4. Планы лекционных, семинарских и практических занятий
Занятия №№ 1, 2. Лекции по теме: Введение в социальную работу (4 часа)
План: 1. Предмет и задачи курса.2. Социальная работа как феномен современного мира. Понятие социальной работы как теории и практической деятельности в современном мире.3. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности.4. Исторические вехи развития социальной работы в «старой» и «новой» России. 5. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире. Международный опыт практической социальной работы. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть I. Общие основы: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 236 с. – С. 6-8, 86-143, 146-233. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 5. Тетерский С.В. введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000. Задания для самостоятельной работы: 1. В словарь выписать определения термина «социальная работа» разных авторов из рекомендуемой литературы. 2. Подготовить реферат на одну из тем по истории социальной работы в России и за рубежом (см. п.5 данного пособия).
Занятие № 3. Лекция по теме: История и типология теорий социальной работы (2 часа)
План: 1. Типы теорий и моделей социальной работы и история их развития: философско-гуманистическая, морально-терапевтическая, психодинамическая, валеологическая, педагогическая, марксистская, социально-радикальная, когнитивная модели. 2. Современная классификация теорий и моделей социальной работы: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, социально-педагогические, комплексно-ориентированные (“модель жизни” экологической теории, экзистенциальная модель, гуманистическая модель, ролевая теория и др.). Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть I. Общие основы: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 236 с. – С. 51-55. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Задания для самостоятельной работы: На основе лекционного и дополнительного материала заполните следующую таблицу:
Занятия №№ 4, 5. Лекции по теме: Социальная работа как наука (4 часа)
План: 1. Сущность социальной работы как принципиально нового научного направления. 2. Социономия – теория социальной работы. Объект и предмет социальной работы. Понятийно-категориальный аппарат социономии. 3. Закономерности теории социальной работы. 4. Основные принципы социальной работы. 5. Уровни социальной работы. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть I. Общие основы: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 236 с. – С. 9-22. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Задания для самостоятельной работы: 1. Заполните следующую таблицу: Термины и категории социальной работы и социальной педагогики
2. Подготовить устный материал (доклад) к семинарским занятиям по указанным вопросам (см. занятия №№ 6, 7).
Занятия №№ 6, 7. Семинары по теме: Социальная работа в системе наук (4 часа)
План: 1. Предмет и проблематика философии социальной работы. Социально-философские проблемы социальной работы. 2. Социальная работа и культурология. 3. Роль социологии в организации социальной работы. Социология в обучении специалистов по социальной работе. 4. Социальная работа и социальная политика. 5. Взаимосвязь психологии и социальной работы. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе. 6. Социальная работа и конфликтология. 7. Социальная работа и валеология. 8. Педагогический компонент в социальной работе. 9. Социальная работа и социальная информатика. 10. Социальная работа и религия. 11. Системный подход и системный анализ в социальной работе. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть I. Общие основы: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 236 с. – С. 23-48. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 5. Тетерский С.В. введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу по взаимосвязи социальной работы с другими науками на следующем примере:
Занятие № 8. Лекция по теме: Социальная работа как профессиональная деятельность в свете социальной политики государства (2 часа)
План: 1. Социальная работа как отражение целей социальной политики государства. Социальная работа как механизм реализации социальной политики: соцобслуживание, соцобеспечение, соцзащита и др.2. Понятие профессиональной деятельности. Социальная работа как профессия.3. Взаимосвязь профессиональной и непрофессиональной социальной работы.Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарским занятиям по указанным вопросам (см. занятия №№ 9, 10).
Занятия №№ 9, 10. Семинары по теме: Особенности социальной работы как непрофессиональной деятельности (4 часа)
План: 1. Филантропический подход к социальной работе.2. Понятие непрофессиональной (добровольческой) деятельности.3. Волонтерство в социальной работе.4. Социальная работа в религиозных (конфессиональных) организациях.Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть I. Общие основы: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 236 с. – С. 73-76. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 5. Тетерский С.В. введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000. Задания для самостоятельной работы: 1. Найдите из СМИ материал, демонстрирующий примеры волонтерства детей, молодежи, взрослых людей. 2. Решите следующую ситуацию: Какие нормативно-правовые документы препятствуют возникновению и деятельности сектантских групп? Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными? Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности? Какую работу предстоит провести социальному педагогу в приведенном ниже случае? Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог после того, как совершит … убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом, дождались, пока он уснет, и начали свой кровавый обряд. Они достали 2 ритуальных ножа. Запястья рук и голову жертвы сатанисты повязали черными лентами, расписанными бесовскими символами. Закончив все приготовления, Сатан вместе со своим учеником взялись за ножи и несколько раз ударили Юрия А. в грудь. Тело злодеи кинули в болото рядом с прудом, символизирующее, по учению мистиков, преддверие ада. Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники милиции. 3. Подготовить устный материал (доклад) к семинарским занятиям по указанным вопросам (см. занятия №№ 11, 12).
