Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 – 1824) Творчество Байрона отразило сложную и переломную эпоху в истории Европы, наступившую после Великой французской революции. Будучи сыном своего века, Байрон как личность впитал в себя противоречивые устремления послереволюционной поры, характеризовавшиеся нестабильными общественными отношениями. Его духовный облик, крайне неуравновешенный, порой кажущийся парадоксально причудливым, явился отражением переходного времени – периода становления наций в Европе, крупных политических и экономических сдвигов, кровопролитных войн, реакционных союзов, крушения империи Наполеона. Формирование личности поэта, созревание его поэтического таланта неотделимо связано у Байрона с выработкой мировоззрения, с активным участием его в не установившемся еще новом миропорядке, когда старые просветительские идеалы были поколеблены и войной за независимость в Америке, и французской революцией 1789–1794 годов, и промышленным переворотом. Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», философские поэмы «Манфред» и «Каин», цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон Жуан» и лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Драма «Манфред» Байрона – драма души современного человека, раскрытие его мироощущения, проблема сверхчеловека, связанная с личностью Наполеона, односторонность современной рационалистической культуры в целом, невозможность понять и изменить мир с помощью разума. Главный герой – богатый граф Манфред, который достиг абсолютного знания по всем предметам, но в итоге понял, что древо знания не есть древо жизни. В связи с этим происходит разочарование героя в жизни и мироустройстве, в основе которого лежит рационалистическая философия. Им создан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный, мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Недавний завсегдатай светских салонов и гостиных, Байрон включается в борьбу за правое дело – в Италии он помогает карбонариям, в Греции он снаряжает на свои средства корабли и вооружает людей, умирает от лихорадки в Миссолунгах, горя страстным желанием помочь Греции освободиться от турецкого ига. Байрону, а следовательно и его герою, свойственна мировая политическая заинтересованность. Политическая жизнь, политическая борьба, где бы она ни происходила, если она имеет какое-то освободительное содержание, для Байрона сердечно близка. И в этом смысле Байрон представляет собой фигуру как бы обратную традиционной британской политике. Во времена Байрона в зените стояло величие Британской империи, ставшей огромным колониальным государством с колоссальными заморскими владениями, которое делает политику во всех районах Европы. Британия была носительницей всемирных, всесветных политических интересов. Но это были интересы агрессивные, захватнические. Политические интересы Байрона были противоположны британским: это всемирный, всесветный освободительный интерес. Герой байроновской поэзии принадлежит не одной нации, он, подобно своему создателю, неотделим от национально-освободительной борьбы народов, он сочувствует обездоленным, восхищается мужеством патриотов, и он всегда активен. Вместе с тем, это герой своего времени, жаждущий найти себя, свое место в жизни, еще неясной и неопределенной, находящейся в стадии становления и формирования. Байронизм – это целая философия, возникшая в период страшной тоски людей, их разочарования и почти отчаяния, когда старые кумиры лежали разбитые. И именно в это время появляется великий гений, страстный поэт, в звуках которого и звучала вся тоска человечества и мрачное разочарование в обманувших его идеалах. С именем Байрона связана целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой литературы XIX века. Имя Байрона было популярно во многих странах Европы. Его творчество привлекало своей актуальностью, связью с современными ему явлениями жизни. Байрона ценили Пушкин и Лермонтов, Мицкевич и Гёте, Петефи и Гейне, Гюго и Стендаль. Подобно другим романтикам, Байрон понимал, что в мире существуют неподвластные человеку необъяснимые силы, оказывающие воздействие на судьбы отдельных людей и обществ. Но он не считал человека пассивным объектом этих сил. Активность байроновского героя обусловлена самим мировоззрением поэта, восприятием им сущности антагонистического отношения между личностью и обществом. Высшее назначение человека (а это является лейтмотивом всей байроновской поэзии) в том, чтобы не только