ПРИЛОЖЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

авторитарный характер – термин, введенный Э. Фроммом, означает комплекс садо-мазохистских черт личности, проявляющихся в стремлении к подчинению и господству. Сущность садизма состоит в стремлении к власти, мазохизм – чувство слабости, приниженности, стремление подчиняться; садизм и мазохизм — два способа преодоления отчуждения, часто сочетающиеся в одной и той же личности.

«антропологический поворот» — наблюдаемый в историографии последних десятилетий ХХ в. процесс, в русле которого происходит обновление и переосмысление всех традиционно сложившихся отраслей исторического знания. В самых различных исторических субдисциплинах на первый план выходит изучение индивидуального и коллективного поведения и сознания, выявление человеческого измерения исторического процесса, включение в свой предмет сферы человеческого сознания как неотъемлемой структуры социальной жизни, поворот «лицом к человеку», прежде всего к «обычному», «простому» человеку.

бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта; одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда; в психологии К.-Г. Юнга наряду с индивидуальным выделяется коллективное бессознательное.

верификация (от лат. verus — истинный и facio — делаю) – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки.

время длительной протяженности («long durée») – термин, введенный Ф. Броделем; предполагает рассмотрение истории в широких временных рамках, изучение глубинных исторических процессов: медленно меняющихся в течение столетий и даже тысячелетий взаимоотношений общества и природы, привычек мышления и поведения и пр.

гендер (или «пол-род», «социокультурный пол») – понятие, альтернативное понятию «пол-секс», «биологический пол»; подчеркивает социальный характер неравенства между полами и его социальное конструирование, исключение биологического детерминизма. При посредстве этого термина утверждаются представления о том, что отношения между мужчинами и женщинами – не просто отражение природных свойств, а продукт культурно-исторического развития.

гендерная история – направление в исторической науке, изучающее эволюцию гендерных взаимоотношений в процессе истории; включает историю женщин, историю мужчин, историю взаимоотношений между полами, историю гомосексуализма.

гипотетическая дедуктивная модель — термин, введенный Р. Фогелем в рамках в количественной истории (клиометрии), означает теоретическое воссоздание и изучение т.н. контрфактических ситуаций, т.е. тех ситуаций, которых на самом деле не было, но которые могли бы быть при наличии или отсутствии определенных условий.

глобальная история – концепция, предложенная Ф. Броделем; исследование прошлого, которое стремится к всестороннему охвату человеческой деятельности, как и взаимоотношений человека и природы; модель действительности, которая рассматривается как «эшелонированная» в глубину, структурированная; предполагает междисциплинарный подход, объединение усилий различных наук о человеке.

гносеология — представления о возможностях познания, теория познания.

девиантное поведение – отклоняющееся от социальной нормы (асоциальное) поведение.

дискурс – первоначально термин в филологии и лингвистике, означает внутренний мир текста, присущие конкретному тексту законы существования и функционирования; ставятся проблемы интерпретации текста, его адекватного прочтения; в середине ХХ в. в рамках т.н. «лингвистического поворота» термин распространен за пределы лингвистики, как специфические тексты начинают рассматриваться и изучаться любые социальные структуры.

европоцентризм – присущий западной исторической мысли угол зрения на всемирную историю, в котором ведущая роль в процессе исторического развития отводится европейской (шире - западной) цивилизации; наиболее высокую оценку получают европейские нормы и ценности.

идентичность – твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру.

историография – история исторической науки в целом или ее отдельных разделов.

историческая антропология — течение в исторической науке, возникшее во второй половине ХХ в., для которого характерен сдвиг интересов от исследования социальных структур и процессов к культуре в ее антропологической интерпретации, т.е. к изучению обыденного сознания людей прошлых эпох, устойчивых массовых ментальных представлений, символических систем, обычаев и ценностей, психологических установок, стереотипов и моделей поведения. В исторической антропологии активно заимствуются специфические познавательные приемы и методы антропологов.

историческая демография — историческая субдисциплина, предметом исследования в которой является движение народонаселения. Основные параметры исторической демографии — брачность, фертильность, смертность, миграционные процессы и пр.

