературы; приложения (при необходимости). Первая страница выпускной квалификационной работы – титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц работы, но не нумеруется (Приложения 6 и 7). На титульном листе указывают название работы. Как сформулировать название курсовой или выпускной квалификационной работы? Вначале нужно определить направление исследования, то есть ту область науки, в которой будет проводиться исследование. Это может быть теория обучения (реализация принципов обучения, методы обучения, средства обучения, организация процесса обучения и прочее), теория воспитания (воспитание культуры личности в разных аспектах, формирование качеств личности, организация воспитания школьников в разных направления – трудовое, экологическое, физическое, нравственное, эстетическое средствами разных учебных предметов, а также воспитание в рамках дополнительного образования в школе и в учреждениях дополнительного образования), комплексные научно-педагогические исследования (когда одновременно решаются и воспитательные, и дидактические проблемы). В качестве направления исследования может выступать какая-либо область безопасности жизнедеятельности (безопасность в туризме, чрезвычайные ситуации природного, социального, техногенного характера, защита гражданского населения от опасностей военного времени, пожарная безопасность и т. д.), область профессионального обучения (декоративно-прикладное искусство и дизайн, транспорт, сервис, менеджмент и бизнес-планирование частных предприятий по производству товаров широкого потребления). Затем тема работы формулируется таким образом, чтобы из нее уже можно было понять, какую проблему поднимает исследователь, что он хочет получить в процессе своей исследовательской деятельности (то есть какова его цель и какой результат планирует получить исследователь), кто является субъектом его исследования, как, какими средствами он планирует решить заявленную в теме проблему, где, в каком образовательном пространстве планируется проводить исследование (см. табл. 1.2). Таблица 1.2 Схема позиций, которые необходимо учитывать при формулировании темы научно-педагогического исследования
Например, в теме «Творческий проект «Акустические системы» как способ формирования конструкторских знаний и умений школьников старших классов» цель (ожидаемый результат) – это формирование конструкторских знаний и умений; субъектная основа – школьники старших классов, средство – творческий проект, место – учебный процесс. В теме «Обеспечение безопасности жизнедеятельности школьников при организации работ в учебных мастерских» цель (результат) – это обеспечение безопасности, субъектная основа – школьники, средство – процесс обучения, место – учебные мастерские. В качестве примера приведем еще несколько тем выпускных квалификационных работ. «Условия развития творческих способностей школьников на примере изготовления изделий из кожи»; «Значение дидактических принципов при определении содержания, форм и методов технологического обучения школьников»; «Разработка дидактических материалов по курсу «Материаловедение швейного производства» для образовательного учреждения начального профессионального образования»; «Формирование экологических знаний школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности»; «Формирование технологических знаний будущих учителей технологии на примере современных методов деревообработки»; «Трудовое и профессиональное становление школьников 5-7 классов в процессе выполнения практических работ по технологии обработки древесины»; «Формирование конструкторско-технического мышления школьников при авиамодельном конструировании». Задание к ВКР оформляется на типовом бланке, включает перечень разделов работы и сроков их исполнения (Приложение 8). Аннотация располагается на отдельной странице и содержит краткую характеристику ВКР, а именно, основные результаты, достоинства данного проекта по сравнению с другими работами, схожими по теме и целям, краткое содержание основных разделов работы. Аннотация не должна содержать в себе полный анализ проведенной работы, ее результатов и выводов. Основная функция аннотации – дать информацию о работе в целом без ее прочтения. В Приложении 11 приведена аннотация к выпускной квалификационной работе по теме «Обучение технологии изготовления женского костюма на современном этапе развития начального профессионального образования». Оглавление должно включать в себя перечень структурных элементов ВКР с указанием номеров страниц начала изложения глав и параграфов. Пример оглавления ВКР по теме «Негативные процессы, способствующие формированию алкоголизма и табакокурения среди школьников» приведен в Приложении 9. Пример оглавления ВКР по теме «Обучение технологии изготовления женского костюма на современном этапе развития начального профессионального образования» приведен в Приложении 10. Введение является важной составной частью работы, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат (программу) проведения исследования. Введение включает следующие разделы: 1 – актуальность темы ВКР; 2 – степень научной разработанности (изученности) проблемы; 3 – элементы научной новизны работы; 4 – объект и предмет исследования; 5 – цель ВКР; 6 – гипотеза; 7 – задачи исследования; 8 – методическая основа разрабатываемой темы; 9 – практическая значимость исследуемой проблемы; 10 – апробация результатов исследования. 