ТЕМА 2. Второе поколение «Анналов». Фернан Бродель

1. «Анналы»: второе поколение
2. Творческий путь Фернана Броделя
3. Теория разных скоростей времени
4. Концепция глобальной истории

1. «Анналы»: второе поколение

Названия:
VI секция Практической школы высших исследований
Дом наук о человеке (Maison des siences de l’homme)
«Анналы. Экономики, общества, цивилизации»

В 1950–1960-е гг. в историографии Франции начинается «триумфальное шествие» школы «Анналов». Она получает финансовую поддержку от правительства, частных фондов (Рокфеллера, Форда). Происходит ее институционализация. В 1947 г. при Практической школе высших исследований в Париже была создана ставшая впоследствии знаменитой VI секция (экономических и социальных наук), занимающаяся одновременно научно-исследовательской, учебной и издательской деятельностью. 42 исследовательских центра этой секции располагались не только в Париже, но во всей Франции и даже за ее пределами. «Анналы» играли в VI секции руководящую роль. Во главе нее — как и во главе журнала — стоял Л. Февр. В 1956 г. после смерти Февра и секцию, и журнал возглавил Ф. Бродель. По инициативе последнего в 1962 г. был создан т.н. Дом наук о человеке (Maison des siences de l’homme), представляющий собой целый комплекс исследовательских институтов.
Если первые анналисты работали в провинциальных университетах (например, в г. Страсбурге) и слыли в науке смутьянами, то теперь они входят в научно-административные круги, заведуют кафедрами в столичных Сорбонне и Коллеж де Франс. Из «еретиков» в науке анналисты превратились в одно из господствующих во французском обществоведении направлений, «законодательницу мод». Более 40% диссертаций и дипломов по истории защищаются в учреждениях «Анналов». VI секция стимулировала развитие тех областей знания, которые не нашли применение в Сорбонне: этнологии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики; но главное место в ней отводилось истории. Предполагалось, что именно история должна была стать интегрированной наукой, основой наук о человеке.
Журнал получает новое название – «Анналы. Экономики, общества, цивилизации», в котором содержится идея сплочения гуманитарных наук. (Первоначально журнал назывался «Анналы экономической и социальной истории», затем – «Анналы социальной истории», с 1946 по 1995 гг. – «Анналы. Экономики, общества, цивилизации»; в настоящее время журнал носит уже четвертое название — «Анналы. История, социальные науки») На обложке появляется фигура героя греческой мифологии, покровителя путешественников, послов, бродяг и воров Гермеса в крылатых сандалиях и с посохом, который должен был символизировать готовность к движению, изменению, переходу. «Новый мир — почему не новая история?», — говорит в 1956 г. в своем выступлении по поводу принятия одной из должностей Ф. Бродель.
Несомненны заслуги «второго поколения» школы «Анналов» в выработке нового научного метода познания истории, настоящей научной парадигмы, отличной от других. Основой новой парадигмы становится концепция глобальной истории.


2. Творческий путь Фернана Броделя

Имена и названия:
Фернан Бродель, «Средиземное море и Средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1949), «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» (1979), «Что такое Франция?» (1985)