Занятия №№ 11, 12. Семинары по теме: Социальный работник и его клиент как субъекты взаимодействия(4 часа)
План: 1. Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника и индивида, имеющего проблему на уровне социальных, ментальных, психоментальных связей с обществом, группой или самим собой. 2. Клиент как объект познания социальным работником. 3. Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер. Понятие "социальная проблема": базисные концепции. Противоречия как основная причина возникновения проблем. 4. Типология социальных проблем и их место в социальной работе. 5. Понятие и виды ресурсов. 6. Социальный работник как субъект помощи. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе. 7. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества. Этический и профессиональный кодекс социального работника. 8. Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования. 9. Профессиональные риски в социальной работе Литература: 1. Кан А. Социальные проблемы: теории и определения // Энциклопедия социальной работы. Т. 3. – М., 1994. 2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 3. Основы социальной работы. Часть I. Общие основы: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 236 с. – С. 56-60. 4. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 5. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
Занятие № 13. Лекция по теме: Технология социальной работы как наука о социальном воздействии(2 часа)
План:1. Социальное воздействие: сущность и содержание. 2. Виды и формы социального воздействия в социальной работе. 3. Понятие технологии и социальной технологии. 4. Технология социальной работы как система приемов и средств социального воздействия. Литература: 1. Алгеброва И.Ф. Социальные технологии: теория и практика //Социальная работа: история, теория и технология. – Ярославль, 1997. 2. Данакин Н.С. Социальная работа как содействие в решении жизненных проблем (технологический аспект) // Проблемы социальной работы в России. – М., 1995. 3. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. 4. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 5. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 6. Социальное управление. Словарь. – М., 1994. 7. Социальные технологии. Толковый словарь. – М. – Белгород, 1995. 8. Теория и практика социальной работы. – М., 1993. 9. Топчий Л.В. Проблемы социального обслуживания в России – достижения и "черные дыры" // Ученые записки. – 1996. – № 3.
Занятие № 14. Лекция по теме: Технологический процесс: сущность и содержание (2 часа)
План: 1. Социальная технология: понятие, типы и виды. 2. Социальная работа как один из видов социальных технологий. 3. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Основные этапы технологического процесса. 4. Технологичность и творчество в социальной работе. Литература: 1. Афанасьев В.Г Общество: системность, познание и управление. – М., 1981. 2. Данакин Н.С. Социальная работа как содействие в решении жизненных проблем (технологический аспект) // Проблемы социальной работы в России. – М., 1995. 3. Дорш Д.А. Управление социальными процессами на селе: диагностика и пути оптимизации. – М., 1994. 4. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М., 1994. 5. Попов А.М. Социальное обслуживание как новый сектор социальной сферы // Ученые записки. – 1996. – № 3. 6. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 7. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 8. Теория и методика социальной работы. – М., 1994.
Занятие № 15. Лекция по теме:Типология технологий социальной работы (2 часа)
План:1. Факторы, определяющие многообразие социальных технологий. 2. Принципы и критерии классификации технологий социальной работы. 3. Характеристика основных типов технологий социальной работы: функциональные технологии; инновационные технологии; технологии разрешения противоречий и конфликтов. Литература: 1. Афанасьев В.Г Общество: системность, познание и управление. – М., 1981. 2. Карлоф Б. Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы. – М., 1991. 3. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М., 1982. 4. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М., 1976. 5. Социальная работа: история, теория и технология. – Ярославль. 1997. 6. Теория и методика социальной работы. – М., 1994. Задания для самостоятельной работы: 1. На основе изученного материала заполните таблицу по типологии технологий социальной работы.
