Раздел 1. Общие сведения об использовании электронного учебного ресурса в профессиональной деятельности учителя технологии

Современный учитель технологии обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных,
деятелъностных компонентов (освоение проектно исследователъских и коммуникативных методов); завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Процесс формирования у студентов готовности к реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе основан на формировании у них компетентности в сфере педагогического проектирования, так как в условиях динамичной образовательной практики педагогам всё чаще приходится сталкиваться с отсутствием необходимых для эффективной организации своей деятельности готовых профессиональных «продуктов», систем, условий, ресурсов. Одним из путей преодоления подобного «дефицита» становится педагогическое проектирование необходимых объектов.

Именно педагогическое проектирование является источником инновационных изменений образовательного пространства, основанных на научном исследовании, целеполагании, прогнозировании, конструировании, моделировании тех или иных объектов, разработки технологии предстоящей деятельности.

Проектирование педагогических технологий – один из компонентов, составляющих содержание подготовки студентов к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе. Понятие «технология» привнесено в педагогический контекст и является для сферы образования производным. В научно-педагогической и методической литературе проблема педагогического проектирования трактуется по-разному. С учетом специфики профильного обучения как системы специализированной подготовки, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию обучения, наиболее адекватными, по нашему мнению, достижению целей профильного обучения являются технологии модульного обучения.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, а целью модульного обучения является создание благоприятных условий для развития личности обучаемого (путем обе-спечения гибкого содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным возможностям и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебнопознавательной деятельности по индивидуальной учебной программе).

Технология модульного обучения позволяет для достижения требуемого уровня компетентности обучающихся осуществить укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение студентами полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения.

Процессы педагогического проектирования тесно связаны с вопросами применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) для самостоятельного извлечения и представления знаний обучающимся.

Чтобы эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности у будущего педагога необходимо сформировать следующие навыки:

  • осуществлять анализ существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения;
  • уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления аудиторией;
  • по необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объёма и уровня сложности учебного материала;
  • владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, презентационными технологиями;
  • владеть технологиями дистанционного обучения;
  • осуществлять гипертекстовое представление учебного материала.

Особое значение в процессе подготовки будущими педагогами учебно-методических материалов уделяется овладению студентами технологиями работы с гипертекстом.

В основу организации гипертекста, как известно, положен гипертекстовый протокол http (Hyper-text Transport Protocol), действующий как набор электронных текстов, в которых выделяются определенные области – слова, фразы, предложения, соединяемые с другими текста-ми при нажатии кнопки мыши, активизирующей связь и переходот одного текста к другому.

В логике понимания гипертекста как эффективного инструмента познания закономерно выделяется его психолого-дидактический потенциал, основанный на главных различиях между гипертекстом и обычным текстом:

  • гипертекст имеет множество разного рода «связок», которые позволяют осуществлять ввод текста более гибко;

  • нет необходимости выводить пользователю весь текст, содержание текста может быть представлено в виде простого оглавления и расширено по желанию.

Гипертекст как технология нелинейного представления текстовой информации обеспечивает возможность быстрого освоения определенной области знания и может быть использован как эффективный инструмент дифференциации обучения. В этом случае технология представления учебно-методических материалов в виде гипертекста обеспечивает нелинейную организацию содержания обучения со стороны автора и возможность нелинейного восприятия этого содержания со стороны обучаемого.

Очевидным достоинством гипертекста является свободное представление учебного материала и его освоения, выражающееся в его когнитивной гибкости, способности подстраиваться под когнитивный стиль обучающегося. Обязательным условием актуализации гипертекста является его произвольная локализация в результате осуществляемого пользователем (обучающимся) самостоятельного и осмысленного движения по ссылкам.

Опираясь на вышеперечисленные характеристики технологий гипертекста и модульного обучения, можно утверждать об эффективности их сочетания в педагогическом проектировании для достижения общедидактических и предметно-методических целей профильного обучения. Это позволит осуществить проектирование модульного представления индивидуализированного образовательного пространства как информационного массива, структурными единицами которого выступают взаимосвязанные информационные данные – текстовые, графические, аудиовизуальные и др.

Распространение сети Интернет способствовало возникновению онлайново/оффлайнового дистанционного обучения, опирающегося на гипертекст при проектировании содержания образовательных материалов. Принципиальными достоинствами гипертекста для дистанционного обучения становятся: свободное перемещение по тексту, сжатое (реферативное) изложение информации, необязательность сплошного чтения текста, справочный характер информации, использование перекрестных ссылок. Овладение технологиями дистанционного обучения позволит будущим педагогам осуществлять проектирование содержания учебных дистанционных курсов таким образом, чтобы создавать основу для собственных рассуждений учащихся, поиска ими дополнительных фактов, их анализа и обобщения.