1. Актуальность темы исследования показывает, чем интересно данное направление исследований, в чем его важность, почему для исследования выбрана именно эта тема. На обоснование актуальности отводится первых 3-4 абзаца введения. 2. Степень научной разработанности (изученности) проблемы – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны проблемы раскрыты в отдельных источниках, а какие до сих пор слабо изучены. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе. Необходимо указать фамилии ученых, которые внесли заметный вклад в исследование данной проблемы. 3. Элементы научной новизны – это такие результаты исследования, которые отличаются чем-либо от подобных, ранее проведенных исследований. 4. Объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования – это центральные вопросы изучаемой проблемы. Объект исследования – это явление, в области которого лежат интересы исследователя, то, на что направлена исследовательская деятельность. В качестве объекта в педагогических исследованиях могут выступать процессы образования или воспитания, учебная деятельность учащихся, изучение какого-либо конкретного предмета или уроки по какому-либо предмету. В исследовании по теме «Формирование культуры безопасного поведения школьников в процессе изучения ОБЖ» объект исследования – процесс формирования культуры безопасного поведения школьников. В ВКР по теме «Основное и дополнительное технологическое оборудование в формировании ключевых компетенций школьников на уроках технологии» объект исследования – процесс формирования ключевых компетенций школьников. В выпускном проекте по теме «Панорамный измеритель коэффициента шума радиоприемных и измерительных устройств» объект исследования – современные методы измерения параметров электрических цепей. Определить объект исследования – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Однако получить новое знание об объекте со всех сторон практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект. Предмет – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.). Предмет – это способ рассмотрения объекта, «объект как…». Соотношение объекта и предмета можно образно представить через соотношение пирога и его кусочка: пирог – это объект, то есть целостное явление, которое находится в центре внимания исследователя; а кусочек пирога – это предмет, то есть конкретная сторона, часть данного целостного явления. В качестве примера возьмем школьный учебник как объект научного исследования. Всей жизни исследователя бы не хватило, чтобы получить новое знание обо всех его возможных функциях во всех аспектах: методическом, дидактическом, воспитательном, эстетическом, психологическом, полиграфическом, экономическом, гигиеническом и т.д. Еще нужно было бы сделать это применительно к учебникам по всем предметам и всем годам обучения. Вряд ли можно представить результаты такого исследования в завершенном виде, потому что это исследование бесконечно. Определяя предмет, мы одновременно получаем возможность прийти к конечному результату. Поэтому в реально проводимых исследованиях в объекте «школьный учебник» будет выделен предмет исследования. Например, школьный учебник как средство систематизации знаний учащихся, учебник как средство развивающего обучения. В ВКР педагогической направленности объектом является процесс формирования чего-либо, а предметом – педагогические условия эффективности процесса. К педагогическим условиям относятся следование принципам, выбор технологии, мотивация обучающихся к учебной деятельности, организация учебного процесса. В исследовании по теме «Формирование культуры безопасного поведения школьников в процессе изучения ОБЖ» предмет исследования – педагогические условия формирования культуры безопасного поведения школьников на уроках ОБЖ. В ВКР по теме «Основное и дополнительное технологическое оборудование в формировании ключевых компетенций школьников на уроках технологии» предмет исследования – педагогические условия применения оборудования для развития ключевых компетенций школьников. В ВКР по теме «Панорамный измеритель коэффициента шума радиоприемных и измерительных устройств» предмет исследования – методика проектирования измерителя коэффициента шума. 5. Цель ВКР – это конечный результат работы, которого хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Цель работы в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее. Цель исследования обычно формулируется через существительное. При проведении исследования студент может производить три вида действий: а) выявление, обнаружение, определение, разработка; б) раскрытие, обоснование, описание; в) экспериментальную проверку, апробацию, реализацию, внедрение. Для того чтобы правильно сформулировать цель исследования, обратитесь к таб.1.3.