2. Подготовить реферат на одну из предлагаемых тем (см. п.4 пособия).
Занятие № 16. Лекция по теме: Целеполагание и его значение в технологии социальной работы (2 часа)
План:1. Цель и ее значение в деятельности: сущность, принципы и содержание целеполагания в социальной работе. 2. Целесообразность как технологический принцип социальной работы. Соотношение цели и способов ее достижения в практике социальной работы. 3. Творческий подход к выбору форм и методов социальной работы. Литература: 1. Акофф Р. О целеустремленных системах. – М., 1974. 2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М., 1981. 3. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизм формирования. – М., 1988. 4. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. – М., 1982. 5. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М., 1988. 6. Слепенко И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М., 1990. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 17).
Занятие № 17. Семинар по теме: Социальная диагностика (2 часа)
План: 1. Сущность социальной диагностики: диагноз социальной ситуации, процесса или проблемы. Цели социального диагноза и его основные этапы. 2. Место и роль социальной диагностики в социальной работе. 3. Принципы и основные методы осуществления социального диагностирования. 4. Система методов социальной диагностики и их значение в социальной работе (аналитические методы; сравнительные методы; прогностический метод). Литература: 1. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. – М., 1993. 2. Аминов Н.А., Суслаков Б.А. Диагностика в социальной работе // Российская Энциклопедия социальной работы. – М., 1997. 3. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. – № 1. 4. Жуков В.И., Петровский Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении // Специальный практикум по социальной психологии. – М., 1990. 5. Келасьев В.Н., Яковлева И.В., Полуэктова Н.М., Старков Н.В. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. – М., 1994. 6. Кондратьев М.Ю., Беличева С.А и др. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. – М., 1993. 7. Методика социально-психологической диагностики личности и группы. – М., 1990. 8. Ниренберг Д, Калеро Т. Читать человека как книгу. – М., 1990. 9. Нортен Х. Социальный диагноз // Энциклопедия социальной работы.– М., 1994. – Т.4. С. 286 – 292. 10. Полуэктова Н.М., Яковлева И.В. Проблемы диагностики профессиональной пригодности к социальной работе // Вестник СПбГУ. Сер.6, Философия, политология, социология. – 1994. – Вып. 3. – № 20. 11. Щербина В.В. Социологическая диагностика (специфика, типы, функции, структура) // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. – 1995. – № 4. – С.83 – 95. Задания для самостоятельной работы: На основе изученного материала заполните таблицу по типологии диагностических методов социальной работы.
Занятие № 18. Лекция по теме: Социальная экспертиза (2 часа)
План: 1. Понятие социальной экспертизы, её назначение и функции. 2. Характеристика субъектов экспертных оценок, процедура их отбора. 3. Организационные модели социальной экспертизы («рецензия», «мониторинг», «проект»). Этапы работы экспертов. 4. Эффективность социальной экспертизы. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть II. Технологии: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 90 с. – С. 73-76. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 5. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Занятие № 19. Лекция по теме: Социальная профилактика (2 часа)
План: 1. Основные принципы профилактики кризисных состояний личности и девиантного поведения: а - информационно-просветительский подход; б - социологический подход; в - медико-психологический подход. 2. Технология социально-профилактической работы по месту жительства и на производстве. 3. Социологический анализ жизнедеятельности граждан по месту жительства и на производстве как исходный этап организации социально-профилактической работы. Литература: 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994. 2. Блум М. Профилактика в социальной работе // Энциклопедия социальной работы. – М., 1994. – С. 369–375. 3. Брахт Н. Профилактика в здравоохранении // Энциклопедия социальной работы. – М., 1994. – С. 365–369. 4. Климова С.Г. Контроль отклоняющегося поведения со стороны государства и общества // Социс. – 1990. – № 10. 5. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки. – 1996. – № 3. 6. Проблемы борьбы с девиантным поведением. – М., 1989. 7. Смелзер Н.Д. Девиация и социальный контроль // Социс. – 1992. – № 1. 8. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. – М., 1990. 9. Социальная работа и обеспечение занятости как профилактика девиантного поведения молодежи: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 21-22 мая 1996 г. / [Редкол.: Василенко А.В. (отв. ред.) и др.]. – Волгоград: Перемена, 1996. 10. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 11. Теория и методика социальной работы. – М., 1994. 12. Учитель – социальный педагог – социальный работник и их практическая деятельность. – Тамбов, 1997.