бросить вызов своей судьбе, враждебным человеку силам, но и выстоять в этой неравной борьбе со злом, не утратив желания бороться, страдать, ненавидеть, любить жизнь и отдаваться ей полностью без остатка. Глубина и трагизм конфликта одинокой личности с обществом на разных стадиях творчества Байрона различны. Поэт пытается найти объективные предпосылки этого бунта, его герои преодолевают индивидуализм, снова к нему возвращаются. Его поэзия оригинальна и проста, изящна и остроумна, она поражает глубиной мысли, вечно живой и ищущей, совершенством и легкостью формы. В ней много неразрешенных вопросов, явных и скрытых противоречий, истинного трагизма и грусти. Она отражает гордую и непримиримую по отношению к несправедливости душу поэта, его сомнения и колебания, неустанные и мучительные поиски истины. Творчество Байрона можно разделить на два больших периода. I. 1811–1815 годы до отъезда из Англии. II. С 1815 года до смерти поэта в 1824 году. «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1818) – первая поэма Байрона, написанная в романтическом стиле. Это автобиографическая и в то же время путевая поэма, в которой дается обзор всему европейскому миру: Байрон использовал свои впечатления от путешествий на Балканы и в Италию. Произведение отличала новая жанровая форма – лиро-эпическая поэма, сочетающая в себе историю жизни и путешествий героя со свободными импровизациями поэта, совершившего не просто увлекательное путешествие на Восток, а открывшего для себя быт и нравы стран, вступивших в полосу стремительного и бурного развития. Повествование в поэме имеет три уровня: 1) история Чайльд Гарольда; 2) авторские размышления о жизни, эстетике поэмы; 3) описание национальных мирообразов. Эти линии свободно переходят друг в друга, акцентируя в поэме лиро-эпическую струну. Первая сюжетная линия поэмы связана с образом Чайльд Гарольда. В основе первых двух песен – изображение его духовной драмы. С самого начала путь героя дается в непрерывной динамике. Смысл странствий в том, чтобы показать, как история преломилась в душе и сознании героя. Через странствия, через приобщение к культуре герой преодолевает свою духовную драму и приходит к окончательному нравственному возрождению. Чайльд Гарольд – мрачный, разочарованный герой, носитель вселенской тоски, которая дополняется его склонностью к рефлексии. Эти качества определяют и психологическое состояние героя, и состояние современной культуры в целом. Гарольд – новый герой в литературе, романтический тип, воплотивший в себе главнейшие черты своего времени. Он резко отличается от просветительского героя и от героев сентиментальных романов. Будучи отпрыском старинного дворянского рода, он пресытился пирами и наслаждениями, но не был счастлив. Герой – личность романтическая, рвущаяся в неведомое, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а полная тревоги битв действительность, которая привлекает необычностью страстей и разнообразием переживаний: Всё то, чем роскошь радует кутил, Он променял на ветры и туманы, На рокот южных волн и варварские страны. Байрон наряжает своего героя в рыцарские одежды XVI века, дает ему свиту из пажа, оруженосца, слуг, но путешествует Гарольд по Европе ХIХ в. Такой анахронизм не случаен и связан у Байрона с новым пониманием историзма, введенным в обиход именно романтиками. Лиро-эпическая поэма сталкивает поэта с новым опытом: развертывающейся перед его глазами гигантской эпопеей народной борьбы. Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, естественно, неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов. Вековая история, принадлежность не к современности, а к прошлому как бы раздвигала границы его сознания, давая возможность объять необъятное. В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Это герой мыслящий и потому страдающий. Именно жажда познания, стремление увидеть самому род людской заставила Гарольда совершить столь опасное путешествие. Пожалуй, именно в этом наибольшее сходство героя с его создателем: познав себя, открыть для себя мир, а открыв мир, понять и свое место в нем. Образ Чайльд Гарольда раскрывается с двух точек зрения: через лирическое самовыражение героя, через его песни и музыку, а также через авторское повествование, субъективно-объективный авторский взгляд. Другой центральный образ – образ автора. Ему свойственна гуманистическая философия поэмы. Структурообразующий характер получает образ книги. Бытие трактуется автором как открытая