Деятельность второго поколения «Анналов» тесно связана с именем Фернана Броделя (1902–1985 гг.). Этот ученый, имеющий международный авторитет, почетный член многих университетов, стал после М. Блока и Л. Февра общепризнанным лидером направления. Бродель продолжил начатые основателями «Анналов» «бои за науку», целью которой должно быть не простое описание событий, повествование, но проникновение в глубины исторического движения, стремление к охвату и выявлению всех сторон жизни общества в их синтезе.
Родившись в небольшой деревушке на востоке Франции с медленным ритмом жизни, Ф. Бродель сохранил на всю жизнь умение наблюдать за рутиной материального существования. После окончания учебы в Париже первое время он работал в Алжире, где сформировался его интерес к Средиземноморскому региону, увиденному «с другого берега». Там же была обозначена первоначальная тема диссертации, посвященная политической истории: «Филипп II: Испания и Средиземноморье» (1923). Для ее написания Броделю пришлось собирать материал во многих европейских архивах (Парижа, Мадрида, Венеции, ряда немецких городов).
В Париже Ф. Бродель встретился с М. Блоком, Л. Февром, стал сотрудничать с «Анналами». К 1939 г. ученый закончил подготовку диссертации. Но тут началась война, он ушел на фронт, а потом попал в плен. 1940-1945 гг. Бродель провел в концлагерях, где, однако не прекращалась его интеллектуальная жизнь, продолжалось формирование видения истории. Имея феноменальную память, он много работал, даже находясь вдали от библиотек и своего кабинета. В плену был написан первый вариант огромной — более 1000 страниц — книги.
Со времени начала обдумывания книги о Средиземноморье до выхода ее в свет прошло около 20 лет. За это время принципиально изменилось название книги; теперь и по форме, и по содержанию она вписывалась в русло школы «Анналов». В 1947 г. состоялась защита диссертации, в 1949 г. монография была опубликована.
С середины 1950-х гг. Ф. Бродель стал олицетворять собой второе поколение анналистов. С 1949 г. он заведует кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс, является председателем жюри по защите диссертаций по истории. «Анналы» в этот период становятся рупором броделевского видения истории. Ученый получает возможность широкого распространения своих идей, определения направления поиска молодых исследователей. В 1960-е гг., когда Бродель становится главным администратором Дома наук о человеке, заговорили о феномене «Анналов», их доктрине как концепции истории, отличной от других.
Фернан Бродель является автором огромного количества работ. Среди них можно выделить две фундаментальные книги: «Средиземное море и Средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1949) и «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» (1979). Именно они являются практическим выражением броделевских идей глобальной истории.
Как уже отмечалось, книга о Средиземноморье была задумана Ф. Броделем в 1923 г. как история политики Филиппа II, испанского короля XVI в., при котором испанское государство находилось на пике своего могущества. Но в процессе работы ученый отошел от политической трактовки и обратился к целостному изображению региона и протекавших в нем процессов.
Большое место Бродель отводит природе, стараясь показать ее как необходимую составную часть человеческой истории. Отдельные главы посвящены климату и рельефу — горам, равнинам, плоскогорьям, морям и пр.; дается как их физическая характеристика, так и характеристика в связи с человеческой жизнью (развитие коммуникаций, городов и поселений и пр.).
Второй пласт исследования — экономика, в рассмотрении которой акцент делается не на производстве, а на особенностях товарообращения, торговле, торговых путях. Ф. Бродель обращается к цивилизациям Турции и Испании и существующим в них общественным отношениям. Он показывает борьбу двух традиционных международных торговых путей — средиземноморского и атлантического, завершившуюся упадком Средиземноморья и перемещением торговых центров с 80-х гг. XVI в. в Атлантику.
Только в последней главе речь заходит о политической истории, которая Броделю кажется «скучной». Событиям отводится подчиненное место; главная точка его «прицела» – «конфронтация» географии и истории, пространства и времени. Реальность рассматривается ученым в разных преломлениях (как бы на трех уровнях) — быстротечные события политики, более долговременные социально-экономические процессы и глубинное, почти вневременное природно-географическое состояние.