Готовность будущих педагогов к разработке и внедрению дидактических систем дистанционного обучения на основе гипертекста обеспечит необходимый и достаточный уровень поступления информации к учащимся, представление учебной информации на разных уровнях сложности и управление учебным процессом на базе новых педагогических и информационных технологий. Формирование этой готовности возможно на следующих принципах разработки:

  • в пакет курса включаются анкеты для знакомства с потенциальными учащимися и тесты для определения исходного уровня их обученности;
  • в пакет курса включается учебник для дистанционного обучения (электронный учебник) с развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса, логичностью изложения, удобной для пользователя системой управления структурой;
  • структурирование курса должно быть модульным, чтобы каждый обучаемый имел возможность осознать свое продвижение от этапа к этапу;
  • каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями;
  • формирование групп сотрудничества происходит на основе дан-ных анкетирования (учитываются личностные качества учащихся), результаты тестирования (уровень обученности по данной теме);
  • в пакет курса включаются тесты (промежуточные и итоговые) и требования к овладению изучаемым материалом на разных уровнях, экзаменационные материалы (если они предусмотрены назначением курса).

Современные процессы проектирования (в том числе и технологического) немыслимы без использования информационных технологий, основанных на повсеместном применении ЭВМ и оргтехники; на активном участии пользователей (непрофессионалов в области вычислительной техники и программирования) в информационном процессе; на высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; на широком использовании пакетов прикладных программ общего и специального назначения; на возможности для пользователя доступа к базам данных и программ благодаря локальным и глобальным сетям.

Осуществление дизайнпроектирования с использованием информационных технологий подразумевает умение правильно работать с информацией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приёмов использования этих средств для решения конкретной технологической задачи.

Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ включают в себя: текстовые процессоры, графические редакторы, демонстрационную графику, системы мультимедиа, ПО-САПР, электронные таблицы, системы управления базами данных и др. Формирование информационно-технологической компетентности у обучающихся сводится не только к обретению разрозненных знаний и умений работы с компьютером, а является интегральной характеристикой целостной личности обучающегося, предполагающей ее компьютерную направленность, мотивацию к усвоению соответствующих знаний и умений, способность к решению мыслительных задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, владение приемами компьютерного мышления и т.д.

Постоянными составляющими развития информационных и коммуникационных технологий в настоящее время становятся три основных направления: программирование, работа с информационными объектами на плоскости и в пространстве (компьютерная графика), создание и эксплуатация информационных систем (работа в электрон-ном офисе). В точках взаимодействия этих трех учебных направлений происходит обновление содержания подготовки студентов в рамках специализации «Конструирование и моделирование одежды».

Современный уровень программных и технических средств электронной вычислительной техники позволяет перейти от традиционных ручных методов художественного проектирования моделей одежды к новым информационным технологиям с использованием ЭВМ.
В связи с этим большое значение для будущих специалистов имеет по-лучение навыков в работе с современными системами компьютерной (машинной) графики, как специализированными, так и универсаль-ными. В этом смысле для обучающихся актуально приобретение навы-ков работы не только с текстовым редактором MicrosoftWord и элек-тронными таблицами Excel, но и освоение графических редакторов: Adobe Photoshop, Corel Draw, AutoCAD. Подобные программы машинной графики позволяют создавать на экране любые (по технике исполне-ния и художественной выразительности) разновидности графического рисунка и живописного изображения.

Разные формы машинной графики различаются по типу и качеству
изображения, а также по возможности динамического управления изобра-жением. Однако все эти формы имеют одно общее свойство: изображение
объекта (объектов) формируются и обрабатываются с помощью цифро-вого процессора. Таким образом, можно говорить о том, что машинная
графика – это создание, хранение и обработка моделей и их изображений
с помощью ЭВМ. Овладение будущего учителя технологии навыками
интерактивной машинной графики представляет собой важный раздел,
когда пользователь имеет возможность динамически управлять содержа-нием изображения, его формой, размерами и цветом на экране дисплея
с помощью интерактивных устройств взаимодействия.