книга. История отдельных стран и народов воспринимается в поэме как исторический текст, поданный с двух точек зрения: с точки зрения автора и с точки зрения героя. История Европы также передается через пересечение этих двух повествовательных дискурсов. Первая песнь открывается описанием Португалии. Ведущий конструктивный принцип – контраст. Автор подчеркивает контраст между совершенной природой и цивилизацией. Образ всепоглощающей грязи на улицах Лиссабона – символ разобщенности людей, состояние физического и нравственного хаоса. Перед Чайльд Гарольдом лежала живописная Европа, со всем ее ландшафтом. И в ландшафт все время (это очень характерно для Байрона) вплетается политика. Это чисто байроническое, потом много раз в литературе повторенное, сочетание живописных ландшафтов с высокой политикой. Байрон дает ландшафт всегда очень обостренно и индивидуально. Перед нами не природа вообще, а именно португальская, испанская, албанская. Главный герой резко индивидуален, так же индивидуален и пейзаж. Природа и пейзаж превращаются в некую метафору политики. По контрасту с Португалией дается Испания, которая оказывала сопротивление французским войскам во время войны с Наполеоном. Свободолюбивый дух Испании воплощается в двух символических героях: образ испанского пастуха, живущего на границе Португалии и Испании, и образ испанки-воительницы. Много места отводится культуре Испании: описаны песни и танцы. Автор передает национально-историческое мироощущение испанцев. Вторая песня посвящена описанию Греции и Албании. В ней формируется принцип историзма Байрона. Автор использует двойной хронотоп, который совмещает в себе прошлое и настоящее. Это совмещение совершается в сознании автора. Греция – колыбель современного искусства. Здесь зародились искусства и науки, западноевропейская цивилизация. В настоящее время Греция порабощена и входит в состав османской империи. По контрасту со смирением Греции описана Албания. Воинственность и врожденная гордость – предпосылки для возрождения страны, основы приобретения политической, культурной и национальной независимости. Первые две песни «Чайльд Гарольда» по форме напоминают и лирический дневник поэта-путешественника, и внутренний драматический монолог героя, вступающего в самостоятельную жизнь, и поэтическое эссе о судьбах народов Европы в период наполеоновских войн и национально-освободительных движений. В поэме поэт воссоздает сложный многомерный внутренний мир Гарольда и свой собственный, беседует с читателем о древних культурах и погибших цивилизациях, наслаждается картинами природы. Первая и вторая песни были завершены в 1810-е годы, третья и четвертая – в 1816-1818 годах. Восемь лет, отделяющие начальные песни от заключительных, вместили в себя важнейшие исторические события из жизни Европы и жизни самого автора. Поворотным событием в истории этого периода стало поражение Наполеона под Ватерлоо. В это время произошли и важные события в жизни самого Байрона. В 1815 году он навсегда покидает Англию. Третья песнь начинается и заканчивается обращением поэта к своей дочери. Дочурка Ада! Именем твоим В конце я песнь украшу, как в начале. В это обращение вписывается затем исторический текст: сражение под Ватерлоо, которое знаменует собой окончательное падение Наполеона. Также Ватерлоо становится символом абсурдности войны, современной истории, основанной на насилии. В третьей песне по-новому раскрывается принцип повествования. История и автор сближаются. Биография автора проецируется на современное трагическое состояние истории. Четвертая песня посвящена описанию Италии. Судьба современной Италии неотделима от судьбы красоты и искусства в современном мире. Современное искусство служит деньгам, оно покупается и продается. Возрождение мира видится в возрождении его духовных первооснов. В четвертой песне образ Чайльд Гарольда окончательно вытесняется образом автора-повествователя. Автор вступает в прямой диалог с современной историей. Эволюция автора видится в его приобщении к культуре стран Европы, духовым первоосновам жизни. Поэма представляет собой своеобразную романтическую энциклопедию жизни Европы начала XIX века. Автор много говорит о политике, истории, быте западноевропейских стран. Именно поэтому очень часто поэму «Чайльд Гарольд» называют грандиозной политической поэмой, в которой светится весь тогдашний политический мир со своими страстями, интересами. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского». |