Элементы комбинаторики

В математике и ее приложениях часто приходится иметь дело с различного рода множествами и их подмножествами: устанавливать связь между элементами каждого из них, определять число множеств или их подмножеств, обладающих определенными свойствами.
Комбинаторика занимается задачами размещения объектов в соответствии со специальными правилами и нахождения числа способов, которыми это размещение может быть сделано. Если способы размещения достаточно простые, то комбинаторика дает ответ на вопрос о количестве возможных размещений. В более сложных задачах ставится вопрос о существовании заданного размещения. Мы будем изучать основные понятия комбинаторики, к которым относятся перестановки, размещения и сочетания.
Правила суммы и произведения. Дерево всевозможных вариантов.
Начнем рассмотрение этого материала с задач:
Задача 1. В магазине есть 5 различных видов коробок конфет и 4 коробки печенья. Сколькими способами можно составить набор, состоящий из коробки конфет и печенья?
Для ответа на эти вопросы обратимся к правилу произведения.
Правило произведения: Пусть x принимает одно из n значений X x {a1, a2, …, an} , y принимает одно из m значений y x {b1, b2, …, bm}. Тогда для построения упорядоченной пары существует m x n способов.
Так как всего в таблице m x n клеточек, ответ очевиден.

x

y

a1

a2

a3

an

b1

(a1,b1)

(a2,b1)

(a3,b1)

(an,b1)

b2

(a1,b2)

(a2,b2)

(a3,b2)

(an,b2)

b3

(a1,b3)

(a2,b3)

(a3,b3)

(an,b3)

bm

(a1,bm)

(a2,bm)

(a3,bm)

(an,bm)

Решение (задача 1): Одну коробку конфет можно выбрать 5-ю способами, а печенье – 4-мя. Применяя правило произведения, получим: 45=20.
Правило произведения для двух независимых испытаний удобно показывать, используя прямоугольники, разбитые на квадратики, или прямоугольные таблицы. Но если проводятся три испытания, то для иллюстрации надо использовать и длину и ширину, и высоту, и на картинке получится прямоугольный параллелепипед, разбитый на кубики. Когда мы имеем дело с четырьмя испытаниями, то для рисунка нам просто не хватит измерений. (Окружающее нас пространство трехмерно).
Оказывается, правило умножения для трех, четырех и т.д. испытаний можно объяснить, не выходя за рамки плоскости, с помощью геометрической модели, которую называют деревом всевозможных вариантов. Она, во-первых, наглядна как всякая картинка, и, во-вторых, позволяет все учесть, ничего не упустив.
Рассмотрим Задачу 2: Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде трех горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой, отличный от других флаг?
Решение (задача 2):
Будем искать решение с помощью дерева возможных вариантов (Рис 12). Посмотрим на его левую «веточку», идущую от флага, пусть верхняя полоса – белого цвета, тогда средняя полоса может быть либо синей, либо красной, а нижняя соответственно, красной или синей. Получилось два варианта цветов полос флага: белая, синяя, красная и белая, красная, синяя.
Пусть теперь верхняя полоса – синего цвета, это вторая «веточка». Тогда средняя полоса может быть белой или красной, а нижняя – соответственно, красной или белой. Получилось еще два варианта цветов полос: синяя, белая, красная и синяя, красная, белая.
Аналогично рассматривается случай для верхней полосы красного цвета. Получится еще два варианта: красная, белая, синяя и красная, синяя, белая полосы флагов. Всего 6 комбинаций.

Рассмотрим Задачу 3: На тарелке лежат 5 яблок и 4 апельсина. Сколькими способами можно выбрать один плод?

Для решения этой задачи, обратимся к правилу суммы.
Правило суммы: Если объект A можно выбрать m способами, а объект B – k способами, то выбор «либо A, либо B» можно осуществить m + k способами.

Решение (задача 3): по условию задачи яблоко можно выбрать пятью способами, апельсин – четырьмя. Так как в задаче речь идет о выборе «либо яблоко, либо апельсин», то его, согласно правилу суммы, можно осуществить 5+4=9 способами.
Размещение, сочетание, перестановка.
Для изучения таких понятий как размещение, сочетание, перестановка нам понадобится познакомиться с таким числом как факториал. Число факториал было введено математиками искусственно, для упрощения выражения.
Произведение первых подряд идущих n натуральных чисел договоримся обозначать через n! (читать: n-факториал), т.е.


  

0!=1
1!=1
2!=1∙2=2
3!=1∙2∙3=6
4!=1∙2∙3∙4=24 и т.д.
Рассмотрим произвольное n-элементное множество. Пусть 0<k<n, тогда произвольное k-элементное подмножество, в котором важен порядок расположения элементов, называется k-элементным размещением. Количество всех k-элементных размещений на n-элементном множестве и обозначается.

Теорема:

 

 

Доказательство
Рассмотрим n-элементное множество A = {a1, a2, a3,…, an}.
1) Берем первый элемент a1, для него существует n способов выбора;
2) для второго элемента a2 существует способов выбора. По правилу произведения пару (a1, a2) можно выбрать способами;

3) для третьего элемента a3 существует  способа выбора;
(a1, a2, a3) \Rightarrow \!\, ;
4) для k-того элемента ak существует  способа выбора
(a1, a2, a3, …, ak) \Rightarrow \!\, ;
5) получим, что упорядоченный набор из k элементов можно выбрать:
умножим и разделим произведение на и по определению факториала получим формулу.Что и требовалось доказать.

Решение задачи:

Если k=n, то k-элементное размещение называется перестановкой для n-элементного множества. Количество всех перестановок на n-элементном множестве обозначается или: Упорядоченную выборку элементов из некоторого множества будем называть перестановкой.
Теорема:Без доказательства.

Рассмотрим Задачу 4: Имеется пять различных цифр: {1,2,3,4,5}. Сколько различных 5-тизначных чисел с помощью них можно построить.
Решение (задача 4):

K-элементное подмножество n-элементного множества называется сочетанием, если порядок расположения элементов не важен. Количество всех k-элементных сочетаний на n-элементном множестве обозначаетсяТеорема:
Без доказательства.