Необходимо отметить, что интерактивная машинная графика по-зволяет существенно расширить «полосу пропускания» при общении
человека с ЭВМ за счет сочетания текстовой информации, статических
и динамических изображений. Расширение «полосы пропускания»
существенно влияет на наши возможности понимания данных, выяв-ления тенденций и визуализации существующих или воображаемых
объектов. Повышая эффективность общения, графика обеспечивает
рост производительности и точность результатов проектирования,
повышение качества объекта проектирования. Совершенствование та-кой подготовки связано с опережающим развитием методов проекти-рования одежды, ориентированных на компьютерные технологии.
Поэтому необходимо обучение студентов разработке и созданию моде-лей одежды, базирующихся на трёхмерных моделях её формы.

Для осуществления обучения студентов и повышения квалифика-ции действующего состава педагогических кадров в учебном процессе
используются программные пакеты САПР, обладающие набором
инструментальных средств, обеспечивающих переход от работы с пло-скими развёртками деталей к пространственному проектированию,
определяющему трёхмерные объекты как твёрдые тела (а не каркасные
модели), дополненные поверхностями. Работа с такими САПР позво-ляет выполнять реально художественное проектирование изделий
одежды на виртуальной фигуре человека с учетом особенностей индиви-дуального телосложения. Одним из таких пакетов является программный
продукт «3D – СТАПРИМ», разработанный в Санкт-Петербургском
университете технологии и дизайна.

Знания и навыки, полученные студентами при работе с такими
пакетами ПО-САПР, обеспечивают им после окончания университета
быструю адаптацию не только в учреждениях общего и профессио-нального образования, но и на производстве. Достаточно высока вос-требованность таких специалистов фирмами, производящими одежду.

Выполнение блоков-модулей курсового проектирования по спе-циализации «Конструирование и моделирование одежды» рассматри-вается нами как элементы квазипрофессиональной деятельности
и осуществляется с учетом общих целей и задач технологической под-готовки, с соблюдением современных параметров и требований
к уровню образованности и развитию выпускников. На разных этапах
учебного проектирования студентам предлагается использование тех
или иных пакетов прикладных программ.

Блок-модуль «Техническое предложение» включает анализ на-правления моды для проектируемого вида одежды, подбор и анализ
моделей-аналогов, выполнение моделей-предложений и представление
их в виде эталонного ряда. На этом этапе учебного проектирования
предлагается использование графического редактора Adobe Photoshop.
Основное назначение этой программы – создание и обработка растро-вых изображений. В это понятие включаются рисование, ретуширова-ние, изменение яркости и контрастности, комбинирование изображе-ний. При этом рабочим инструментом, помимо «мыши», может быть
графический планшет или световое перо.

Как и любая другая программа для работы с изображениями,
Photoshop позволяет как загружать готовые изображения, так и созда-вать новые. Студентам, для освоения навыков работы с данной про-граммой, предлагается редактирование ранее созданных ими изобра-жений введением иллюстраций в компьютер с помощью сканера или
цифровой фотокамеры, или импортировать в редактор графический
файл, полученный с помощью другой программы, изменяя яркость,
контрастность и насыщенность, корректируя цвет и т.д., можно суще-ственно улучшить рисунки и эскизы.

Особое внимание уделяется обучению студентов элементам слож-ного редактирования. При сложном редактировании неотъемлемым
инструментом являются средства, которые позволяют выделять
любые, самые сложные фрагменты, изменять выделение, сохранять его
и загружать в последующей работе.

Программа Adobe Photoshop предоставляет возможность работы
со слоями. Слой – это отдельное изображение, которое можно изменять
по своему усмотрению. Изображений (в том числе моделей-аналогов
проектируемого изделия) в процессе работы может быть несколько,
следовательно, появится несколько слоёв. Основная идея заключается
в том, что результирующее изображение – это наложение всех
имеющихся слоёв друг на друга в любой последовательности.
Заключительным этапом работы является объединение всех слоёв
в единое изображение.

Блок-модуль «Эскизный проект» подразумевает выполнение тех-нического эскиза и конструктивного анализа внешней формы модели.
Технический эскиз выполняют на абрисе фигуры, а в качестве рабочей
среды студентам предлагается использовать редактор векторной
графики Corel Draw.

В пакет Corel Draw входят инструменты для графического дизай-на и рисования, а также огромная библиотека рисунков, фотографий
высокого разрешения, трёхмерных каркасных моделей, шрифтов и ша-блонов. Основным понятием Corel Draw является понятие объекта.
Все объекты имеют контур, состоящий из узлов и сегментов, и залив-ку, которая может иметь достаточно сложную структуру. Работа
над иллюстрацией заключается в создании объектов, их редактирова-нии и расположении в нужных местах.