Занятие № 20. Лекция по теме: Социальная терапия и методика ее осуществления (2 часа)
План:1. Социальная терапия – основа практики социальной работы: сущность социальной терапии и ее разновидности. – когнитивная терапия, ее модели; – гештальт-терапия; – психотерапия. 2. Методы социальной терапии. 3. Основные принципы выбора методов и форм воздействия при оказании социальной помощи. Литература: 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994. 2. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. – СПб., 1995. 3. Линнеер-Аксельсон Б., Тюледгорс И. Психосоциальная помощь населению. – М., 1994. 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. Практические советы. – М., 1990. 5. Пил Н. Спасательный круг. – М., 1994. 6. Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. 7. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 1 –3, 1994. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 21).
Занятие № 21. Семинар по теме: Психотерапия и психокоррекция в социальной работе (2 часа)
План:1. Поведение в состоянии "психологического тупика". 2. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач. 3. Основные направления современной психотерапии: – гуманистическая психотерапия К. Роджерса; – гештальттерапия; – НЛП. 4. Саморегуляция во взаимодействии с клиентом. 5. Психокоррекционные методы решения проблем клиента. Психокоррекционные программы. Литература: 1. Бэндлер Р., Гриндер Д. Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж, 1993. 2. Введение в практическую социальную психологию. – М., 1997. 3. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – СПб., 1995. 4. Кондратьев М.Ю., Беличева С.А и др. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. – М., 1993. 5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. 6. Эриксон М. Мой голос останется с вами. – М., 1995.
Занятие № 22. Лекция по теме: Социальная адаптация (2 часа)
План: 1. Социальная адаптация и ее место в социальной работе. 2. Виды социальной адаптации: – функциональная; – организационная; – ситуативная; – девиантная. 3. Технология регулирования процессов социальной адаптации. Основные этапы технологического процесса воздействия на личность, группу в решении задач социальной адаптации. Литература: 1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и ее компенсация. – М., 1976. 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. 4. Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. – 1994. – № 8-9. 5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.В. Особенности производственной адаптации индивидов // Социс. – 1985. – № 5. 6. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. – М., 1987. 7. Марковкина С. Г. Особенности адаптации пожилых // Социс. – 1997. – № 12. – С.48-50. 8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. 9. Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков / Ред. С.В. Дармодехин и др. – М., 1997. 10. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
Занятие № 23. Лекция по теме: Социальная реабилитация (2 часа)
План: 1. Социальная реабилитация, понятие, сущность, принципы социальной реабилитации. 2. Виды социальной реабилитации: – медицинская; – психолого-педагогическая; – социально-бытовая. 3. Формы и методы социальной реабилитации, применяемые в практике социальной работы: – психолого-педагогические; – социально-педагогические; – игротерапия; – трудотерапия. Литература: 1. Бутузова С.Б., Веденеева Т.П., Глембоцкая Г.Т., Дементьева Н.Ф. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. – М., 1997. 2. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. – № 1. 3. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Руководство для подготовки социальных работников. – М., 1996. 4. Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997. 5. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 6. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении. – М., 1996. 7. Шапкина Н.В. Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Саратов, 1997. 8. Энциклопедия социальной работы. В 2 т. – М., 1994.
Занятие № 24. Лекция по теме: Социальное консультирование (2 часа)
План: 1. Социальное консультирование: понятие и типы. 2. Принципы социального консультирования. 3. Техники консультирования. 4. Особенности коммуникация с "трудным" клиентом. Литература: 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994. 2. Антология социальной работы. В 2 т. – М., 1995. 3. Макаревич В.Н. Чаепитие в зазеркалье (из опыта управленческого консультирования) // Социс. 1991, № 12. 4. Меновщипов В.Ю. Особенности дистантного консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997, № 1. 5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1992. 6. Роберт М.А. Тльман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988. 7. Семья в психологической консультации. – М., 1989. 8. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 9. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. Т 1. М., 1992. 10. Шульман Л. Консультация // Энциклопедия социальной работы. – М., 1994. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 25).
