ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с развитием информатизации и интеллектуализации производственных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технической информации. В этих условиях традиционная технология обучения, ориентированная в основном на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Необходимо совершенствование технологий образования в направлении улучшения формирования интеллектуальной культуры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) является непрерывная система научно-исследовательской работы студентов (далее сокращенно – НИРС), как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривает овладение студентами навыками научно-исследовательской работы. Например, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям) (квалификация (степень) бакалавр) студент университета должен в процессе обучения приобрести среди прочих следующие профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

·     способность организовать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

·     готовность к участию в исследованиях проблем возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

·     готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

·     готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр):

·     готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

·     способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

·     способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) магистр):

·             способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

·             готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

·              готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

Студенты приобретают указанные компетенции в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы, а именно при выполнении рефератов, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ (ВКР) (см. Положение о системе научно-исследовательской работы студентов, принятое решением Ученого совета ТГПУ 29.08.2013 г., протокол № 1; Положение о научно-исследовательской работе, принятое решением Ученого совета ТГПУ 29.08.2013 г., протокол № 1; Положение о порядке организации научно-исследовательской работы магистрантов в Томском государственном педагогическом университете, принятое на заседании Ученого совета ТГПУ 31.03.2011 г., протокол № 8).

Курсовая работа – это одна из форм учебной и научно-исследовательской работы обучающего, содержащая результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований или обзор литературы в форме реферата по отдельной учебной дисциплине, представляющая собой исследование избранной актуальной и соответствующей состоянию и перспективам развития науки темы, выполняемое под руководством преподавателя (см. Положение о курсовых работах, принятое решением Ученого совета ТГПУ 30.09.2013 г., протокол № 2).

Основной целью курсовой работы является расширение, углубление знаний обучающегося, формирование и развитие у него навыков научно-исследовательской деятельности, способствующих подготовке выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Курсовая работа выполняется в сроки, утвержденные графиком учебного процесса. Так, учебным планом по направлению подготовки Педагогическое образование, профили «Технология» и «Экономика», «Технология» и «Безопасность жизнедеятельности» (срок обучения 5 лет) курсовые работы предусмотрены в 4, 6 и 8 семестрах, причем одна из них по методике обучения профильной дисциплине, остальные – по дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Согласно учебному плану по направлению подготовки «Профессиональное обучение» (срок обучения 4 года) курсовые работы выполняются в 4 и 6 семестрах по методике обучения профильной дисциплине и по дисциплине вариативной части профессионального цикла.

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, магистерская диссертация) является одним из видов аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников университета (см. Положение о выпускных квалификационных работах (бакалаврских работах, магистерских диссертациях), принятое решением Ученого совета ТГПУ 30.09.2013 г., протокол № 2).

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования. В работе должны быть представлены теоретическое обоснование выбранной темы, исследовательская или практическая и методологическая части.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр), профили: «Безопасность жизнедеятельности», «Технология», «Экономика»; по направлению 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) бакалавр); для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению: 050100 Педагогическое образование, магистерские программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Профессиональное образование».

В первой и второй главах приведены общие требования к содержанию, структуре, тематике, выполнению и оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ, магистерских диссертаций).

В третьей главе описана методика рецензирования курсовой и выпускной квалификационной работ. Четвертая глава содержит порядок защиты курсовых и бакалаврских работ, магистерских диссертаций, критерии оценок, а также рекомендации для студентов по презентации выполненных работ. В приложениях приведены образцы разделов курсовых и ВКР.