В своей второй и главной книге – «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» — Фернан Бродель представляет глобальную историю уже не отдельного региона и даже не Европы в целом, а всего мира в XV–XVIII вв. Ученый рассматривает материальную жизнь и экономическую историю (в первую очередь, торговую сферу) с точки зрения становления капитализма, перехода к новой экономической системе во всемирно-историческом масштабе.
Книга состоит более чем из полутора тысяч страниц. Бродель стремится преодолеть механическое сцепление истории разных стран, создать органическое соединение, целостную картину. Преимущество отдается западноевропейскому региону, но ученый обращается и к истории России, Азии и Африки, эффективно используя сравнительный метод.
Первый том книги называется «Структуры повседневности». Он начинается с демографического очерка, в котором описываются плотность населения, эпидемии, войны и т.д. Далее идет глава о «хлебе насущном» — основных зерновых культурах (пшенице, рисе, маисе). Третья глава посвящена всевозможным видам пищи; четвертая описывает жилище (полы, стены, двери, окна), одежду и пр. – и все это на всех континентах. В книге можно найти историю засух и разведения животных, развития путей сообщения и использования топлива; сведения о технических материалах и изобретениях, денежном обращении, городах. Вырисовывается «рутина» повседневной жизни. Не случайно этот том имеет подзаголовок «Возможное и невозможное». Бродель задается вопросом, какие возможности предоставляла для человека повседневность. Он приходит к выводу, что в этой сфере столетиями практически ничего не менялось. Ученый отмечает плохое качество пищи, непроизводительный характер труда, слабую степень овладения природой.
Второй том — «Игры обмена» — описывает экономическую жизнь и ее законы. Центральная проблема в нем — становление капитализма. Французский ученый предлагает собственное понимание того, что такое капитализм. Он считает главным не процессы в сфере производства, а сферу обращения — ярмарки, рынки и пр. При этом рыночная экономика, по его мнению, не тождественна капиталистической, хотя и является ее необходимой предпосылкой. Рыночная экономика — это лавочки и местные ярмарки, тогда как собственно капитализм представлен банками и торговлей на большой территории. Бродель выделяет период до промышленной революции, когда производство оставалось докапиталистическим (капитализм «в гостях») и время повсеместного утверждения капиталистических экономических отношений (капитализм «у себя дома»). Однако ученый отмечает, что даже со времени своего утверждения капиталистические отношения не заполняют все общество до конца, остаются сегменты экономической жизни вне капитализма.
Третий том называется «Время мира». Если в двух первых томах осуществляется исследование экономической истории (повседневной жизни, рыночной экономики и капитализма), то в третьем томе эти реальности выстраивается в хронологический ряд. Здесь представлен уже собственно исторический синтез, история мировой экономики в течении XV–XVIII вв. Ф. Бродель показывает, что стремление человечества к единой общности стало проявляться только с XV в., а до этого отдельные страны были похожи на планеты, движущимся по своим орбитам. По его мнению, в течение веков чередовалось господство автономных регионов — Дальневосточного, Урало-Азиатского, Евро-Атлантического, которые, в конце концов, преобразуются в мировую экономику.
Это исследование отличают необычность замысла, сложность и оригинальность построения. Всю работу Бродель представил в виде своего рода многоэтажного сооружения, сложной конструкции, вписанной в естественный и разноплановый рельеф местности. Один пласт — конкретно-исторический срез, описание материальной культуры, начиная с эпохи Возрождения и до промышленной революции. Второй — общий взгляд на мировую экономическую историю с XV по XVIII вв. – т.е. в один из переломных периодов истории, когда происходило разрушение феодального и становление капиталистического общества. И, наконец, «венец» всей книги – изображение общества в масштабе ойкумены. Французский ученый предпринял попытку преодоления фрагментарности и плоскостного взгляда на историю, создания действительно объемного изображения.


