Джордж  Ноэл Гордон Байрон (1788 – 1824)

Творчество Байрона отразило сложную и переломную эпоху в истории Европы, наступившую после Великой французской революции. Бу­дучи сыном своего века, Байрон как личность впитал в себя противо­речивые устремления послереволюционной поры, характеризо­вавшиеся нестабильными общественными отношениями. Его духов­ный облик, крайне неуравновешенный, порой кажущийся парадок­сально причудливым, явился отражением переходного времени – периода становления наций в Европе, крупных политических и экономических сдвигов, кровопролитных войн, реакционных союзов, крушения империи Наполеона. Формирование лично­сти поэта, созревание его поэтического таланта неотделимо связано у Байрона с выработкой мировоззрения, с активным участием его в не установившемся еще новом миропорядке, когда старые просве­тительские идеалы были поколеблены и войной за независимость в Америке, и французской революцией 1789–1794 годов, и промышленным переворотом.

Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический       бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», философские поэмы «Манфред» и «Каин», цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон Жуан» и лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Драма «Манфред» Байрона – драма души современного человека, раскрытие его мироощущения, проблема сверхчеловека, связанная с личностью Наполеона, односторонность современной рационалистической культуры в целом, невозможность понять и изменить мир с помощью разума. Главный герой – богатый граф Манфред, который достиг абсолютного знания по всем предметам, но в итоге понял, что древо знания не есть древо жизни. В связи с этим происходит разочарование героя в жизни и мироустройстве, в основе которого лежит рационалистическая философия. Им создан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный, мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу.

Недавний за­всегдатай светских салонов и гостиных, Байрон включается в борьбу за правое дело – в Италии он помогает карбонариям, в Греции он снаряжает на свои средства корабли и вооружает людей, умирает от лихорадки в Миссолунгах, горя страстным желанием помочь Греции освободиться от турецкого ига. Байрону, а следовательно и его герою,  свойственна мировая политическая заинтересованность. По­литическая жизнь, политическая борьба, где бы она ни про­исходила, если она имеет какое-то освободительное содер­жание, для Байрона сердечно близка. И в этом смысле Байрон представляет собой фигуру как бы обратную тради­ционной британской политике.

Во времена Байрона в зените стояло величие Британской империи, ставшей огромным колониальным государством с колоссаль­ными заморскими владениями, которое делает политику во всех районах Европы. Британия была но­сительницей всемирных, всесветных политических интере­сов. Но это были интересы агрессивные, захватнические. Политические интересы Байрона были противоположны британским: это всемирный, всесветный освобо­дительный интерес. Герой байроновской поэзии принадлежит не одной нации, он, подобно своему создателю, неотделим от национально-ос­вободительной борьбы народов, он сочувствует обездоленным, восхищается мужеством патриотов, и он всегда активен. Вместе с тем, это герой своего времени, жаждущий найти себя, свое место в жизни, еще неясной и неопределенной, находящейся в стадии становления и формирования.

Байронизм – это целая философия, возникшая в период страшной тоски людей, их разочарования и почти отчаяния, когда старые кумиры лежали разбитые. И именно в это время появляется великий гений, страстный поэт, в звуках которого и звучала вся тоска человечества и мрачное разочаро­вание в обманувших его идеалах.

С именем Байрона связана целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой литературы XIX века. Имя Байрона было популярно во многих странах Европы. Его творчество привлекало своей актуальностью, связью с современ­ными ему явлениями жизни. Байрона ценили Пушкин и Лермонтов, Мицкевич и Гёте, Петефи и Гейне, Гюго и Стендаль.

Подобно другим романтикам, Байрон понимал, что в мире суще­ствуют неподвластные человеку необъ­яснимые силы, оказывающие воздействие на судьбы отдельных людей и обществ. Но он не считал человека пассивным объектом этих сил. Активность байроновского героя обусловлена самим мировоззрением поэта, восприятием им сущности антагонистического отношения меж­ду личностью и обществом. Высшее назначение человека (а это является лейтмотивом всей байроновской поэзии) в том, чтобы не только бросить вызов своей судьбе, враждебным человеку силам, но и выстоять в этой неравной борьбе со злом, не утратив желания бороться, страдать, ненавидеть, любить жизнь и отдаваться ей полностью без остатка. Глубина и трагизм конфликта одинокой личности с обществом на разных стадиях творчества Байрона различны. Поэт пытается найти объективные предпосылки этого бунта, его герои преодолевают инди­видуализм, снова к нему возвращаются.