историческая урбанистика (история города, «новая городская история») – субдисциплина в рамках социальной истории, в которой специальным предметом изучения, объектом междисциплинарного исследования становится город; при этом город понимается, с одной стороны, как частное выражение более крупных систем (цивилизаций, государств, обществ, способов производства), с другой — как комплексный объект (система или подсистема) в единстве своих многообразных хозяйственных, организационных, административно-политических, военно-стратегических и других функций.

«история женщин» — возникшее во второй половине ХХ в. направление в исторической науке, изучающее женские практики и женский опыт в социальной и культурной деятельности; его представители стремятся объяснять неравные общественные позиции мужчин и женщин в истории.

«история повседневности» — направление в исторической науке, впервые появившееся в Германии и Австрии; занимается изучением жизни простых людей, «безымянных участников», которые не творят историю, а «испытывают на себе ее силу». Для «истории повседневности» характерен интерес к субъективной стороне истории, исторической психологии.

казус (от лат. сasus) – случай, происшествие, приключение.

капитализм – термин, используемый Ф. Броделем; экономическая система, в которой, в отличие от рыночной экономики, торговля ведется на дальние расстояния, имеется возможность свободного маневрирования, устанавливаются сложные связи, происходит получение высоких прибылей при небольшом числе партнеров-участников. Другое понимание термина существует в рамках марксизма, в котором капитализм выступает как общественно-экономическая формация, основанная на владении капиталистами денежными средствами (капиталом) и эксплуатации ими труда не имеющих собственных средств наемных рабочих.

классический историзм – парадигма истории, господствовавшая в исторической науке ХIХ в.; стержнем ее было прогрессистски-линейное видение исторического развития и представления о возможностях объективного познания прошлого.

клиометрия (количественная или квантитативная история) – направление в исторической науке, впервые возникшее в США в 50–60-е гг. ХХ в.; предполагает использование в исследовании прошлого компьютерных технологий, создание математических моделей, привлечение процентных соотношений, графиков, таблиц, численных статистических данных и пр. Появление клиометрии стало толчком для формирования т.н. «новой научной истории».

клиополитология – исследовательское направление, рассматриваемое как часть т.н. «новой политической истории»; изучает политические процессы с применением количественных методов.

контент-анализ (от англ. contens – содержание) – метод количественно-качественного анализа документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами; при этом документы изучаются в их социальном контексте. В качестве объектов контент-анализа чаще всего выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы, письма, анкеты и т.д., содержащие данные, которые можно подвергнуть формальной и статистической обработке. Метод был заимствован историками из социологии.

контрфактическая ситуация – термин, введенный Р. Фогелем, теоретически воссоздаваемая ситуация, которая могла возникнуть в истории в случае наличия или отсутствия определенных условий.

конъюнктура – термин, используемый Ф. Броделем; определенный период исторической эволюции с характерными для него сочетаниями разных тенденций. Существуют конъюнктуры, затрагивающие экономику, культуру, политику и пр.; к конъюнктуре относятся изменения в демографической сфере, в технологии производства, социальные кризисы и пр.

кризис идентичности – термин, введенный Э. Эриксоном, потеря личностью идентичности или личной тождественности в результате резкого изменения личных или социальных условий существования.

кризис исторической науки – закономерный этап в развитии, знаменует собой изменение существующих научных основ и мировоззрения историков; ведет к смене парадигмы.

«лингвистический поворот» – осуществляемый в рамках структурализма поворот к изучению языка и знаков различного рода; язык и некоторые методы его изучения используются на более обширном материале культуры, в исследовании самых различных продуктов человеческой деятельности.

локальная история — направление в исторической науке, ориентированное на изучение коллективной биографии деревенской, городской, приходской общины; рассматриваются все проявления жизни общины: локальные политические структуры, социальная и географическая мобильность, система родственных и соседских связей, структура семьи и домохозяйства и пр. Для локальной истории характерно использование местных источников, интерес к жизни простых людей и конкретных социальных условий, в которых они действуют.