Занятие № 25. Семинар по теме: Техники социального консультирования (2 часа)
План: 1. Тренинг техники консультирования. 2. Консультирование по «Телефону доверия». 3. Коммуникативные навыки в социальной работе. Содержательные характеристики социальной коммуникации. Компетентность общения в коммуникативных профессиях. Литература: 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994. 2. Меновщипов В.Ю. Особенности дистантного консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. – № 1. 3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1992. 4. Семья в психологической консультации. – М., 1989. 5. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 6. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. Т 1. – М., 1992. 7. Шульман Л. Консультация // Энциклопедия социальной работы. – М., 1994.
Занятие № 26. Лекция по теме: Социальное посредничество (2 часа)
План: 1. Посредничество как метод социальной работы: история и цели. 2. Принципы и функции посредничества. 3. Этапы посреднического процесса. 4. Техники посредничества. Литература: 1. Вейссман Э. Посреднические услуги в социальной работе // Энциклопедия социальной работы.– М., 1994. Т. 2. 2. Левинсон Р. Информационные и справочные услуги // Энциклопедия социальной работы. – М., 1984. Т. 1. 3. Мердак А. Ресурсы клиента: мобилизация и координация // Энциклопедия социальной работы. – М., 1984. Т. 3. 4. Рубин А. Персональное комплексное обслуживание // Энциклопедия социальной работы. – М., 1984. Т. 2. 5. Сипорин М. Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению // Энциклопедия социальной работы. – М., 1984. Т. 3. 6. Скуч Д. Информационные системы в агентствах // Энциклопедия социальной работы. – М., 1984. Т. 1. 7. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Занятие № 27. Лекция по теме: Основные и вспомогательные средства социального воздействия (2 часа)
План: 1. Понятие инструментария в технологиях социальной работы и его виды. 2. Характеристика основных видов инструментария социальной работы. 3. Основные способы социальной регуляции в социальной работе (ценностные ориентации, нормы, традиции и ритуал, оценка и стимулирование). Литература: 1. Баркер Р. Словарь социальной работы. – М., 1994. 2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978. 3. Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. – Минск, 1987. 4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986. 5. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979. – С. 252 – 267. 6. Кондратьев М.Ю., Беличева С.А и др. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. – М., 1993. 7. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ССА.– № 4 (19). – М., 1969. – № 40. 8. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. – М., 1991. 9. Паламарь А. Мудрость общения. – М., 1990. 10. Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979. 11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 1979. 12. Социальные службы помощи детям и молодежи. – Екатеринбург. 1993. 13. Сулейманова Л.А. Ценностные ориентации личности и регуляция взаимоотношений в контактных группах. – Баку, 1989. 14. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. 15. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 97 – 99.
Занятие № 28. Лекция по теме: Метод групповой работы (2 часа)
План: 1. Понятие и назначение метода. 2. Факторы, способствующие и препятствующие групповой работе. 3. Организация содержательной работы. Этапы. 4. Аксикреация: переосмысление жизненных ценностей. 5. Результаты групповой работы. Литература: 1. Ерасова П.Б, Калькова В.Л, Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы // Реферативный журнал. Серия 11. Социология. 1994. – № 3. 2. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. – М., 1994. 3. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социс. 1993. – № 11. 4. Миддлмэн Р.Р., Гольдберг Г.С. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы.– М., 1994. – Т 3. 5. Роджерс К. О групповой психотерапии. – М., 1993. 6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993. 7. Синк Д. Управление производительностью. – М., 1989. 8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Занятие № 29. Лекция по теме: Социальное прогнозирование (2 часа)
План: 3. Понятие и назначение социального прогнозирования, его цель, функции. 4. Основные виды прогнозирования. 5. Основные этапы прогнозирования. Результативность. Литература: 6. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 7. Основы социальной работы. Часть II. Технологии: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 90 с. – С. 29-31. 8. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 9. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
Занятия № 30, 31. Лекции по теме: Социальное проектирование (4 часа)
План: 1. Понятие и назначение социального проектирования, его цель, функции. 2. Основные элементы проектной деятельности: социальная система, субъекты и объекты проектирования, социальная технология, условия проектирования. Проектный фон. 3. Основные методы проектирования. 4. Жизненный цикл проекта. Основные этапы проектирования. Результативность. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть II. Технологии: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 90 с. – С. 32-36. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
