Социальный педагог в микрорайоне (по месту жительства)

Одна из практикуемых форм деятельности социального педагога в микрорайоне – это создание спортивных баз, культурных  и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства, создание различных объединений для совместного времяпрепровождения в выходные дни: походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.

Но! В современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьми и в школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Главным в этом единении является ребенок, личность. Такова практика социально-педагогических центров, комплексов Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других городов. Эксперимент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х годов с целью заполнить пробел во времени молодых людей с пользой. Для этого надо организовать, говорили спортивные функционеры, по месту жительства, в зонах отдыха, при спортивных сооружениях клубы – организации досуга молодежи. Началась компания по созданию этих клубов, выделены были средства в ЖКО для педагогов-организаторов. Инициативу подхватил комсомол: были организованы Всесоюзные турниры “Кожаный мяч”, “Золотая шайба”, “Оранжевый мяч” и др. Хорошая идея создания клубов по месту жительства с целью повышения массовости превратилась в подготовку спортивных резервов. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

В настоящее время социальный педагог в микрорайоне может иметь разные специализации, из особенностей которых вытекает соответствующая направленность его социально-педагогической деятельности:

социальный педагог - эколог;

социальный педагог - этнолог;

социальный педагог - валеолог;

социальный педагог - организатор физкультурно-массовой оздоровительной работы;

социальный педагог - организатор технического творчества детей.

Так, например, этапы деятельности социального педагога – организатора физкультурно-массовой оздоровительной работы в микрорайоне:

1 этап – социологический анализ микрорайона, предусматривающий выявление неблагополучных семей, подростков с девиантным поведением; оценка состояний спортивных сооружений. В течение определенного времени педагогу-организатору необходимо побывать в местах массовых игр детей, выяснить в личной беседе их отношение к физической культуре, к техническому творчеству.

2 этап - ознакомительные беседы с директорами школ, воспитателями дошкольных учреждений, учителями физической культуры, воспитателями внешкольной и внеклассной работы, с администрацией спортивных сооружений; работниками общественных организаций, милицией и т. д. Все это позволит решить первостепенную задачу – создание актива и общественного совета. На заседаниях совета рассматриваются и решаются разнообразные вопросы: планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, открытие секций и кружков, проведение соревнований и спортивных праздников, строительство игровых площадок и контроль за состоянием уже имеющихся и др. В своей работе педагог-организатор должен опираться на домоуправления, районные комитеты по физической культуре и другие организации.

3 этап - создание по месту жительства физкультурного коллектива.

Агитационно-пропагандистская работа социального педагога-организатора физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства имеет большое воспитательное значение. Формами агитационно-пропагандистской работы может быть наглядная агитация (плакаты, уголок физической культуры); просмотр научно-популярных и художественных фильмов, телепередач с последующим обсуждением, физкультурные праздники, спортивные соревнования и конкурсы, а также лекции, диспуты, консультации для детей и взрослых по вопросам физической культуры и спорта.

Социальный педагог в доме является своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями, социальными институтами: школой, дошкольными учреждениями, правоохранительными органами, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения. По мере необходимости он привлекает различные структуры социальной защиты: депутатов, специалистов-консультантов (психологов, медиков, юристов, органы охраны порядка).

Благодаря социальному педагогу в доме может быть устранен естественно целый ряд формально-отписочных, эпизодически возникающих вторжений в семью, раздражающих членов семьи и ничего не дающих ей в целом.

Взамен этого создается возможность опосредованных, заранее планируемых длительных и действенных мер, к числу которых относятся: налаживание контактов, изменение позиций членов семьи в системе семейных отношений, организация свободного времени, формирование разносторонних интересов, трудовой и познавательной активности, решение конкретных проблем, возникающих в повседневной жизнедеятельности семьи.

Повышение субъективной позиции семьи: успех этого определяется умением социального педагога подбирать актив в доме, создавать опору из числа самых заинтересованных, самых исполнительных жителей. Поле их деятельности – активное изучение социально-педагогических возможностей микрорайона, определение содержания социальной работы по месту жительства, активное влияние на неблагополучные семьи, поддержка и развитие социальных инициатив среди взрослых и детей.

Семья выступает как специфический объект социальных воздействий, когда педагогические усилия направляются на нейтрализацию ее отрицательного влияния на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социально значимых ценностей. Нельзя ждать, когда семья сама, добровольно и сознательно займется преодолением собственных трудностей, так как кризисы и противоречия, будучи затяжными, могут не осознаваться как опасные.

Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются [13]:

-  планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

-  помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

-  вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;

-  работа с неблагополучными семьями;

-  помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи в продаже квартиры за долги);

-  помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.