ТЕМА 6. Американская «новая социальная история»

1. Особенности американской «новой социальной истории»
2. «История семьи». Исследования бедняцкой семьи и семей афроамериканцев
3. «История женщин» и гендерная история
4. Историческая урбанистика. Исследования истории рабочих, иммигрантов и других городских слоев

1. Особенности американской «новой социальной истории»

Названия, понятия и термины:
«Журнал социальной истории» (1967)

«Новая социальная история»

Обращение к клиометрии привело к формированию ряда новых направлений, среди которых можно назвать «новую социальную историю», являющуюся одной из заметно прогрессирующих областей современной историографии Соединенных Штатов. Именно бум критических, научных и общественно-популярных работ новых социальных историков – как и психоисториков, о которых речь пойдет ниже, – ознаменовал обновление историописания в США во второй половине ХХ в. Это была, по образному выражению профессора Д. Ратмэна, «бескровная научная революция». Как самостоятельная дисциплина американская «новая социальная история» оформилась в середине 1960-х гг. Ученые-новаторы объединились вокруг своего печатного издания «Журнал социальной истории» («Journal of Social History», 1967). В состав «новой социальной истории» вошли такие исторические субдисциплины, как «история семьи» и связанная с ней «история женщин», история города, история спорта, история увлечений, потребительская история (история магазинов) и пр.
Большую роль в формировании этого нового направления сыграли социальные факторы: стремительное развитие социальных наук; произошедшая научно-техническая революция; общественные бури 1950–1960-х гг. — всплеск демократических движений за улучшение экономических условий, за гражданские права, против расизма, против войны во Вьетнаме и Индокитае, студенческое движение и феминизм «второй волны».
На этом фоне развертываются исследования культурных традиций американского народа, начинает широко изучаться история разных слоев американского общества: развиваются «новая рабочая история», история афроамериканцев, история иммигрантов, локальная история и пр.
С момента своего появления и до сегодняшнего дня «новая социальная история» активно вторгается в научную и общественную жизнь американского общества. Историки не только создают аналитические работы, но и активно используют средства кино, телевидения, радио и печати, вовлекают в исследовательскую деятельность любителей истории. Им самим свойственна социальная активность, они нередко становятся участниками общедемократических движений. Преподавательская, научная и публицистическая деятельность представителей этого направления способствовала обновлению демократического сознания американского общества в целом, и особенно вышей школы США.
«Новая социальная история» оформилась как самостоятельное направление в бурных дебатах со сторонниками традиционной историографии. В 1960-1970-е гг. представители «новой социальной истории» магистральный путь развития исторической науки усматривали в идеях матемизации истории и компьютеризированных научных исследованиях. Однако это новое историческое направление испытало сильное влияние не только клиометрии, но и французской школы «Анналов». С середины 1970-х гг. в «новой социальной истории» усиливаются историко-антропологические течения, происходит ее гуманизация, отказ от одностороннего увлечения количественными методами.


2. «История семьи». Исследования бедняцкой семьи и семей афроамериканцев

Имена и названия:
М. Б. Катц, «Власть и политика в американской истории» (1983)
Г. Гатман, «Черная семья в рабстве и свободе. 1750–1925» (1976)