3. Теория разных скоростей времени

Имена, названия, понятия и термины:
Бродель Ф., «История и социальные науки: время большой длительности» (1958)

Время долгой протяженности («long durée»)

Фернан Бродель много сделал в области изучения природы исторического и социального времени. В 1958 г. вышла статья Броделя «История и социальные науки: время большой длительности», в которой он отмечает, что историки трудно и с большим опозданием осознавали природу основной для исторической науки категории — категории времени. Французский ученый полагает, что античные историки вовсе не обращали внимания на время (так, Фукидид, по его мнению, ограничился всего лишь противопоставлением зимы и лета). Позднее, в связи с олимпийскими играми, в Древней Греции была введена упорядоченная хронология. Большой вклад внесло христианство, с которым было связано введение единого летоисчисления. Но Бродель подчеркивает, что хронология имеет дело с астрономическим временем, которое не соответствует полностью времени собственно историческому, социальному; и ставит вопрос о специфике социального времени и его разных скоростях.
Ф. Бродель выделяет два главных типа социального времени — короткое и долгое. Первое — это время, которое дает моментальный исторический срез. Французский ученый считает, что историк не должен попасть в ловушку этого времени, иначе он будет заниматься отдельными фактами, традиционной событийной историей, а не глубинными процессами. Подлинная вотчина историка – время длительной протяженности («long durée»), где открываются широкие возможности для глобальности. Ученый метафорически сравнивает историю с морем: волны истории бегут по бескрайней поверхности моря; но главный интерес историка должен быть обращен туда, где в глубине течение времени становится незаметным, почти не движется в течение десятилетий и даже столетий. Именно здесь происходят тектонические сдвиги, которые имеют большое значение для истории.
В третьем томе «Материальной цивилизации» Бродель продемонстрировал, как эти идеи можно воплотить в конкретно-историческом исследовании. Он выделяет уже три разных временных протяженности, каждая из которых соответствует определенному уровню исторической реальности. В низших глубинах стихии повседневности господствует постоянство, стабильные структуры; протекающее здесь время медленно, почти неподвижно. Взаимоотношения общества и природы, привычки мыслить и действовать изменяются в течение столетий и даже тысячелетий. Другой пласт реальности — экономика и социальная действительность, которым присущи циклические характеристики. И, наконец, в поверхностном слое события чередуются короткими хронологическими единицами — так протекает политическая, дипломатическая и событийная история. Каждый уровень действительности существует в своем временном ритме; социальное время оказывается множественным.


4. Концепция глобальной истории

Понятия и термины:
Глобальная история
Мир-экономика и мировая экономика
Структура и конъюнктура
Рыночная экономика и капитализм

