3.6. Организационная структура САПР швейных изделий

В настоящий момент можно насчитать более двадцати систем ав-томатизированного проектирования швейных изделий, успешно функ-ционирующих на различных отечественных и зарубежных предприя-тиях. Присутствие такого количества САПР на рынке и постоянный спрос на них объясняется различными средствами реализации задач, которые ставит пользователь.

Что касается области применения САПР в швейной отрасли, то на сегодняшний момент они реализуют практически все этапы про-ектирования швейных изделий. Анализ современных САПР одежды на предмет их организации и возможностей использования представ-лен в виде обобщенных организационных структур [5].

Весь процесс проектирования швейного изделия делится на три крупных этапа:
– художественное проектирование модели;
– конструкторская подготовка производства;
– технологическая подготовка изготовления модели.

За их выполнение отвечают специалисты (художник, конструктор и технолог соответственно). Работу этих специалистов координирует управляющий предприятием. Подобным образом можно представить и обоб-щенную организационную структуру САПР швейных изделий (рис. 7).

Условно назовем блоки проектирования «Художник», «Конструк-тор» и «Технолог» и рассмотрим подробнее задачи, выполняемые про-ектировщиком в рамках каждой выделенной системы.

Рис. 7. Обобщенная организационная структура САПР швейных изделий

Блок «Художник» позволяет пользователю визуализировать внеш-ний вид изделия до создания лекал и самого изделия. Минимальной задачей, выполняемой САПР на этом этапе, является формирование технического эскиза изделия. Наиболее продвинутые системы исполь-зуют при этом технологии параметризации и методы комбинаторики.
Современные САПР предлагают пользователю возможности подбора цветового решения будущей модели, а также позволяют выполнять на эскизе иллюзию складок и фактуры материала, в том числе и трико-тажа (рис. 8).

Рис. 8. Структура художественного проектирования в САПР швейных изделий

Наличие готовой базы изображений изделия реализует его при-мерку на фигуре человека (в том числе и на фигуру индивидуального заказчика), причем с различных точек зрения. Финальным аккордом на данном этапе является формирование презентации эскизов целой коллекции моделей.

Этап конструкторской подготовки производства имеет наиболее долгую историю автоматизации, по сравнению с другими, и в различ-ных системах может выражаться по-разному. Тем не менее, блок «Конструктор» (рис. 3) традиционно включает в себя модули «Кон-структивного моделирования и оформления лекал» (могут быть пред-ставлены отдельно), «Градации» и «Раскладки».

Рис. 9. Структура системы конструкторской подготовки производства в САПР швейных изделий

Проектирование базовых конструкций, как наиболее формализу-емая задача проектирования, может выделяться в виде отдельного мо-дуля на параметрической основе. Набор инструментов графического преобразования, используемый при конструктивном моделировании, может усиливаться возможностями параметризации, причем некото-рые системы доводят эту идею до абсолюта, придерживаясь концеп-ции сквозной параметризации для решения поставленных задач.

Формирование выходной технической документации, такой как спецификация деталей кроя и табель мер, может выделяться в отдельный модуль или встраиваться в модуль «Конструктивного моделирования».

Развитие вычислительной техники позволило внедрить в процесс проектирования швейных изделий технологии трехмерного моделиро-вания. Современные системы по-разному используют эти возможно-сти. Некоторые ЗD-модуль используют для проектирования трехмер-ной формы одежды с последующей разверткой и передачей в модуль «Конструктивного моделирования», другие, наоборот, для визуализа-ции примерки спроектированных плоских лекал на трехмерном мане-кене. Виртуальная примерка может дополняться инструментами трех-мерной коррекции изделия с параллельным внесением изменений в плоские лекала, а так же возможностями подбора цветового решения модели.

Блок «Технолог» в современных САПР должен обладать налажен-ной связью с системой конструкторской подготовки и решать вопросы не только проектирования технических эскизов и схем узлов обработ-ки, но и нормирования затрат времени, формирования технологиче-ской последовательности операций, проектирования разделения труда и др. (рис. 10).

Рис. 10. Структура системы технической подготовки изготовления в САПР швейных изделий

Современные системы способны полностью автоматизировать не только процесс проектирования, но и производства. Однако многое зависит и от правильного выбора автоматизированной системы, пол-ностью отражающей специфику работы предприятия и квалификацию специалистов. Выбор САПР можно представить как циклический про-цесс, на каждом витке которого конкретизируются цели внедрения
системы и сужаются границы поиска.