Одним из направлений «новой социальной истории» является «история семьи». В ее рамках проводятся демографические исследования (их объектом являются основные демографические параметры: брачность, смертность, фертильность и пр.); правовые исследования (законы и обычаи, регулирующие брачные отношения, процедура наследования и пр.); экономические исследования (семья как производственная и потребительская ячейка, женский и детский труд дома и вне дома, мужчина как главный добытчик в семье и т.д.); изучаются социологические структуры (системы родства, половозрастные группы, домохозяйство) и психологические аспекты (семейные и сексуальные отношения, нормы поведения, эмоции, чувства, ценности). Это довольно общие характеристики «истории семьи». Чтобы посмотреть, как конкретно развивались исследования, остановимся на некоторых примерах.
Признанный авторитетом в этой области является профессор Пенсильванского университета М.Б. Катц. Ему принадлежит исследование истории бедняков и бедняцкой семьи «Власть и политика в американской истории» (1983). Традиционный имидж бедняков в США был таков: нерадивые, нерасторопные, неумелые, часто вообще мошенники. Они не хотят работать, желая лишь «отхватить лакомый кусочек от общего пирога», то есть получить социальное пособие, деньги от благотворительных фондов.
Катц изучил историю одной семьи бедняков по фамилии Сэлливан на рубеже XIX и XX вв. и постарался развенчать традиционные представления о бедняках как тунеядцах. Ученый описывает умонастроения представителей этой семьи: отношения в семье, восприятие разных событий, например, переездов, покупок, болезней. Он анализирует, как члены семьи относятся к родне, как складывается их взаимоотношения с соседями, с работодателями, с представителями органов социального обеспечения. Исследователь привлекает оригинальные, нетрадиционные источники: квитанции о выплате детских пособий, счета за покупки и вызовы врачей, записи врачей о болезнях, счета об оплате вызовов и пр.
М. Б. Катц доказывает, что Сэлливаны – нормальная американская семья; отношения в ней носили добросердечный характер. Это порядочные люди, все не лишенные способностей. Но их судьба была искалечена безработицей родителей. Отец, потеряв работу, выпал из жизненной колеи, а система социального обеспечения, помощь государства оказалась неадекватной. Сэлливаны не были ленивы, слабы; они, напротив, жаждали работать. «Скорее силы, потенциально разрушительные для любой семьи рабочего класса – нерегулярный труд, болезнь и неадекватное социальное обеспечение, — сплелись в ударе по ним», — пишет исследователь. Также Катц подчеркивает человеческие качества представителей семьи Сэлливанов. Они вовсе не безнравственны, это порядочные люди.

Семья Сэлливанов хоть и бедняцкая, но это семья белых. Особым было отношение в Америке к черным семьям. В конце 1950–1960-х гг. (до начала активного выступления негров за свои права) в США были широко распространены расовые теории, представления, что черные – это дикари, которые не способны усваивать достижения цивилизации, что они не имели своей культуры и семьи. Против такой трактовки выступил профессор Ньюйоркского университета Герберт Гатман (1929–1988 гг.). Он исследовал особенности семейной жизни черных американцев-рабов на плантациях Миссисипи, Северной и Южной Каролины, Луизианы и Вирджинии в XVIII–XIX вв. Его работа называется «Черная семья в рабстве и свободе» (1976). Ученый доказывает, что у черных американцев также существовали семьи. Это были большие, расширенные семьи, их можно было назвать кровнородственными общинами, когда несколько поколений родственников жили вместе, вели совместное хозяйство. Правда, они могли существовать в устойчивых плантационных хозяйствах, в которых труд черных невольников использовался длительное время. Ученый доказывает, что браки черных американцев были прочными — до 15 и более лет. В таких семьях родители много внимания уделяли детям, хотели, чтобы они заняли достойное место в обществе. Исследователь показывает, что у чернокожих американцев также присутствовали семейные чувства и привязанности. Кроме того, Гатман описывает искренние религиозные эмоции; отмечает, что негры хотят иметь собственность, хотя бы личную, например, собственный дом. Они умеют и желают трудиться. В противовес расистскому положению о «спонтанной патологичности» негров, ученый доказывает существование у них самобытной культуры и высокоморальных норм поведения.
Таким образом, Г. Гатман развенчивает представления о черных американцах как о дикарях, среди которых господствует промискуитетные отношения. С его подачи история семьи афроамериканцев стала новой субдисциплиной социальной истории. Заметный вклад в упрочение гуманистического отношения к черным американцам внесли Л. Литвак, С. Линд, Э. Фонер, Ю. Дженовезе, Г. Лернер. Коллектив под руководством И. Берлин осуществил сбор и публикацию источников по истории семьи черных американцев.
Именно новые социальные историки способствовали вытеснению из исторической литературы – и не только из нее — понятия «негры». В 1960–1970-е гг. стал широко использоваться термин «черный американец», а в 1980-е – «афроамериканец», который утвердился в настоящее время в американской историографии. Вытеснение устарелой и малоприятной для черных американцев терминологии постепенно способствовало общественному пониманию того, что они составляют достойную часть американского общества.


