3.3. Автоматизированное проектирование одежды Непременным условием коммерческого успеха предприятия, осу-ществляющего серийное производство одежды, является быстрое обновление ассортимента. Конкурентоспособность швейных изделий в большой степени зависит от качества и сроков выполнения проект-ных работ. Высокое качество и минимальные сроки конструкторско-технологической подготовки швейного производства обеспечиваются профессионализмом проектировщика и уровнем оснащенности его рабочего места. Современное производство одежды уже трудно пред-ставить без систем автоматизированного проектирования (САПР). Компьютерное проектирование одежды занимало свои позиции на
производстве постепенно – от выполнения раскладок лекал к града-ции
деталей и далее непосредственно к построению конструкций. В настоящее время на рынке САПР одежды предлагается до 20 раз-личных систем. Но рынок – есть рынок, поэтому каждый разработчик или его торговый представитель рекламирует только достоинства про-дукта, при этом главным обоснованием цены той или иной системы является перечень ее функциональных возможностей. Безусловно, эффективность САПР за висит от ее характеристик, но не менее важно то, насколько грамотно и полно используются предоставляемые систе-мой возможности. В числе предлагаемых САПР есть системы, предназначенные как для серийного производства, так и для службы сервиса, где выпол-няются индивидуальные заказы на изготовление одежды. Однако в этой сфере до сих пор отдается предпочтение ручному конструиро-ванию, и автомати зированное проектирование одежды делает здесь только первые шаги. Действительно, ручное конструирование пока незаменимо при созда-нии моделей новых форм из новых материалов с использованием новых технологий. Конструкторы-модельеры в домах известных кутюрье раз-рабатывают модные коллекции одежды исключительно вручную; вруч-ную конструируются в этих домах и изделия, выполняемые по индиви-дуальным заказам. САПР в этих организациях используется только при подготовке к внедрению моделей, отобранных из коллекции для серийного изготовления. Процесс автоматизированного проектирования одежды включает: Производители одежды, практикующие до сих пор ручное кон-струирование и градации отработанных вручную конструкций, не имеющие САПР, заказывают выполнение компьютерных конструк-ций в сторонних организациях. При этом градация может выполнять-ся как по схемам заказчика, так и по схемам исполнителя. За рубежом такая практика существует уже более 30 лет, в России она насчитывает не более 10 лет. Автоматизация градации лекал деталей одежды освободила спе-циалиста от рутинного вычерчивания контуров деталей и предостави-ла ему широкие возможности для творческого виртуального экспери-ментирования с различными вариантами градирования. В сущности, только с появлением САПР градация стала полноценным творческим процессом, при котором получение конструкций различных размеро-ростов может быть быстро осуществлено с сохранением эстетических, эргономических и других качественных характеристик модели исхо-дного размера. В настоящее время существует множество фирм – производителей, в которых проектированием одежды от эскиза и первичной конструк-ции модели до запуска ее в производство занимается один специалист, выполняющий функции модельера-конструктора-технолога. При такой организации для разработки конструкции возможно использование САПР, называемых параметрическими, отличающихся тем, что в них разработчик ведет запись алгоритма построения конструкции с учетом всех ее параметров, которые могут принимать различные значения в зависимости от особенностей модели и размера проектируемого из-делия. При стабильном ассортименте выпускаемой продукции эти ал-горитмы в целом или отдельными блоками могут использоваться в процессе разработки других моделей. В параметрических САПР градация деталей выполняется
автома-тически, кроме того, на любом этапе проектирования можно в
допу-стимых пределах изменять конструкцию деталей. Однако, такое
возможно только при условии предварительного создания или
исполь-зования ранее созданного алгоритма построения конструкции
модели. САПР одежды – это инструмент для разработки моделей, более того –
это дорогой инструмент. Следовательно, им должен пользовать-ся
профессиональный конструктор швейных изделий, с хорошей школой
ручного и компьютерного проектирования, сознательно оста-новивший
свой выбор именно на компьютерном проектировании. Одной из задач высшей школы является подготовка квалифици-рованных инженеров-пользователей САПР. ВУЗы, выпускающие специалистов для легкой промышленности, осуществляют такую под-готовку, но, к сожалению, оснащение студенческих компьютерных классов не отличается разнообразием программных продуктов вслед-ствие их высокой стоимости. В Московском государственном университете дизайна и техноло-гии (МГУДТ)
при кафедре технологии швейного производства создан Программное обеспечение компьютерного класса кроме про-грамм общего назначения (MicrosoftWord, Excel, CorelDraw, AutoCAD и др.) включает промышленные специализированные САПР: для раз-работки конструкций одежды Lectra (Франция), Grafis (Германия), Comtense» (Москва), ЗД-СТАПРИМ (Санкт-Петербург), Eleandr CAD и Eleandr Эскиз (Москва, МГУДТ); для автоматизированного проекти-рования технологических процессов изготовления одежды – Eleandr САРР и Eleandr Раскрой (Москва, МГУДТ). Перечисленные САПР-конструктор существенно различаются между собой, представляя в целом почти все типы САПР, используе-мые в промышленности. Студентам, занимающимся в НТЦДТ, предо-ставляется возможность попробовать свои силы во всех имеющихся САПР, и, как следствие этого, определиться в предпочтениях той или иной системы. Помимо освоения существующих САПР, студенты под руководством преподавателей проводят научные исследования, направленные на совер шенствование автоматизированного проекти-рования одежды. Базой для апробации новых решений служат САПР Eleandr CAD и Eleandr САРР, разработанные на кафедре технологии швейного производства МГУДТ. Совершенствование САПР немыслимо без опережающего разви-тия методов проектирования одежды, ориентированных на компью-терные технологии. Сегодня актуален вопрос разработки систем кон-струирования одежды, базирующихся на трехмерных моделях ее формы. Стремление конструкторов к переходу от работы с плоскими развертками деталей к проектированию внешней формы изделия по-нятно, так как это возвращает их к методам создания одежды непо-средственно на фигуре человека, к возможности почти реального художественного конструирования изделия.
|