Главным в деятельности Фернана Броделя является создание историко-социологической концепции глобальной истории — исследования прошлого, которое бы всесторонне охватывало человеческую деятельность, а также взаимоотношения человека и природы.
Во-первых, глобальная история выступает у Броделя как модель действительности. Реальность изображается им как бы «эшелонированной» в глубину, структурированной. В истории выделяется несколько уровней, ступеней, ярусов – с целью представить объемное изображение прошлого. «Три пласта истории» — это окружающая среда и ее роль; структуры, институты и их эволюция; и, наконец, события.
Во-вторых, Ф. Бродель стремится уйти от европоцентризма, показывая ненарушимое единство истории в пространстве и времени. Но глобальной может быть история не обязательно всего мира, может быть взят отдельный регион или даже общество, но всеохватно. В том числе собственно человек изучается нерасчлененно на отдельные составляющие своего бытия; и человек, и общество в целом рассматриваются во всех своих проявлениях. Причем изучаются и те реальности, которые с трудом поддаются изменениям — ментальные, демографические, технико-политические.
В-третьих, глобальный подход в понимании Броделя требует междисциплинарности, объединения усилий всех наук о человеке. По его мнению, любая область научных знаний, где речь идет о человеке, может быть интегрирована в историю, которая берет у них материалы, обобщения, концепции и дает им свою особую интерпретацию. Поэтому большое значение отводится междисциплинарным исследованиям коллективов – групп квалифицированных специалистов. Глобальная история по замыслу ее изобретателя должна писаться постепенно, как бы снизу, через отдельные частные исследования к последовательному укрупнению работ, как путем расширения охвата документов, применения различных подходов, так и путем интеграции все новых исследований. Таким образом, глобальная история выступает и как цель, и как средство, метод.
Ф. Бродель предлагает изучать историю при посредстве целого ряда специальных категорий. Наиболее часто и широко он использует дополняющие друг друга пары терминов: мир-экономика и мировая экономика; структура и конъюнктура; рыночная экономика и капитализм.
Особые социальные организмы или, по Броделю, миры-экономики – это особого рода пространственно-временные единства. Мир-экономику составляют почва и пространство со своими пределами (место, где поселяются и живут народы); а также другие характеристики – социальная, политическая целостность. В ходе истории различные мир-экономики соперничают и сменяют друг друга. Примерами таких мир-экономик являются у Броделя Европа со Средиземноморьем, позднее Атлантикой; Китай, Япония, Индия, исламские страны, Османская империя, Россия до Петра I, Советский Союз и пр. В центре мир-экономики находится город — место сосредоточения ее деловой активности. Города — экономические столицы — тоже борются за право господства (Рим и Александрия в древности; Венеция и Генуя в эпоху Средневековья; Амстердам и Лондон в XVIII в., с 1929 г. Нью-Йорк). Ф. Бродель выделяет зону вокруг столицы (называя ее промежуточной) и зависимую от центра периферию.
В отличие от мира-экономики, мировая экономика простирается на весь земной шар и представляет собой рынок всего мира. Мировая экономика формируется только в новое время. Ее созданию способствовало раздвижение границ, в т.ч. Великие географические открытия, деятельность Петра I в XVIII в., открытие СССР и Китая в XX в. и пр.
Другая пара терминов, которые часто употребляет Фернан Бродель – структура и конъюнктура. Структура, по мнению ученого, означает явление, обусловленное безличными силами (географическими, климатическими) и не меняющееся столетиями и даже тысячелетиями. Под структурой может подразумеваться духовный склад или глубоко укоренившиеся обычаи, привычки образа жизни, мышления, этические предрассудки; самые глубинные явления в экономике, обладающие устойчивостью во времени и сопротивляемостью к изменениям — инертные, медленно эволюционирующие в длительной временной протяженности. Медленно совершаются структурные преобразования между человеком и природой, между рынком и капитализмом, подготавливаются условия для общечеловеческой общности.
В отличие от структуры, конъюнктура – это определенный период исторической эволюции с характерными для него сочетаниями разных тенденций. Существует множество конъюнктур, затрагивающих экономику, культуру, политику и пр. К конъюнктуре относятся изменения в демографической сфере, в технологии производства; социальные кризисы.
И, наконец, следующая пара понятий – рыночная экономика и капитализм. Как считает французский историк, рыночная экономика представляет собой повседневный рыночный обмен, местную торговлю или обмен на небольшой территории — с регулярным, рутинным, предсказуемым характером. Такой экономике присущи лавки, ярмарки, торговцы вразнос, кредитные операции. В ней много участников, между ними идет конкурентная борьба.
В отличие от рыночной экономики, в условиях капитализма торговля ведется на дальние расстояния, имеется возможность свободного маневрирования, устанавливаются сложные связи, происходит получение высоких прибылей при небольшом числе партнеров-участников.

***
Ф. Бродель в своих монографиях впервые поднял многие темы материальной жизни, привел большое количество ранее неизвестного фактического материала. Была учтена практически вся существующая на тот момент исследовательская литература, приведено огромное количество сносок, карт, схем, графиков; в его книгах крупные линии развития сочетаются с самыми мелкими подробностями. Отечественный историк В.М. Далин писал: «Бродель — сторонник широких обобщений, но как исследователь, как историк он, к счастью, искатель жемчуга, охотник за конкретным».
Выдвинутая Броделем концепция глобальной истории вызвала большие дискуссии и даже острую критику. Ученого обвиняли в том, что его исследование «задыхается под толщиной эмпирических наблюдений, в которых тонут теоретические конструкции». Однако эта концепция повлияла на сам характер мышления значительной части историков, задав общую направленность научного поиска; способствовала расширению предмета исторической науки. (Историко-социологическая по своему характеру концепция Ф. Броделя оказала сильное влияние не только на историков, но и на социологов, экономистов и пр. В США существует Центр Броделя по изучению экономики, исторической системы и цивилизации (Биргемтонский университет, шт. Нью-Йорк))
1970-е гг. ознаменовались заметным поворотом в ориентации исторической науки во Франции. В «Анналах» появились новые директора, осуществляющие коллективное управление — Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро. Бродель по-прежнему формально остался у руководства, но по духу «Анналы» стали для него чужими. В 1970–1980-е гг. он работал над завершением и публикацией своей главной книги «Материальная цивилизация, экономика, капитализм», сделанной в духе прежних, а не обновленных уже к тому времени «Анналов»; написал еще один фундаментальный труд «Что такое Франция?» (1985), правда, оставшийся незавершенным.