маргинал – человек, разорвавший связи со своей социальной группой без последующего вхождения в другую. Маргинальность - это результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Под маргинальностью может пониматься промежуточное положение не только отдельных индивидов, но и социальных групп. Маргиналы - те, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым.

марксизм – философское и социологическое учение, повлиявшее на историческую науку конца XIX – XX вв. Общество рассматривается в рамках марксизма как целостный организм, в котором производительные силы и производственные отношения определяют другие сферы общественной жизни: политику, государство, право, мораль, а также философию, религию, искусство, науку. Их единство и взаимодействие представляет собой общество на определенном этапе развития – т.н. общественно-экономическую формацию.

медиевистика – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.

междисциплинарный подход – подход к изучению истории, предполагающий использование в изучении прошлого методов различных гуманитарных и иных дисциплин.

ментальность (от позднелат. mentalis — умственный) – образ мыслей, совокупность влияющих на поведение умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

микроистория – направление в ряде западных исторических школ ХХ в., в котором в фокус исследования помещаются небольшие исторические объекты – один человек, один день, одна деревня, непродолжительный период и т.п. Исследуемые эпизоды и казусы связываются в микроистории с некими общественными матрицами.

мировая экономика – термин, используемый Ф. Броделем в его концепции глобальной истории. В отличие от мира-экономики, мировая экономика простирается на весь земной шар и представляет собой рынок всего мира; формируется только в новое время.

мир-экономика – термин, введенный Ф. Броделем, означает особый социальный организм или цивилизацию, которая представляет собой пространственно-временное единство со своими пределами, а также социальной и политической целостностью. В ходе исторического развития различные миры-экономики соперничают и сменяют друг друга.

направление в исторической науке – группа историков, объединенная общими методологическими принципами, их интерпретацией, а также общей проблематикой работ; может быть ответвлением какого-либо течения.

нарратив – повествовательная форма историописания, целью которой является яркая презентация, направленная не только к разуму, но и к чувствам читателя; использование историками не наукообразного, а литературного стиля изложения.

неофрейдизм – совокупное обозначение ряда возникших в психологии ХХ в. концепций; в отличие от классического фрейдизма особый упор в неофрейдизме делается не на подавление сексуального влечения, а на социальные мотивы поведения индивида или групп индивидов.

«низы среднего класса» — термин, введенный Э. Фроммом; эту социальную группу составляет мелкая буржуазия — лавочники, ремесленники, служащие, находящиеся в социальном плане в промежуточном положении между крупной промышленной и финансовой буржуазией, с одной стороны, и рабочими — с другой.

«новая историческая наука» — научное течение в западной исторической науке, возникновение которого в начале ХХ в. связано с деятельностью французской школы «Анналов»; впоследствии далеко перешагнуло пределы Франции. Расцвет «новой исторической науки» на Западе приходится на вторую половину ХХ в., когда в ее рамках сформировался целый ряд новаторских исследовательских направлений и школ.

«новая научная история» — совокупное название ряда новаторских направлений в западной историографии преимущественно середины ХХ в., ориентирующихся на достижения в точном и естественно-научном знании. К «новой научной истории» обычно относят клиометрию, психоисторию, «новую социальную историю» в ее первоначальном варианте и некоторые другие.

«новая социальная история» — течение в исторической науке ХХ в., выдвинувшее задачу интерпретации исторического прошлого в терминах социальности, описывающих внутреннее состояние общества, его отдельных групп и отношений между ними. Для «новой социальной истории» характерен уход от традиционной проблематики «классической» социальной истории, ограниченной изучением борьбы партий, общественных движений и организаций; а также приверженность междисциплинарному подходу.

«новая политическая история» — исследовательское направление в западной исторической науке второй половины и конца ХХ в., направлено на изучение традиционного с момента зарождения исторической науки предмета (государственной, дипломатической, военной истории, биографий действовавших в сфере политики великих личностей) с применением новаторских подходов.