Таблица 1.3 Основание для формулирования цели исследования
При определении цели исследования из каждой группы следует выбрать одно слово, обозначающее действие, которое больше всего подходит к теме данного исследования. Например, в исследовании по теме «Формирование культуры безопасного поведения школьников в процессе изучения ОБЖ» цель исследования может звучать так: - выявление, обоснование и реализация педагогических условий формирования у школьников культуры безопасного поведения на уроках ОБЖ; или - определение, описание и экспериментальная проверка педагогических условий формирования у школьников культуры безопасного поведения в процессе обучения ОБЖ. В ВКР по теме «Панорамный измеритель коэффициента шума радиоприемных и измерительных устройств» цель исследования – разработка, описание и реализация новых методов проектирования для создания прибора – измерителя коэффициента шума. При написании работы, после слов «Цель исследования» ставится тире. Если в формулировке цели используется глагол (цель исследования состоит в выявлении, обосновании и реализации …), то никакие знаки препинания не ставятся. 6. Гипотеза исследования – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией. Гипотеза выдвигает предположение о возможности познания, либо преобразования имеющихся данных на основе рекомендаций автора работы. Предположение может быть сделано следующими словами: - «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)...»; - «это возможно, если...»; - «создание позволит обеспечить...». Гипотеза в исследовании по теме «Формирование культуры безопасного поведения школьников в процессе изучения ОБЖ» может иметь следующий вид: «формирование у школьников культуры безопасного поведения во время уроков ОБЖ будет обеспечиваться при следующих педагогических условиях: - сопровождение каждого нового знания показом какой-либо наглядности (опорных сигналов, схем, иллюстраций, демонстраций); - регулярное повторение учащимися пройденного учебного материала в виде систематической работы с ситуационными задачами; - постоянное сопровождение используемого на уроках наглядного материала поясняющим словом учителя». Гипотеза в исследовании по теме «Панорамный измеритель коэффициента шума радиоприемных и измерительных устройств» будет иметь следующий вид: «создание измерителя коэффициента шума, не уступающего по метрологическим характеристикам передовым зарубежным разработкам, но имеющего более низкую цену, возможно, при соблюдении следующих условий: - использование логарифмического детектора вместо синхронного детектора, что позволяет расширить динамический диапазон измерений без усложнения схемы усилителя; - использование полупроводниковых генераторов шума, работающих в непрерывном режиме, что позволяет повысить стабильность и точность измерений; - использование встроенных схем самодиагностики и контроля для снижения стоимости прибора за счет автоматизации процессов настройки и проверки оборудования». 7. Задачи исследования. После гипотезы формулируются задачи, которые планирует решить исследователь. Обычно ограничиваются постановкой 3-5 задач. Обратите внимание! Цель исследования формулируется через существительное, а задачи – через глагол. Поэтому, если в цели «выявление и обоснование педагогических условий ...», то в задачах – «разработать и реализовать педагогические условия...». Первая задача связана с изучением степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Ее можно формулировать двумя способами. Первый вариант – изучить степень разработанности такой-то проблемы в педагогической теории и практике. Второй вариант – изучить такую-то (педагогическую, психолого-педагогическую, специальную) литературу по такой-то проблеме. Вторая задача предполагает разработку, раскрытие или характеристику ключевого понятия исследования, то есть того, что составляет основу предмета исследования. Ее также можно формулировать несколькими способами. Первый способ – раскрыть (уточнить, охарактеризовать) ключевое понятие исследования. Второй способ – дать характеристику того, что обозначено в предмете исследования. Третий способ – осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования. Третья задача связана с целью исследования, поэтому в ней обозначаются действия, которые должен совершить исследователь с педагогическими условиями, чтобы решить поставленную проблему. Например, «разработать и экспериментально проверить педагогические условия» и далее называется предмет исследования, т.е. тот результат, который должен достигнуть исследователь благодаря созданию разработанных им педагогических условий. Четвертая задача связана с разработкой критериев того, что планируется достичь в исследовании, с разработкой или подбором диагностических методик, при помощи которых можно выявить уровень полученного результата. Например: - разработать критерии оценки уровня сформированности у школьников ключевых компетенций и подобрать соответствующие диагностические методики; или - разработать критерии оценки уровня сформированности у школьников ключевых компетенций; - подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку уровня сформированности у школьников ключевых компетенций. Пятая задача связана с разработкой каких-то дидактических и практических педагогических материалов для учащихся (комплекса или системы дидактических заданий, цикла конспектов уроков, комплекса игр, ряда сценариев воспитательных мероприятий, каких-либо программ или одной программы) или методических материалов для учителя. Приведем примеры формулирования задач исследования. В теме «Основное и дополнительное технологическое оборудование в формировании ключевых компетенций школьников на уроках технологии» задачи могут быть сформулированы следующим образом: 1) изучить педагогическую литературу по