Источники к теме:
1. Бродель Ф. Динамика капитализма. М., 1993.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм. XV–XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности. М., 1986; Т. 2. Игры обмена. М., 1988; Т. 3. Время мира. М., 1992.
3. Бродель Ф. Средиземное море и Средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Ч.1. Роль среды. М., 2002; Ч.2. Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. М., 2003.
4. Бродель Ф. Что такое Франция? Книга 1. Пространство и история. М., 1994; Книга 2. Ч. 1. Численность народонаселения и ее колебания на протяжении веков. М., 1995; Ч. 2. «Крестьянская экономика» до начала ХХ века. М., 1997.
5. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977.
6. Бродель Ф. Свидетельство историка // Французский ежегодник. 1982. М., 1984.

Литература к теме:
1. Афанасьев Ю.Н. Ведущее направление французской историографии // Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
2. Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «новой исторической науки» // Вопросы истории. 1984. № 8.
3. Афанасьев Ю.Н. Историко-социологическая концепция Броделя // Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980.
4. Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм, XV–XVIII вв. Т. 1. М., 1986.
5. Вжозек В. Человек в социальной системе Броделя // Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.
6. Грабски А.Ф. Фернан Бродель: вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1990. № 5.
7. Гуревич А.Я. «Геоистория» и экономический материализм: Фернан Бродель // Гуревич. А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
8. Далин В.М. Французские историки ХХ века (Судьбы школы «Анналов») // Далин В.М. Историки Франции XIX–XX веков. М., 1981.
9. Изергин А.М. «Глобальная история» Фернана Броделя: вопросы методологии. Автореферат дисс. … канд. ист. наук. Томск, 1995.
10. Изергин А.М. Парадигма «Анналов» 40–60-х гг.: проблемы эпистемологии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 22. Томск, 1996.
11. Могильницкий Б.Г. Второе поколение «Анналов». «Глобальная история» Фернана Броделя // Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. II: Становление «новой исторической науки». Томск, 2003.
12. Могильницкий Б.Г. Междисциплинарный синтез: уроки школы «Анналов» // Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы. Томск, 2002.
13. Могильницкий Б.Г. «Тотальная история» Фернана Броделя как опыт слияния макро- и микроподходов в историческом исследовании // Социальная история. Ежегодник. 2001–2002. М., 2004.
14. Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции школы «Анналов» // Новая и новейшая история. 1998. № 5.
15. Репина Л.П. и др. «Новая историческая наука» // Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.
16. Смирнов В.П. Французская историография во II половине ХХ века. «Новое историческое мышление». Направление «Анналов». Фернан Бродель // Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2002.
17. Соколова М.Н. Глобальная история // Соколова М.Н. Современная французская историография. Основные тенденции в объяснении исторического процесса. М., 1979.
18. Уваров П.Ю. Социально-структурная история (1950 — начало 1970-х годов) // Уваров П.Ю. Франция XVI века: Опыт реконструкции по нотариальным актам. М., 2004.
19. Эмар М. Один Бродель или несколько? // Историческая наука на рубеже веков. М., 2001.