Абрис фигуры выполняется в соответствии с приёмами стилизо-ванного изображения фигуры и согласно пропорциям изображаемой
фигуры. Для его выполнения используются инструменты: трехточеч-ная кривая – для выполнения основных линий сетки абриса; выделе-ние – для переноса выполненного абриса и его деталей; основные
фигуры – для создания головы, частей поясных изделий; от руки –
для прорисовывания более мелких деталей; измеритель – для уточне-ния правильности пропорций изображения; лупа – для увеличения
и уменьшения изображений; рука – для перемещения изображения
по экрану монитора и др.

Далее студентами выполняется технический эскиз проектируемой
модели с использованием соответствующего инструментария и допол-нительных возможностей, предоставляемых графической средой Corel
Draw. Для Web-дизайнера предоставлен набор текстур, фонов, кнопок
и даже анимационных файлов. При этом сначала создаётся приблизи-тельная форма объектов, после чего она уточняется путём добавления,
удаления и перемещения узлов контура. Программы пакета располага-ют встроенными средствами просмотра библиотек.

На этапах проектирования модулей «Техническое предложение»
и «Рабочая документация» студентам предлагается разработать
конструкцию проектируемого изделия:

  • построить чертеж базовой конструкции (БК) заданного вида одежды;
  • разработать алгоритм внесения изменений в базовую конструкцию с учетом модельных особенностей;
  • разработать конструкции основных узлов изделия;
  • разработать чертежи лекал всех деталей конструкции.

Для выполнения указанных действий студентам предлагается ис-пользовать возможности редактора векторной графики AutoCAD.

AutoCAD – известный программный продукт, предназначенный
для автоматизации проектно-конструкторских работ. Большой набор
примитивов (объектов, рассматриваемых системой как единое целое
при создании и модифицировании чертежей) и средств редактирова-ния их свойств позволяет получать конструкторскую документацию
в соответствии с требованиями различных стандартов, в том числе –
Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД). Это функ-циональные возможности системы AutoCAD. Ее интеллектуальность
открывают студенту в процессе учебного проектирования большие
возможности для решения профессиональных творческих задач.
При этом система выполняет основную часть рутинных операций.
Наличие развитых инструментальных средств конструирования в про-грамме AutoCAD обеспечивает внесение модельных особенностей,
корректировок и модификаций в детали, построение вспомогательных
и производных лекал швейных изделий. При трансформации лекал
могут применяться все возможные приемы конструктивного модели-рования: «Перевод вытачек», «Преобразование исходной конструкции
в конструкцию другого покроя», «Параллельное разведение», «Кониче-ское разведение» и др. Несколько лекал можно объединять в одно, ре-дактируя контуры и создавая из них новое лекало. С помощью инстру-мента «поворот» возможно, выполнить раскладку лекал в соответ-ствии с заданными технологическими ограничениями: шириной
ткани, видом настила материала, направления долевой и т.д.

Студенты выполняют чертежи конструкций согласно «Единому методу конструирования», разработанному Центральной опытно-технической швейной лабораторией. Для большей наглядности графи-ческой информации им даются задания использовать поэтапное (послойное) появление чертежа на экране. Это позволяет студенту вернуться к любому этапу построения чертежа, не загруженного по-следующими действиями, что существенно улучшает процесс усвое-ния учебного материала. Например: первый слой – построение базис-ной сетки чертежа; второй слой – построение базовой конструкции проектируемого изделия; третий слой – внесение модельных особен-ностей в базовую конструкцию проектируемого изделия и т.д.

Для декорирования отдельных деталей кроя студентам даются за-дания использовать различные виды вышивки. Для составления схем
различной техники вышивания студентам предлагается нестандартное
использование редактора электронных таблиц MicrosoftExcel, который
входит в состав пакета офисных программ MicrosoftOffice и предна-значен для представления данных в удобном виде, используя таблицы.

Рабочий лист MicrosoftExcel состоит из столбцов и строк, на пере-сечении которых образуются ячейки таблицы. Воспользовавшись
свойством объединения столбцов и строк, а затем их дальнейшим про-рисовыванием, можно убедиться что применяются электронные
таблицы не только для расчетов и построения диаграмм, но и для соз-дания схем для вышивки (Мережка, Хардангер, счетная вышивка
«Крест» и др.).

Овладение студентами приемами работы с программным обеспе-чением общего и специального назначения позволяет им не только
разрабатывать документы, ориентированные на распространение в пе-чатной, но и в электронной форме. Это обеспечивает их применение
в будущем для создания электронных учебников, а также для исполь-зования в дистанционных формах профильного обучения