«новая экономическая история» — возникшее в 1950–1960-е гг. в исторической науке США направление, базирующееся на применении в изучении экономической истории математических и статистических методов, экономической теории и компьютерных технологий.

онтология – раздел философии; учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности.

парадигма — лежащая в основе науки концептуальная схема, модель постановки научных задач и их решения; предполагает методологические и теоретические представления, а также понятийный аппарат и конкретные исследовательские методики

позитивизм — философское направление, возникшее во второй половине XIX в.; в основе его лежат представления о том, что подлинное знание – результат специальных наук, и наука не нуждается в какой-то стоящей над ней философии; позитивизм оказал сильное воздействие на историческую науку. В рамках позитивистской парадигмы истории отводилась роль собирательницы фактов – «позитивных данных», что способствовало приросту фактического материала и разработке методов критического анализа источников; с другой стороны, позитивизм не предполагал никаких исторических обобщений, кроме простых социальных закономерностей.

презентизм (от англ. present – настоящее время, современность) — направление в методологии истории ХХ в. (особенно распространенное в США в 1920–1940-х гг.), которое рассматривает историческую науку не как отражение объективных, имевших место в прошлом явлений, а лишь как выражение идеологических отношений современности; отвергается возможность объективной исторической истины.

психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце XIX – начале XX вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; особое внимание в психоанализе уделяется детскому периоду индивидуального психического развития, а также сексуальному и самосохранительному инстинктам. Оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение, историю и другие гуманитарные науки.

психоистория – историческая субдисциплина, изучающая прошлое комбинированными методами психанализа и истории. В отличие от классического психоанализа в психоистории акцент делается на социальные мотивы поведения, происходит переориентация с изучения детства на взрослый период жизни; изучаются исторические биографии, поведение больших и малых социальных групп, большое внимание уделяется изучению переходных периодов в истории.

релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины.

рыночная экономика — термин, используемый Ф. Броделем; представляет собой повседневный рыночный обмен, местную торговлю или обмен на небольшой территории — с регулярным, рутинным, предсказуемым характером. Такой экономике присущи лавки, ярмарки, торговцы вразнос, кредитные операции; в ней много участников, между которыми идет конкурентная борьба

семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки и некоторые явления культуры).

«сериальная» история – термин, введенный французским ученым П. Шоню, синоним количественной истории. В «сериальной» истории отдается предпочтение не изолированным фактам, но множественным однородным историческим данным, поддающимся объединению во временные серии с учетом сравнимых единиц в равные промежутки времени на длительном временном отрезке.

социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс развития индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности, обладающего определенной социальной направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями; с одной стороны передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций; с другой – их усвоение индивидом.

социальный характер – термин, введенный Э. Фроммом, означает совокупность черт и психологических свойств, присущих группе индивидов, находящихся на сходных социальных позициях.

структура – термин, лежащий в основе концепции глобальной истории Ф. Броделя; в определении этого ученого означает явление, обусловленное безличными силами (географическими, климатическими и пр.) и не меняющееся столетиями и даже тысячелетиями. Под структурой может подразумеваться духовный склад или глубоко укоренившиеся обычаи, привычки образа жизни, мышления, этические предрассудки; самые глубинные явления в экономике, обладающие устойчивостью во времени и сопротивляемостью к изменениям — инертные, медленно эволюционирующие в длительной временной протяженности.

структурализм – явление в гуманитарном познании, включающее философские представления, методологические установки и специфику научного анализа; пик распространения структурализма приходится на середину 1950-х – рубеж 1960–1970-х годов. Это явление межнаучное, затронувшее многие дисциплины – философские науки, социальную теорию, культурологию, антропологию, литературоведение, психологию, искусствоведение и историю. Структуралистский метод заключается в попытке выявить общие структуры человеческой деятельности; обнаружить внутреннюю структурную логику, механизмы функционирования культуры.

сциентизм (от лат scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в исторической науке использование в качестве образца принятых в естественно-научном знании, математике методов и подходов.