3. «История женщин» и гендерная история

Имена, названия, понятия и термины:
Линда Гордон, «Женское тело, права женщины: социальная история контроля над рождаемостью в Америке» (1976)
Натали Земон Дэвис, «Городские женщины и религиозные изменения» (1973), «Общество и культура во Франции в раннее Новое время» (1975), «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века» (1995)
«Становясь видимыми: Женщины в европейской истории» (1987)

Джоан Скотт, «Гендер – полезная категория исторического анализа» (1986)

«Женская история»
Гендерная история
Гендер

С историей семьи тесно связана «история женщин». Те, кто занимается ею, справедливо считают, что женщины нечасто становятся героями исторических публикаций — и вовсе не потому, что они пассивны в истории. Главная задача этого направления – раскрыть роль женщин в истории, которая часто игнорируется. Важный нюанс – женщины хотят показать исторический процесс в соответствии с собственным видением прошлого. «История женщин» — новое междисциплинарное научное направление, сформировавшееся на рубеже 1960–1970-х гг. под влиянием «второй волны» феминизма.
Известная исследовательница «истории женщин» Линда Гордон — сейчас признанный авторитет в этой области: она занимает важную должность в Американской Исторической Ассоциации, профессор истории Массачусетского университета, редактор известного политико-исторического журнала «Радикальная Америка», который публикует статьи молодых авторов. Однако тридцать лет назад ей с большим трудом удалось опубликовать свою монографию «Женское тело, права женщины: социальная история контроля над рождаемостью в Америке» (1976). Представители традиционной истории организовали кампанию против Гордон, объявив ее книгу безнравственной. В середине 1980-х гг. в США прокатился настоящий бум в научной и популярной литературе по проблеме рождаемости и абортов. Но в конце 1960-х – 1970-е гг. это была научная отвага. Л. Гордон осмелилась как историк обратиться к обсуждению этого социального вопроса, важного для женщин и для всей семьи, вопроса, который иногда приобретает даже политическую окраску (например, в Испании, Польше, США). Ее труду чинили трудности, но затем он был издан сразу в нескольких издательствах США и быстро завоевал читательскую аудиторию, в первую очередь среди борцов за женское равноправие.
Одной из самых известных современных американских исследовательниц в этой области является профессор Калифорнийского, а затем Принстонского университетов, президент Американской исторической ассоциации 1987 г. Натали Земон Дэвис. В значительной части ее творчество посвящено исторической феминологии. Предметом специального исследования Н.З. Дэвис является история женщин во Франции в эпоху Реформации. Ранняя работа исследовательницы — «Городские женщины и религиозные изменения» (1973) рассматривает историю женщин «третьего сословия», в частности, влияние экономики на формирование духовной жизни городских женщин той эпохи. Другой темой, к которой обращается Дэвис, является изучение неформальных женских и молодежных организаций из городских и сельских низов, их ментальность и поведение в различных событиях Реформации. В своей книге «Общество и культура во Франции в раннее Новое время» (1975) историк изучает историю неравенства и борьбы женщин эпохи Реформации за свои права. Переведенная на русский язык книга Н. З. Дэвис «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века» (1995) посвящена трем неординарным женщинам XVII столетия, судьбы которых разрушают стереотипы нашего восприятия.