Его поэзия оригинальна и проста, изящна и остроумна, она пора­жает глубиной мысли, вечно живой и ищущей, совершенством и легкостью формы. В ней много неразрешенных вопросов, явных и скрытых противоречий, истинного трагизма и грусти. Она отражает гордую и непримиримую по отношению к несправедливости душу поэта, его сомнения и колебания, неустанные и мучительные поиски истины.

Творче­ство Байрона можно разделить на два больших периода.

I.  1811–1815 годы до отъезда из Англии.

II. С 1815 года до смерти поэта в 1824 году.

«Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1818) – первая поэма Байрона, написанная в романтическом стиле. Это автобиографическая и в то же время путевая поэма, в которой дается обзор всему европейскому миру: Байрон использовал свои впечатления от путешествий на Балканы и в Италию. Произведение отличала новая жанровая форма – лиро-эпическая поэма, сочетающая в себе исто­рию жизни и путешествий героя со свободными импровизациями поэта, совершившего не просто увлекательное путешествие на Восток, а открывшего для себя быт и нравы стран, вступивших  в полосу стремительного и бурного развития.

Повествование в поэме имеет три уровня:

1)    история Чайльд Гарольда;

2)     авторские размышления о жизни, эстетике поэмы;

3)    описание национальных мирообразов.

Эти линии свободно переходят друг в друга, акцентируя в поэме лиро-эпическую струну.

Первая сюжетная линия поэмы связана с образом Чайльд Гарольда. В основе первых двух песен – изображение его духовной драмы. С самого начала путь героя дается в непрерывной динамике. Смысл странствий в том, чтобы показать, как история преломилась в душе и сознании героя. Через странствия, через приобщение к культуре герой преодолевает свою духовную драму и приходит к окончательному нравственному возрождению.

Чайльд Гарольд – мрачный, разочарованный герой, носитель вселенской тоски, которая дополняется его склонностью к рефлексии. Эти качества определяют и психологическое состояние героя, и состояние современной культуры в целом. Гарольд – новый герой в литературе, романтический тип, воплотивший в себе главней­шие черты своего времени. Он резко отличается от просветительского героя и от героев сентиментальных романов. Будучи отпрыском старинного дворянского рода, он пресытился пирами и наслаждениями, но не был счастлив. Герой – личность романтическая, рвущаяся в неведомое, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размыш­лениям, а полная тревоги битв действительность, которая привлекает необычностью страстей и разнообразием переживаний:

 Всё то, чем роскошь радует кутил,

Он променял на ветры и туманы,

На рокот южных волн и варварские страны.

Байрон наряжает своего героя в рыцар­ские одежды XVI века, дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путешествует Гарольд по Европе ХIХ в. Такой анахронизм не случаен и связан у Байрона с новым пониманием историзма, введенным в обиход именно романтиками. Лиро-эпическая поэма сталкивает поэта с новым опытом: развертывающейся перед его глазами гигантской эпопеей народной борьбы. Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, естественно, неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового истори­ческого опыта народов. Вековая история, принадлежность не к совре­менности, а к прошлому как бы раздвигала границы его сознания, давая возможность объять необъятное.

В великолепной старинной балладе, известной под именем «Про­сти», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неус­покоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, актив­ность и созерцательность. Это герой мыслящий и потому страдающий.

Именно жажда познания, стремление увидеть самому род людской заставила Гарольда совершить столь опасное путешествие. Пожалуй, именно в этом наибольшее сходство героя с его создателем: познав себя, открыть для себя мир, а открыв мир, понять и свое место в нем.

Образ Чайльд Гарольда раскрывается с двух точек зрения: через лирическое самовыражение героя, через его песни и музыку, а также через авторское повествование, субъективно-объективный авторский взгляд.