теория стадий экономического роста — концепция, предложенная английским историком-экономистом У.У. Ростоу. Она основана на популярной на Западе идее прогресса, которая рассматривается через призму понятий «модернизации» и «индустриального общества». Во всемирной истории выделяются периоды существования доиндустриального или традиционного общества, общества эпохи промышленного переворота, индустриального общества и общества всеобщего благоденствия. Позднее эта концепция была дополнена понятием постиндустриального общества.

течение в исторической науке – наиболее широкая аморфная группа историков, объединенная самыми общими методологическими принципами.

тоталитаризм (от средневек. лат. totalis – весь, целый, полный) — одна из форм авторитарного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

устная история («oral story») – направление в исторической науке, возникшее в США, России и некоторых других странах в 30-е гг. ХХ в.; основано на практике устных опросов.

фрейдизм – общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм не тождественен психоанализу – конкретному методу исследования бессознательных психических процессов. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм придает большое значение в развитии культуры и социальной жизни первичным влечениям.

харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) — исключительная одаренность. Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

школа в исторической науке – группа ученых, ответвление течения или направления; могут быть последователями одного учителя или группироваться вокруг университета или научного центра. В рамках школы используются общая методология и методические приемы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КУРСУ

Контрольные вопросы:
1. В каком году Т. Моммзену была присуждена нобелевская премия в области литературы?
2. Когда вышла в свет книга О. Шпенглера «Закат Европы»?
3. В каком году был основан журнал «Анналы»?
4. Какому времени посвящено исследование Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика, капитализм»?
5. Когда был основан Дом наук о человеке (Париж)?
6. Когда в «Анналах» возникает т.н. «третье поколение»?
7. С какого года начинается изложение событий в книге Э. Ле Руа Ладюри, посвященная истории климата?
8. В каком году был основан исторический журнал «Паст энд Презент», британский аналог «Анналов»?
9. К каким последствиям для исторической науки привели катаклизмы рубежа XIX–XX вв. (первая мировая война, социалистическая революция в России, экономический кризис 1929 г.)?
10. Какое событие положило начало формированию «новой исторической науки»?
11. Какой эпохе развития исторической мысли соответствует концепция «глобальной истории»?
12. С какими общественными событиями связано возникновение в Анналах «третьего поколения»?
13. О какой «революции» в исторической науке говорил Э. Ле Руа Ладюри после своей поездки в США?
14. К какому историческому периоду наиболее часто обращаются последователи «новой социальной истории» в Великобритании?
15. Какой эпохе посвящено исследование Р. Фогеля «Железные дороги и экономический рост Америки. Очерки по эконометрической истории» (1964)?
16. Какому времени посвящена работа К. Клауса «Девушки в Третьем Рейхе. «Союз немецких девушек» (1983)?
17. Назовите ученого, автора известной книги, воплотившей в себе идею кризиса западной культуры на рубеже XIX и XX столетий.
18. Имя ученого, коллеги М. Блока, участвовавшего в основании журнала «Анналы» и в создании нового направления?
19. Кто стал общепризнанным лидером «второго поколения» «Анналов»?
20. Кто написал книгу «Цивилизация средневекового Запада»?
21. Назовите имя одного из первых представителей психоистории, автора книги «Молодой Лютер» (1958).
22. Назовите имя британского историка, прочитавшего в январе-марте 1961 г. курс лекций в Кембридже «Что такое история?» и положившего начало дискуссиям о «новых путях» в историографии.
23. Назовите имя «мировой величины» в количественной истории, автора работы «Время на кресте».
24. Назовите имя американского историка, автора книги «Черная семья в рабстве и в свободе», выступавшего против расистских теорий.
25. Как называется книга М. Блока, посвященная «ремеслу» историка?
26. Как называется подход к изучению прошлого с привлечением методов других наук?
27. Какое время Ф. Бродель считает «подлинной вотчиной историка»?
28. Как называется направление исторической науки, занимающееся изучением истории отдельных местностей, городов и поселений?
29. Назовите направление в рамках количественной истории, основывающееся на внутреннем анализе содержания многочисленных и единообразных источников.
30. Каким термином принято обозначать комплекс неосознанных коллективных представлений и чувств, массовую психологию, «умственный инструментарий», при помощи которого поток впечатлений перерабатывается в упорядоченную картину мира?
31. Как называет Э. Фромм комплекс садо-мазохистских черт личности, стремление к «негативной свободе», следствием которых стало возникновение в XX веке ряда тоталитарных режимов?
32. Назовите одно из центральных понятий психоанализа и психоистории, обозначающее тождественность человека самому себе, чувство адекватности и стабильности, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к внешнему миру.
33. Какая страна стала родиной «новой исторической науки»?
34. В каком городе вышел первый номер «Анналов»?
35. Какая страна стала родиной клиометрии?
36. Социальной истории какого города посвящен грандиозный проект под руководством профессоров Пенсильванского университета?
37. Где возникла «Историческая мастерская» — объединение историков, занимающееся «историей снизу», «народной историей»?
38. Какому региону посвящена первая монография Ф. Броделя?
39. Какому региону Америки посвящено сенсационное исследование «Время на кресте» (1974)?
40. В какой стране возникло историографическое направление «история повседневности»?

