Введение

Широкое внедрение новых информационных технологий привело к развитию и усложнению школьного курса информатики, и, как следствие, появлению новых дисциплин предметной подготовки в образовательном стандарте по специальности «030100-информатика (учитель информатики)». Одной из таких дисциплин являются «Информационные системы». Анализ государственного образовательного стандарта по специальности 030100 показывает, что основная цель данного курса - общее знакомство студента с основными понятиями современной теории баз данных и приобретение практических навыков в использовании распространенных систем баз данных.
Одна из проблем, возникающих в процессе изложения данного курса, является несоответствие предусмотренного стандартом времени изучения фактической сложности материала. В связи с этим основная ориентация сделана на краткое изложение наиболее общих теоретических положений, что дает возможность в случае необходимости расширить и углубить полученные знания с помощью специальной литературы, например [11, 26, 27, 29, 34, 39, 41]. Большинство примеров в курсе искусственно упрощено с целью лучшей демонстрации того или иного материла.
Пособие состоит из семи глав. В первой главе излагаются основные понятия теории баз данных и, прежде всего, понятие модели данных, как интеллектуального средства анализа данных, понятия базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД), информационной системы. В главах со второй по четвертую описаны известные модели данных. Вторая глава посвящена модели данных «СУЩНОСТЬ-СВЯЗЬ» (ER-модели), главным образом использующейся при ин- фологическом моделировании. В третьей главе описываются идеи, положенные в основу исторически первых появившихся СУБД-ориентированных моделей - иерархической и сетевой. Самая объемная четвертая глава посвящена наиболее часто используемой в настоящее время реляционной модели данных, ее достоинствам и недостаткам. В пятой главе излагаются вопросы, связанные с проектированием информационных систем, основанных на базах данных, понятием объектно-ориентированных баз данных, дан обзор наиболее распространенных СУБД. Отдельное внимание уделено web-ориентированным системам и технологии ODBC.
Особенностью данного пособия является изложение, помимо теоретического материала, и некоторых практических аспектов. Седьмая глава этого пособия посвящены практикуму по использованию различных приемов манипулирования данными и по созданию простейших приложений баз данных в популярной СУБД MS Access
Важность отработки практических навыков работы с запросами обусловлено тем, что создание запросов фактически является основой работы практически с любой СУБД. Эти навыки будут полезны в будущем, поскольку они не имеют отношение к какой-то одной конкретной системе, которая может устареть. В качестве одного из примеров исполнителя запросов выбран mySQL. Это обусловлено тем, что mySQL в последнее время стал стандартной СУБД, используемой при создании web-ориентированных информационных систем, и данные навыки в дальнейшем значительно облегчат студенту освоение основ web-программирования. Выбор же MS Access для демонстрации процесса создания простого, но законченного проекта в среде баз данных, обусловлен простотой и привычным для большинства пользователей интерфейсом пользователя (MS Access является частью популярного пакета MS Access).
Пособие может быть использовано при обучении по дисциплине «Управление данными» в рамках направления подготовки бакалавров 230200.62 «Информационные системы».
При подготовке курса использовалась многочисленная зарубежная и отечественная литература, в которой излагается материал, имеющий отношение к данной дисциплине. Значительная часть материала заимствована из источников [15, 29], авторам которых мы приносим свою благодарность.
Пособие может быть использовано при обучении по дисциплине «Управление данными» в рамках направления подготовки бакалавров «230200 — Информационные системы»