Другой центральный образ – образ автора. Ему свойственна гуманистическая философия поэмы. Структурообразующий характер получает образ книги. Бытие трактуется автором как открытая книга. История отдельных стран и народов воспринимается в поэме как исторический текст, поданный с двух точек зрения: с точки зрения автора и с точки зрения героя. История Европы также передается через пересечение этих двух повествовательных дискурсов.

Первая песнь открывается описанием Португалии. Ведущий конструктивный принцип – контраст. Автор подчеркивает контраст между совершенной природой и цивилизацией. Образ всепоглощающей грязи на улицах Лиссабона – символ разобщенности людей, состояние физического и нравственного хаоса. Перед Чайльд Гарольдом лежала живо­писная Европа, со всем ее ландшафтом. И в ландшафт все время (это очень характерно для Байрона) вплетается поли­тика. Это чисто байроническое, потом много раз в литературе повторенное, сочетание живописных ландшафтов с высокой политикой. Байрон дает ландшафт всегда очень обостренно и инди­видуально. Перед нами не природа вообще, а именно порту­гальская, испанская, албанская. Главный герой резко ин­дивидуален, так же индивидуален и пейзаж. Природа и пейзаж превращаются в некую метафору политики.

По контрасту с Португалией дается Испания, которая оказывала сопротивление французским войскам во время войны с Наполеоном. Свободолюбивый дух Испании воплощается в двух символических героях: образ испанского пастуха, живущего на границе Португалии и Испании, и образ испанки-воительницы. Много места отводится культуре Испании: описаны песни и танцы. Автор передает национально-историческое мироощущение испанцев.

Вторая песня посвящена описанию Греции и Албании. В ней формируется принцип историзма Байрона. Автор использует двойной хронотоп, который совмещает в себе прошлое и настоящее. Это совмещение совершается в сознании автора. Греция – колыбель современного искусства. Здесь зародились искусства и науки, западноевропейская цивилизация. В настоящее время Греция порабощена и входит в состав османской империи.

По контрасту со смирением Греции описана Албания. Воинственность и врожденная гордость – предпосылки для возрождения страны, основы приобретения политической, культурной и национальной независимости.

Первые две песни «Чайльд Га­рольда» по форме напоминают и лирический дневник поэта-путешественника, и внутренний драматический монолог героя, вступающего в самостоятельную жизнь, и поэтическое эссе о судьбах народов Европы в период наполеоновских войн и национально-освободитель­ных движений. В поэме поэт воссоздает сложный многомерный внутрен­ний мир Гарольда и свой собственный, беседует с читателем о древних культурах и погибших цивилизациях, наслаждается картинами природы.

Первая и вторая песни были завершены в 1810-е годы, третья и четвертая – в 1816-1818 годах. Восемь лет, отделяющие начальные песни от заключительных, вместили в себя важнейшие исторические события из жизни Европы и жизни самого автора. Поворотным событием в истории этого периода стало поражение Наполеона под Ватерлоо. В это время произошли и важные события в жизни самого Байрона. В 1815 году он навсегда покидает Англию.

Третья песнь начинается и заканчивается обращением поэта к своей дочери.

 Дочурка Ада! Именем твоим

В конце я песнь украшу, как в начале.

 В это обращение вписывается затем исторический текст: сражение под Ватерлоо, которое знаменует собой окончательное падение Наполеона. Также Ватерлоо становится символом абсурдности войны, современной истории, основанной на насилии. В третьей песне по-новому раскрывается принцип повествования. История и автор сближаются. Биография автора проецируется на современное трагическое состояние истории.

Четвертая песня посвящена описанию Италии. Судьба современной Италии неотделима от судьбы красоты и искусства в современном мире. Современное искусство служит деньгам, оно покупается и продается. Возрождение мира видится в возрождении его духовных первооснов. В четвертой песне образ Чайльд Гарольда окончательно вытесняется образом автора-повествователя. Автор вступает в прямой диалог с современной историей. Эволюция автора видится в его приобщении к культуре стран Европы, духовым первоосновам жизни.

Поэма представляет собой своеобразную романтическую энциклопедию жизни Европы начала XIX века. Автор много говорит о политике, истории, быте западноевропейских стран. Именно поэтому очень часто поэму «Чайльд Гарольд» называют грандиозной политической поэ­мой, в которой светится весь тогдашний политический мир со своими страстями, интересами.

Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».