С начала 1980-х гг. происходит институционализация «женской истории» как исследовательского направления: появляются многочисленные специализированные институты и центры, издаются журналы и книги. Поддержку оказывают университетские бюджеты и частные фонды. Выходят целые антологии и хрестоматии по материалам женской истории. Среди них можно назвать, например, получивший широкую известность коллективный труд «Становясь видимыми: Женщины в европейской истории» (1987).
Можно выделить ряд наиболее распространенных в «истории женщин» исследовательских направлений. Во-первых, это изучение биографий известных женщин, популярных в мужской среде. Другая тема – женские институты, ассоциации, школы и пр. Следующая тема – деятельность женщин в сфере производства и домашнего хозяйства. В рамках «истории женщин» ставятся вопросы о специфике женского труда, об изменении статуса женщин в различные исторические эпохи, о положении женщин в годы войн и многие другие проблемы. Одной из популярных тем является история афроамериканских женщин.
Женские исследования развернулись в Америке в конце 1960-х – 1970-е гг. В 1980-е гг. появляется понятие гендерной истории, в рамках которого история женщин получает новое измерение. Под гендером понимают социальный пол, который противопоставляется понятию биологического пола. Подчеркивается социальный характер конструирования взаимоотношений между полами. Программной стала статья американской исследовательницы-историка Джоан Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа» (1986), в которой подчеркивается, что гендер, во-первых, – составляющая социальных отношений, основанная на представлениях о различиях между полами и, во вторых, – первичный способ обозначения отношений власти. Женские исследования включаются в более широкий круг исследований отношений господства и подчинения в истории.
На сегодняшний момент «история женщин» и гендерная история насчитывают более 30 лет существования. Они приобрели международный резонанс, выйдя далеко за рамки национального развития. С подачи американских «новых социальных историков» изучение «женской» и гендерной истории завоевало себе место в мировой историографии.


4. Историческая урбанистика. Исследования истории рабочих, иммигрантов и других городских слоев

Имена, названия, понятия и термины:
С. Тернстром, «Нищета и прогресс. Социальная мобильность в городе XIX столетия» (1964)
Т. Хершберг (рук.), «Проект социальной истории Филадельфии»

Историческая урбанистика («новая городская история»)

Существующая в рамках «новой социальной истории» «новая городская история» или историческая урбанистика возникла на пересечении ряда дисциплин — демографии, социологии, экономики, исторической географии, этносоциологии и пр.
Один из известных представителей «новой истории города», профессор Гарвардского университета Стефан Тернстром в 1964 г. опубликовал работу «Нищета и прогресс. Социальная мобильность в городе XIX столетия». В этой монографии были исследованы при помощи количественных методов данные переписей — с целью ответить на загадочный вопрос: почему у рабочего класса США отсутствовал радикализм. Ученый выдвинул гипотезу: причина этого в том, что у американского рабочего всегда существовала возможность продвигаться по имущественной и социальной лестнице.
Историк изучил группу простых рабочих небольшого городка Ньюбернпорт в штате Массачусетс в XIX в. и показал, что, работая достойно – а эти люди умели трудиться — рабочие постоянно улучшали свое материальное положение. Зарплата рабочих постоянно возрастала – за счет прибавок за квалифицированный труд, за рост профессионализма, за преданность фирме, т.е. за 5, 10, 15 лет отданных предприятию и других доплат. Все эти факторы приводили к тому, что американский рабочий в целом был доволен своей жизнью, заинтересован в сохранении существующих отношений, установленных порядков. Кстати, Тернстром пришел к важному выводу, что при существовавших условиях труда и жизни среди американских рабочих было мало тех, кого называют «перекати-поле»; люди были склонны жить на одном месте – им присущ низкий уровень социальной мобильности.

Другим примером проводимых в рамках «новой истории города» исследований является осуществленный под руководством профессора Пенсильванского университета Т. Хершберга грандиозный «Проект социальной истории Филадельфии» («Philadelphia Social Science History Project»). Его цель — рассмотреть на примере истории крупнейшего города США в XIX в. социальные следствия двух процессов: урбанизации и индустриализации. Первую часть работы составило создание источникового комплекса. Работа началась со сбора и систематизации сведений; на следующем этапе эти материалы были переведены в компьютерный банк данных. Было собрано огромное количество сведений, касающихся профессиональной карьеры 2,5 млн. жителей города, а также городского строительства, транспорта, промышленных предприятий и деловых контор и пр. На следующем этапе ученые предприняли обработку этих материалов по разным рубрикам: чернокожее население и белые, по нациям (немцы, ирландцы, славяне и т.д.), профессии, семьи, грамотность, вероисповедание (все эти сведения были почерпнуты из переписей населения).
На третьем этапе было предпринято комплексное изучение жизни рабочих; на основе промышленных переписей исследовалась социальная жизнь предприятий. Город был поделен на отдельные сектора и изучена жизнь отдельных районов. Так как Филадельфия, как и всякий город, место жительства не только рабочих – то проводились исследования и городской элиты. В целом проект был огромным по масштабу, в нем приняли участие несколько сот человек.