Занятие № 32. Лекция по теме: Технология программно-целевого проектирования (2 часа)
План: 1. Роль программно-целевого проектирования в социальной работе. 2. Основные принципы прогнозного проектирования. 3. Оценка текущего состояния социального объекта, потенциала его развития. Методики матрицирования. 4. Тренинг разработки программы решения социальных проблем. 5. Технология контроля за реализацией программы. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Занятие № 33. Лекция по теме: Технология социального контроля (надзора) (2 часа)
План: 1. Роль социального надзора в социальной работе, его функции. 2. Объекты и субъекты социального надзора. 3. Виды социального надзора. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть II. Технологии: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 90 с. – С. 69-72. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
Занятие № 34. Лекция по теме: Социально-экономические методы технологии поддержки населения и технологии медико-социальной работы (2 часа)
План: 1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы. 2. Принципы и основные экономические методы решения социальных задач на макроуровне. 3. Субъекты, объекты и виды социально-экономической поддержки населения. 4. Понятие, цель, функции медико-социальной работы. 5. Субъекты, объекты и виды медико-социальной работы (профилактической и патогенетической направленности). 6. Медико-социальная работа в наркологии, онкологии. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Решите следующую ситуацию: В городе появились 2 мошенницы, которые под видом страховых агентов входят в доверие к пенсионерам и забирают у них ценные вещи. Вчера в милицию поступило 2 заявления от родственников пострадавших старушек 76 и 80 лет. К ним домой вечером пришли незнакомые женщины, назвавшиеся работниками соцстраха. Пока одна мошенница отвлекала пенсионерок беседой, обещая помощь в получении страховых полисов, ее сообщница украла золотые ювелирные изделия. Каким образом можно избежать подобного мошенничества? Составьте памятку пожилым людям, пользующимся услугами социальных служб. Разработайте специальные документы, удостоверяющие личность помощника социального работника.
Занятие № 35. Лекция по теме: Технологии социальной работы с семьей (2 часа)
План: 1. Сущность социальных проблем современной семьи. 2. Предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей. 3. Технологии социальной работы с семьей. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей. 4. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям и механизмы ее реализации. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000. 5. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: 1. Заполните таблицу «Социальные службы семьи».
2. Решите следующую ситуацию: Может ли эта семья рассчитывать на официальную помощь со стороны государственной системы социальной защиты? Разработайте план работы с семьей. «Оказалась я в очень тяжелом положении и не знаю, как выкарабкаться. Своих сил у меня уже не осталось, я совсем упала духом и нахожусь в отчаянии. Я одна воспитываю троих детей, но с этим бы я справилась. Только год назад у нас сгорел дом, и до сих пор у нас его нет. Районные власти не в состоянии решить наш вопрос. Сейчас мы живем на квартире у родственников, и нас просят подыскивать другое жилье. Снять квартиру мы не в состоянии, купить – тем более. Нам некуда идти. Я устала от беспредельных скитаний и унижений. Может, кто-нибудь сможет нам помочь или кто-нибудь посоветует, как нам жить?»
Занятие № 36. Лекция по теме: Технологии социальной работы с женщинами (2 часа)
План: 1. Сущность и эволюция «женского» вопроса. Специфика социальных проблем российских женщин. 2. Технологии социальной работы с женщинами. Социальные службы для женщин. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Социальные службы для женщин».
Занятие № 37. Лекция по теме: Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2 часа)
План: 1. Пожилые люди как социальная общность. 2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми. Медико-социальная реабилитация, социальное обслуживание и обеспечение, социальное попечительство над пожилыми людьми. 3. Деятельность социальных служб для пожилых людей в России. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Социальные службы для пожилых людей».
Занятие № 38. Лекция по теме: Технологии социальной работы с инвалидами (2 часа)
План: 1. Инвалидность и её виды. 2. Правовые основы социальной защиты инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. 3. Основное содержание и виды реабилитации инвалидов. 4. Деятельность социальных служб для инвалидов в России. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Социальные службы для инвалидов».
Занятие № 39. Семинар по теме: Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками (2 часа)
План: 1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками. Учреждения и организации по работе с дезадаптированными детьми и подростками. Индивидуальная программа реабилитации. 2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Тетерский С.В. введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000. 5. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Социальные учреждения, организации и службы для дезадаптированных детей и подростков».
