Введение
Широкое внедрение новых
информационных технологий привело к развитию и усложнению школьного
курса информатики, и, как следствие, появлению новых дисциплин
предметной подготовки в образовательном стандарте по специальности
«030100-информатика (учитель информатики)». Одной из таких
дисциплин являются «Информационные системы». Анализ
государственного образовательного стандарта по специальности 030100
показывает, что основная цель данного курса - общее знакомство
студента с основными понятиями современной теории баз данных и
приобретение практических навыков в использовании распространенных
систем баз данных.
Одна из проблем, возникающих в процессе изложения данного курса,
является несоответствие предусмотренного стандартом времени
изучения фактической сложности материала. В связи с этим основная
ориентация сделана на краткое изложение наиболее общих теоретических
положений, что дает возможность в случае необходимости расширить и
углубить полученные знания с помощью специальной литературы,
например [11, 26, 27, 29, 34, 39, 41]. Большинство примеров в курсе
искусственно упрощено с целью лучшей демонстрации того или иного
материла.
Пособие состоит из семи глав. В первой главе излагаются основные
понятия теории баз данных и, прежде всего, понятие модели данных,
как интеллектуального средства анализа данных, понятия базы данных
(БД) и системы управления базами данных (СУБД), информационной
системы. В главах со второй по четвертую описаны известные модели
данных. Вторая глава посвящена модели данных «СУЩНОСТЬ-СВЯЗЬ»
(ER-модели), главным образом использующейся при ин- фологическом
моделировании. В третьей главе описываются идеи, положенные в основу
исторически первых появившихся СУБД-ориентированных моделей -
иерархической и сетевой. Самая объемная четвертая глава посвящена
наиболее часто используемой в настоящее время реляционной модели
данных, ее достоинствам и недостаткам. В пятой главе излагаются
вопросы, связанные с проектированием информационных систем,
основанных на базах данных, понятием объектно-ориентированных баз
данных, дан обзор наиболее распространенных СУБД. Отдельное внимание
уделено web-ориентированным системам и технологии ODBC.
Особенностью данного пособия является изложение, помимо
теоретического материала, и некоторых практических аспектов.
Седьмая глава этого пособия посвящены практикуму по использованию
различных приемов манипулирования данными и по созданию простейших
приложений баз данных в популярной СУБД MS Access
Важность отработки практических навыков работы с запросами
обусловлено тем, что создание запросов фактически является основой
работы практически с любой СУБД. Эти навыки будут полезны в будущем,
поскольку они не имеют отношение к какой-то одной конкретной
системе, которая может устареть. В качестве одного из примеров
исполнителя запросов выбран mySQL. Это обусловлено тем, что mySQL в
последнее время стал стандартной СУБД, используемой при создании
web-ориентированных информационных систем, и данные навыки в
дальнейшем значительно облегчат студенту освоение основ
web-программирования. Выбор же MS Access для демонстрации процесса
создания простого, но законченного проекта в среде баз данных,
обусловлен простотой и привычным для большинства пользователей
интерфейсом пользователя (MS Access является частью популярного
пакета MS Access).
Пособие может быть использовано при обучении по дисциплине «Управление
данными» в рамках направления подготовки бакалавров 230200.62 «Информационные
системы».
При подготовке курса использовалась многочисленная зарубежная и
отечественная литература, в которой излагается материал, имеющий
отношение к данной дисциплине. Значительная часть материала
заимствована из источников [15, 29], авторам которых мы приносим
свою благодарность.
Пособие может быть использовано при обучении по дисциплине «Управление
данными» в рамках направления подготовки бакалавров «230200 —
Информационные системы» |