С начала 1970-х гг. в исторической урбанистике стала активно изучаться история иммигрантов. Американские ученые обратили внимание к жизни иммигрантских общин, процессу ассимиляции или, напротив, этническим барьерам и границам между ними. Американские историки пришли к выводу, что разные группы иммигрантов, приезжая в США, организуют свою жизнь согласно привычкам, традициям и привязанностям, привезенным ими из Старого Света.
Другой популярной темой «новой истории города» является городская география, изучение группировки жителей по социальному признаку — выделение богатых, бедных районов и гетто. Так, много внимания уделяется вопросам возникновения гетто и специфических условий жизни в них. Говорят о негритянских и латиноамериканских гетто. Раньше их рассматривали как пассивные объекты ассимиляции. Сегодня историки приходят к другим выводам: этническая культура в руках негров и «латинас» становится орудием защиты, она воздвигает границу и сохраняет сообщество, даже может быть именно благодаря гетто. Еще одной темой является городская преступность, в том числе русская и итальянская мафия.

***
Под влиянием исследований новых социальных историков понятие единого американского характера уступило место представлениям о плюрализме культур, в котором образ жизни и культура «белого англосакса протестанта мужчины» стал только одним из возможных. От концепции «плавильного котла» американской нации ученые обращаются к образу мозаики, плюралистического общества; от понятия «культурной ассимиляции» — к «этнической общности». Общим местом стали фразы типа «альтернативные стили жизни», «поднимающееся сознание». Историки осознали существование отдельных историй для образа жизни и деятельности каждой общности — групповой, расовой, этнической. История «черного» населения, индейцев, женщин, различных этнических групп включается в «новую социальную историю». Благодаря деятельности представителей этого направления понятие «цивилизация» в американской историографии охватывает теперь весь американский народ – не только средний класс, но и различные этносы и социальные группы; учитывается роль народных масс.

Источники к теме:
1. Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.
2. Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины и общество. Вып. 2. Тверь, 2002.
3. Конзен К.Н. Количественные методы и «новая история города» // Количественные методы в советской и американской историографии. М., 1982.
4. Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования. Ч. 2. Харьков, СПб., 2001.

Литература к теме:
1. Бородкин Л.И., Селунская Н.Б. Методы изучения социальной истории в американской историографии (по поводу «Проекта социальной истории Филадельфии») // История СССР. 1978. № 2.
2. Гульбин Г.К. К характеристике теоретико-методологических взглядов Н. Дэвис // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 21. Томск, 1994.
3. Гульбин Г.К. Об идейно-теоретических основах американской новой социальной истории // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 22. Томск, 1996.
4. Гульбин Г.К. О развитии американской новой социальной истории в 1960-80-х гг. // К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.
5. Дубовицкий Г.А. Новая социальная история в историографии США // Вопросы истории. 1989. № 2.
6. Листиков С.В., Станкевич С.Б. Изучение социальной истории в США // Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
7. Пушкарева Н.Л. История женщин и гендерный подход к анализу прошлого в контексте проблем социальной истории // Социальная история. Ежегодник. 1997. М., 1998.
8. Ратмэн Д.Б. «Новая социальная история» в США // Новая и новейшая история. 1990. № 2.
9. Репина Л.П. Гендерные исследования, историческая периодизация и проблема синтеза // Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002.
10. Репина Л.П. «Женская история»: проблемы теории и метода //Средние века. Вып. 57. М., 1994.
11. Репина Л.П. История и социология: основные тенденции в современной англо-американской урбанистике // Историки и история. М., 1984.
12. Смит С. Постмодернизм и новая социальная история на Западе: проблемы и перспективы // Вопросы истории. 1997. № 8.
13. Соколов А.К. О применении новых методов в исследованиях историков США // Математические методы в социально-экономических и археологических исследованиях М., 1981.
14. Тишков В.А. Изучение истории семьи и статуса женщин в США // Вопросы истории. 1988. № 4.
15. Тишков В.А. Историческая демография в США // Историческая демография. Проблемы, суждения, задачи. М., 1989.