ПРЕДИСЛОВИЕ

Актуальность изучения историографии несомненна. На сегодняшний момент опубликовано и продолжает публиковаться огромное количество научных и научно-популярных изданий по истории, и студенту-историку необходимо научиться ориентироваться в этом потоке литературы. Тем более что само развитие исторической науки вызывает потребность в критике, проверке, а зачастую и в пересмотре и обновлении сложившихся концепций.
В силу ограниченности отводимых на изучение зарубежной историографии аудиторных часов, задача систематического описания истории исторической науки не ставится. Речь пойдет только об одном разделе зарубежной историографии — западной исторической науке ХХ в.
Целью предлагаемого курса «Зарубежная историография. Историческая наука в ХХ — начале XXI века. “Новая историческая наука”» является, во-первых, складывание у студентов представлений об основных тенденциях развития западной историографии XX в., во-вторых, формирование умения анализировать историческую литературу, определять свое отношение к ней, а также использовать в собственной деятельности лучшие достижения исторической мысли.
В ходе изучения курса предполагается решить следующие задачи:
изучить деятельность ведущих историографических направлений и школ Западной Европы и США в ХХ в., проанализировать творчество ряда крупнейших западных ученых,
ознакомиться с наиболее важными историческими исследованиями, статьями и монографиями,
проследить влияние новаторских поисков зарубежных ученых-историков на отечественную историческую науку.
Рассмотрение истории исторической науки будет включать в себя как теоретико-методологические представления, так и конкретную историографическую практику отдельных ученых, групп историков или национальных исторических школ. Мы постарались выделить некоторые, наиболее важные тенденции развития исторической науки, обратиться к самым значительным явлениям.
Западной исторической науке ХIХ в., представленной такими течениями, как немецкая историческая школа, историческая школа позитивизма, марксистская историческая школа, были присущи некие общие доминанты. Господствующую в это столетие парадигму истории принято обозначать как классический историзм. Стержнем его было прогрессистски-линейное видение исторического развития и представления о возможностях объективного познания прошлого.
Однако эти представления не выдержали проверки временем. Произошедшие на рубеже XIX–XX вв. серьезные общественные трансформации привели к кризису исторического сознания в том виде, в каком оно бытовало в XIX в., и поискам выхода из этого кризиса. Движение за обновление исторической науки было начато в первой половине XX в. во Франции, где с появлением школы «Анналов» началось формирование нового научного течения — т.н. «новой исторической науки», впоследствии далеко перешагнувшего пределы страны, в которой оно первоначально возникло.
«Триумфальное шествие» «новой исторической науки» на Западе приходится на вторую половину ХХ в., когда в ее рамках сформировался целый ряд новых исследовательских направлений и школ. Сегодня традиционное, «классическое» историописание занимает лишь одну из позиций, а в области исторических исследований преобладают «новые подходы». Именно характеристике этих новаторских подходов уделяется главное внимание в предлагаемом пособии.
***
В качестве современных учебных пособий для студентов по курсу «Зарубежная историография» можно назвать следующие издания: «Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки» (М., 2002); Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова «История исторического знания» (М., 2004); А.Б. Соколов «Введение в современную западную историографию» (Ярославль, 2002); каждое из них имеет свои особенности. В отличие от перечисленных изданий, предлагаемое пособие посвящено возникшему на Западе в ХХ в. новаторскому исследовательскому течению — «новой исторической науке». При этом данное пособие касается историографии истории не только нового и новейшего времени, но и других разделов всемирной истории; делается акцент на общих особенностях развития исторической науки. Материал располагается по странам и отдельным историческим школам.
Основная часть предлагаемого пособия состоит из введения, трех разделов и заключения. В рамках этих разделов выделены отдельные темы, каждая из которых состоит из 2–4 параграфов.
В начале каждого параграфа расположены списки основных используемых в нем понятий, терминов, имен и названий; в конце каждой темы приведены списки источников (в качестве которых выступают сочинения зарубежных авторов) и рекомендуемой для более глубокого ознакомления исследовательской (аналитической) литературы. Для облегчения поиска информации в списках литературы приводятся точные указания частей и параграфов книг, рекомендуемых для подготовки студентов.
В разделе «Приложения» находится словарь основных используемых в данном издании понятий и терминов (выделенных в самом тексте жирным шрифтом), контрольные вопросы, планы семинарских занятий, а также список рекомендуемой литературы по всему курсу.
Предлагаемое пособие соответствует Государственному стандарту 2005 г. и написано в рамках учебной программы ИГФ ТГПУ для специальностей 032600 «История» и 032600.00 «История с дополнительной специальностью».

Автор просит читателей сообщать свои замечания и пожелания по содержанию и структуре пособия в редакционно-издательский совет ТГПУ.