проблеме формирования у школьников ключевых компетенций в процессе использования основного и дополнительного оборудования на уроках технологии (или изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы формирования у школьников ключевых компетенций в процессе использования основного и дополнительного оборудования на уроках технологии); 2) дать характеристику ключевых компетенций школьников (или раскрыть понятие «ключевые компетенции» с учетом возрастных особенностей школьников); 3) подготовить и реализовать на практике педагогические условия использования основного и дополнительного оборудования для успешного формирования у школьников ключевых компетенций; 4) подобрать критерии оценки уровня развития ключевых компетенций школьников; 5) разработать комплекс дидактических заданий, нацеленных на формирование ключевых компетенций школьников с помощью оборудования, применяемого на уроках технологии. Обратите внимание на знаки препинания при формулировке задач: 1) все задачи нумеруются; 2) после порядкового номера ставится закрывающая скобка; 3) точка после закрывающей скобки не ставится; 4) первое слово в формулировке задачи пишется с маленькой буквы; 5) в конце после текста каждой задачи ставится точка с запятой; 6) после текста последней задачи ставится точка. 8. Методическая основа разрабатываемой темы. В этом разделе введения приводятся научные методы, которые использовались в исследовании, а также условия, в которых они использовались. Все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. К эмпирическим педагогическим методам исследования относятся опросные методы (беседа, анкетирование, тестирование), наблюдение и эксперимент, изучение и использование передового педагогического опыта и другие. Метод моделирования является теоретическим исследованием. В технических и инженерных науках методами научного исследования являются аналитические исследования, эксперимент, математическое и компьютерное моделирование, проектирование и создание новых приборов и оборудования. Так, в выпускной квалификационной работе по теме «Панорамный измеритель коэффициента шума радиоприемных и измерительных устройств» методы исследования – анализ методов измерения коэффициента шума и проектирование измерителя коэффициента шума. 9. Практическое значение выполняемой выпускной квалификационной работы состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в деятельности органов, учреждений, организаций. 10. Апробация – это проба полученных в ходе исследования материалов, результатов, выводов, рекомендаций в различных формах: устной (в виде выступления, доклада, сообщения) и письменной (в виде тезисов, статьи, аналитической записки, отчета и т.п.). Основная часть ВКР включает в себя не менее трех главы, каждая из которых, как правило, делится на несколько разделов. При необходимости разделы разбиваются на подразделы. Первая глава является теоретической, в которой студент на основе изучения научных трудов отечественных и зарубежных авторов излагает свое видение исследуемой проблемы, рассматривает, дает и обосновывает свою оценку различным подходам к ее решению. По сути, первая глава выпускной квалификационной работы является литературным обзором по теме исследования. Следующие главы – практические. Практическая часть работы вытекает из теоретического исследования. В практической части следует описать условия апробации разработанной методики или проведение эксперимента, если он имел место, а также полученные результаты исследования. Между главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри глав должен излагаться в четкой логической последовательности. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Названия глав должны быть предельно краткими, отражать их основное содержание и не могут повторять название ВКР. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами. В выводах к главам ВКР работы следует раскрыть теоретическое и практическое значение полученных результатов, а также попытаться оценить полученные выводы. При этом все выводы можно разделить на три группы: бесспорно доказанные, предварительные, которые требуют дальнейшей проверки, и выводы, связанные с перспективами дальнейшей работы над темой исследования. Наличие в ВКР собственных суждений автора о том, что из первоначальных предположений в ходе исследования не подтвердилось, от чего пришлось отказаться, что необходимо изменить, какие трудности возникли в ходе исследования и каким образом они были преодолены, показывает методологическую грамотность обучающегося, его способность к самооценке. Заключение включает в себя обобщение информации, изложенной в основной части ВКР, разработанные автором научные положения, выводы, рекомендации. Выводы исследования – это умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные зависимости. Рекомендуется излагать выводы в виде тезисов, разделяя их по пунктам. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более четырех-пяти. Выводы ВКР следует сравнить с гипотезой и задачами, приведенными во введении, указав, подтвердились ли выдвинутые в начале работы предположения. Также в заключении необходимо представить дальнейшие перспективы изучения рассматриваемого вопроса. По правилам оформления ВКР список литературы завершает работу. В него включают изученные при написании работы источники, которые упоминаются или цитируются в тексте. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа (Приложение 3). Для написания бакалаврской работы и магистерской диссертации требуется не менее 50 источников литературы. Приложения. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, чертежи, планы-конспекты уроков, сценарии мероприятий, раздаточный материал, работы школьников. На все материалы, размещенные в приложения, должны быть ссылки в тексте работы.
|