Задания:
1. Назовите известных российских историков XIX в. и проанализируйте, были ли их творчеству присущи черты классического историзма.
2. Назовите примеры отечественных исторических исследований, которые, по вашему мнению, можно условно отнести к «новой научной истории», «новой социальной истории», исторической антропологии.
3. Определите, к какому из существующих на Западе исследовательских направлений ближе ваше курсовое (дипломное) сочинение. Свой ответ обоснуйте.



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Позитивизм и научная история. Формирование исторической школы.
2. Марк Блок и Люсьен Февр: борьба за обновление исторической науки.
3. Историко-социологическая концепция Фернана Броделя.
4. Филипп Арьес: история Запада через призму восприятия смерти.
5. Изучение картины мира и стереотипов поведения традиционного общества в сочинениях Жака Ле Гоффа.
6. Представления общества о самом себе: исторические исследования Жана Делюмо, Эммануэля Ле Руа Ладюри, Жоржа Дюби.
7. Европейская цивилизация классической эпохи в исследованиях Пьера Шоню.
8. Междисциплинарный подход в истории: уроки французской школы «Анналов».
9. Французская школа «Анналов»: современный этап.
10. Теоретические основы клиометрии.
11. Судьбы количественной истории в российской исторической науке.
12. «Новая социальная история»: предмет и направления исследований.
13. Американская «история женщин» и гендерная история: концептуальный аппарат и области исследования.
14. «История женщин» и «новая культурная история» в творчестве Натали Земон Дэвис.
15. Американская «психоистория»: теоретические положения и исследовательская практика.
16. Теория социального характера и авторитарной личности Эриха Фромма: возможности применения неофрейдизма в истории.
17. Исследования тоталитаризма в рамках американской «психоистории».
18. Концепция идентичности и модель лидера-новатора в трудах Эрика Эриксона.
19. Тенденции и закономерности рабочего движения в британской «новой социальной истории».
20. Изучение истории культуры в современной британской историографии.
21. Эрих Хобсбаум: опыт понимания европейской истории XIX-XX вв.
22. «Новая локальная история» и микроистория: общее и особенное.
23. Опыты микроистории в трудах Карло Гинзбурга.
24. Микроисторический «вызов» итальянских историков и современная историческая наука.
25. Школа исторической антропологии в Германии в контексте формирования «новой исторической науки».
26. Историческая демография на Западе: школы, направления исследований, итоги.
27. «Вызовы» и «повороты»: историческая наука в контексте общего развития гуманитарного знания в XX веке.
28. «Новая историческая наука» на Западе: варианты развития.
29. Постмодернизм и его влияние на исторические исследования.
30. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: новейшие тенденции.
31. Организация исторической науки в странах Запада.
32. Организация исторического образования в странах Запада.
33. Арон Яковлевич Гуревич и отечественная школа исторической антропологии и социальной истории.
34. Томская историческая школа: от западных новаций к поискам новой методологии истории.