Раздел 1. Общие сведения об использовании электронного учебного ресурса в профессиональной деятельности учителя технологии Современный учитель технологии обязан не просто быть специалистом
высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей
деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную
ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных
образовательных траекторий учащихся); практическую ориентацию
образовательного процесса с введением интерактивных, Процесс формирования у студентов готовности к реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе основан на формировании у них компетентности в сфере педагогического проектирования, так как в условиях динамичной образовательной практики педагогам всё чаще приходится сталкиваться с отсутствием необходимых для эффективной организации своей деятельности готовых профессиональных «продуктов», систем, условий, ресурсов. Одним из путей преодоления подобного «дефицита» становится педагогическое проектирование необходимых объектов. Именно педагогическое проектирование является источником инновационных изменений образовательного пространства, основанных на научном исследовании, целеполагании, прогнозировании, конструировании, моделировании тех или иных объектов, разработки технологии предстоящей деятельности. Проектирование педагогических технологий – один из компонентов, составляющих содержание подготовки студентов к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе. Понятие «технология» привнесено в педагогический контекст и является для сферы образования производным. В научно-педагогической и методической литературе проблема педагогического проектирования трактуется по-разному. С учетом специфики профильного обучения как системы специализированной подготовки, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию обучения, наиболее адекватными, по нашему мнению, достижению целей профильного обучения являются технологии модульного обучения. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, а целью модульного обучения является создание благоприятных условий для развития личности обучаемого (путем обе-спечения гибкого содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным возможностям и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебнопознавательной деятельности по индивидуальной учебной программе). Технология модульного обучения позволяет для достижения требуемого уровня компетентности обучающихся осуществить укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение студентами полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения. Процессы педагогического проектирования тесно связаны с вопросами применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) для самостоятельного извлечения и представления знаний обучающимся. Чтобы эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности у будущего педагога необходимо сформировать следующие навыки:
Особое значение в процессе подготовки будущими педагогами учебно-методических материалов уделяется овладению студентами технологиями работы с гипертекстом. В основу организации гипертекста, как известно, положен гипертекстовый протокол http (Hyper-text Transport Protocol), действующий как набор электронных текстов, в которых выделяются определенные области – слова, фразы, предложения, соединяемые с другими текста-ми при нажатии кнопки мыши, активизирующей связь и переходот одного текста к другому. В логике понимания гипертекста как эффективного инструмента познания закономерно выделяется его психолого-дидактический потенциал, основанный на главных различиях между гипертекстом и обычным текстом:
Гипертекст как технология нелинейного представления текстовой информации обеспечивает возможность быстрого освоения определенной области знания и может быть использован как эффективный инструмент дифференциации обучения. В этом случае технология представления учебно-методических материалов в виде гипертекста обеспечивает нелинейную организацию содержания обучения со стороны автора и возможность нелинейного восприятия этого содержания со стороны обучаемого. Очевидным достоинством гипертекста является свободное представление учебного материала и его освоения, выражающееся в его когнитивной гибкости, способности подстраиваться под когнитивный стиль обучающегося. Обязательным условием актуализации гипертекста является его произвольная локализация в результате осуществляемого пользователем (обучающимся) самостоятельного и осмысленного движения по ссылкам. Опираясь на вышеперечисленные характеристики технологий гипертекста и модульного обучения, можно утверждать об эффективности их сочетания в педагогическом проектировании для достижения общедидактических и предметно-методических целей профильного обучения. Это позволит осуществить проектирование модульного представления индивидуализированного образовательного пространства как информационного массива, структурными единицами которого выступают взаимосвязанные информационные данные – текстовые, графические, аудиовизуальные и др. Распространение сети Интернет способствовало возникновению онлайново/оффлайнового дистанционного обучения, опирающегося на гипертекст при проектировании содержания образовательных материалов. Принципиальными достоинствами гипертекста для дистанционного обучения становятся: свободное перемещение по тексту, сжатое (реферативное) изложение информации, необязательность сплошного чтения текста, справочный характер информации, использование перекрестных ссылок. Овладение технологиями дистанционного обучения позволит будущим педагогам осуществлять проектирование содержания учебных дистанционных курсов таким образом, чтобы создавать основу для собственных рассуждений учащихся, поиска ими дополнительных фактов, их анализа и обобщения. Готовность будущих педагогов к разработке и внедрению дидактических систем дистанционного обучения на основе гипертекста обеспечит необходимый и достаточный уровень поступления информации к учащимся, представление учебной информации на разных уровнях сложности и управление учебным процессом на базе новых педагогических и информационных технологий. Формирование этой готовности возможно на следующих принципах разработки:
Современные процессы проектирования (в том числе и технологического) немыслимы без использования информационных технологий, основанных на повсеместном применении ЭВМ и оргтехники; на активном участии пользователей (непрофессионалов в области вычислительной техники и программирования) в информационном процессе; на высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; на широком использовании пакетов прикладных программ общего и специального назначения; на возможности для пользователя доступа к базам данных и программ благодаря локальным и глобальным сетям. Осуществление дизайнпроектирования с использованием информационных технологий подразумевает умение правильно работать с информацией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приёмов использования этих средств для решения конкретной технологической задачи. Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ включают в себя: текстовые процессоры, графические редакторы, демонстрационную графику, системы мультимедиа, ПО-САПР, электронные таблицы, системы управления базами данных и др. Формирование информационно-технологической компетентности у обучающихся сводится не только к обретению разрозненных знаний и умений работы с компьютером, а является интегральной характеристикой целостной личности обучающегося, предполагающей ее компьютерную направленность, мотивацию к усвоению соответствующих знаний и умений, способность к решению мыслительных задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, владение приемами компьютерного мышления и т.д. Постоянными составляющими развития информационных и коммуникационных технологий в настоящее время становятся три основных направления: программирование, работа с информационными объектами на плоскости и в пространстве (компьютерная графика), создание и эксплуатация информационных систем (работа в электрон-ном офисе). В точках взаимодействия этих трех учебных направлений происходит обновление содержания подготовки студентов в рамках специализации «Конструирование и моделирование одежды». Современный уровень программных и технических средств электронной
вычислительной техники позволяет перейти от традиционных ручных
методов художественного проектирования моделей одежды к новым
информационным технологиям с использованием ЭВМ. Разные формы машинной графики различаются по типу и качеству Необходимо отметить, что интерактивная машинная графика
по-зволяет существенно расширить «полосу пропускания» при общении
Для осуществления обучения студентов и повышения квалифика-ции
действующего состава педагогических кадров в учебном процессе Знания и навыки, полученные студентами при работе с такими Выполнение блоков-модулей курсового проектирования по
спе-циализации «Конструирование и моделирование одежды»
рассматри-вается нами как элементы квазипрофессиональной
деятельности Блок-модуль «Техническое предложение» включает анализ
на-правления моды для проектируемого вида одежды, подбор и анализ
Как и любая другая программа для работы с изображениями, Особое внимание уделяется обучению студентов элементам слож-ного
редактирования. При сложном редактировании неотъемлемым Программа Adobe Photoshop предоставляет возможность работы Блок-модуль «Эскизный проект» подразумевает выполнение
тех-нического эскиза и конструктивного анализа внешней формы модели.
В пакет Corel Draw входят инструменты для графического дизай-на и
рисования, а также огромная библиотека рисунков, фотографий Абрис фигуры выполняется в соответствии с приёмами
стилизо-ванного изображения фигуры и согласно пропорциям
изображаемой Далее студентами выполняется технический эскиз проектируемой На этапах проектирования модулей «Техническое предложение»
Для выполнения указанных действий студентам предлагается ис-пользовать возможности редактора векторной графики AutoCAD. AutoCAD – известный программный продукт, предназначенный Студенты выполняют чертежи конструкций согласно «Единому методу конструирования», разработанному Центральной опытно-технической швейной лабораторией. Для большей наглядности графи-ческой информации им даются задания использовать поэтапное (послойное) появление чертежа на экране. Это позволяет студенту вернуться к любому этапу построения чертежа, не загруженного по-следующими действиями, что существенно улучшает процесс усвое-ния учебного материала. Например: первый слой – построение базис-ной сетки чертежа; второй слой – построение базовой конструкции проектируемого изделия; третий слой – внесение модельных особен-ностей в базовую конструкцию проектируемого изделия и т.д. Для декорирования отдельных деталей кроя студентам даются
за-дания использовать различные виды вышивки. Для составления схем
Рабочий лист MicrosoftExcel состоит из столбцов и строк, на
пере-сечении которых образуются ячейки таблицы. Воспользовавшись Овладение студентами приемами работы с программным обеспе-чением
общего и специального назначения позволяет им не только
|