Социальный педагог в интернатных учреждениях

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. Социальный педагог в данном типе учреждений осуществляет:

-      сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

-     взаимодействие с судом, загсом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т. д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

-      обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т. д.;

-      обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

-      оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

-     связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

-     ведение картотеки на выпускников.

Самая первая и самая главная – это проблема работы с новичком. Социальный педагог помогает прижиться ребенку, освоиться. Для ребенка это процесс не простой. Важно расположить его к “дому”, к новому коллективу взрослых и детей. Это новый мир, новые отношения и, естественно, ребенок волнуется. Необходимо, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия, тепла, атмосферу заботы о его судьбе.

Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, когда за ними придет мама. Важно дать ребенку почувствовать, что он другим людям не безразличен.

Прибывающие подростки по семье не скучают, но также вначале не могут усвоить порядок и требования приюта, детского дома. Одни подростки, стремясь утвердиться, занимают позицию изолированности, стараются отгородиться ото всех. Другие – оказывают сопротивление требованиям коллектива приюта, третьи – демонстративно игнорируют эти требования, четвертые – настроены агрессивно ко всем и ко всему. Здесь главная особенность работы социального педагога – умение понять подростка, понять его судьбу, суметь убедить подростка, что его жизнь в приюте будет лучше, то есть настроить на оптимизм. Поэтому спокойное и доброжелательное отношение социального педагога к ребенку, к подростку может растопить лед первых дней его пребывания в приюте.

Трудовое воспитание – важный элемент в реабилитации детей и подростков. Постепенно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производственный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной.

Социальный педагог знает интересы, потребности, способности, мотивы поведения, психологические особенности любого ребенка. Педагог внушает уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни. Он знает все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на любого подростка.