Занятие № 40. Семинар по теме: Технологии социальной работы с молодежью (2 часа)
План: 1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика. 2. Технологии социальной работы с молодежью. 3. Структура, задачи деятельности социальных служб для молодежи в России. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу «Социальные службы для молодежи».
Занятие № 41. Лекция по теме: Технологии социальной работы с мигрантами, беженцами и национальными меньшинствами (2 часа)
План: 1. Сущность и структура современных миграционных процессов. 2. Организационные и технологические подходы к социальной работе с мигрантами. 3. Содержание социальной работы в разрешении проблем межэтнических отношений и технология социальной работы с национальными меньшинствами. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Тетерский С.В. введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000. 5. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: 1. Заполните таблицу «Социальные службы для мигрантов и беженцев».
2. Решите следующую ситуацию: Вера из Еревана. У нее двое детей – двух лет и 10 месяцев. Муж уехал в Грецию, и Вера ничего о нем не знает. Она говорит о пугающих телефонных звонках по ночам, обрезанных проводах, скандалах на лестничной площадке. Работы она лишилась. Ехать в Россию! Квартиру Вера оставила соседу, который помог собрать контейнер и отправил его. Однако контейнер в Россию не пришел. Где он пропал, Вера так и не узнала. Она с детьми – у разбитого корыта. Нет у нее ни квартиры, ни вещей. Ютится с детьми у родственников в Подмосковье. Надо было видеть, как Вера записывала некий адрес в Челябинской области, где, кажется, будет работа и жилой угол. Вера была заметно оживлена: хоть что-то обещают. И не было у нее страха, что зимой с двумя малолетними детьми, без вещей ей придется ехать на Урал, не зная, что ее ждет на новом месте. Разработайте систему реабилитационно-профилактических мероприятий с людьми, которые были вынуждены покинуть места прежнего проживания. 3. Подготовьте устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 42).
Занятие № 42. Семинар по теме: Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями (2 часа)
План: 1. Специфика социальных проблем военнослужащих. 2. Технологии социальной работы с военнослужащими. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 43).
Занятие № 43. Лекция по теме: Технологии социальной работы в системе образования и здравоохранения (2 часа)
План: 1. Роль и место социального работника в образовании. 2. Технологии социальной работы в образовании. 3. Социальная работа в здравоохранении и медико-социальная работа. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 4. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 44).
Занятие № 44. Семинар по теме: Технологии социальной работы в сфере занятости населения (2 часа)
План: 1. Социальное измерение проблемы занятости населения. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. 2. Государственная политика в области занятости населения. 3. Деятельность служб занятости с различными категориями населения: безработными, инвалидами, молодежью. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 45).
Занятие № 45. Семинар по теме: Технологии социальной работы в сельской местности (2 часа)
План: 1. Роль и место социального работника на селе. 2. Содержание и технологии социальной работы на селе. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Занятие № 46. Лекция по теме: Управление социальной работой (2 часа)
План: 1. Понятие и основные направления социального управления. Функции социального управления. 2. Общее понятие и составляющие эффективности. 3. Эффективность, социальные нормы и потребности.
Показатели и индикаторы эффективности социальной работы, методики её оценки. Литература: 4. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 5. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. Задания для самостоятельной работы: Подготовить устный материал (доклад) к семинарскому занятию по указанным вопросам (см. занятие № 47).
Занятие № 47. Семинар по теме: Оценка эффективности социальной работы (2 часа)
План: 1. Показатели и индикаторы эффективности социальной работы. 2. Методики оценки эффективности социальной работы: параметрический метод, метод факторов эффективности / неэффективности, метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей клиента. Литература: 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 2. Основы социальной работы. Часть II. Технологии: Учебное пособие / Авт. – сост. Г.Ю. Титова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 90 с. – С. 85-89. 3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Занятие № 48. Практическое занятие по теме: Оценка эффективности социальной службы (2 часа)
План: 1. Тренинг оценки эффективности социальной службы. 2. Оценка эффективности конкретной социальной службы (по парам или микрогруппам). Литература: 1. Задачи местных органов власти в построении современной модели оказания психолого-педагогических и медико-социальных услуг семьи и подростков: Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск: СибАГС, 2003. 2. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: «ВЛАДОС», 2001. 3. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. 4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: «Академический Проект», 2000.
|