Рекомендации пользователю.

Цель данного пособия: «Сформировать у учащихся прочные вычислительные навыки устного счета на основе применения специальных правил и алгоритмов. Способствовать развитию психологических качеств и мотивации познавательной активности учащихся».

При разработке и реализации пособия учитывались следующие условия:

-         открытость обязательных результатов;

-         обеспечение последовательности в продвижении каждого ученика по уровням;

-         добровольность в выборе уровня.

Задания в данном пособии  трехуровневые.

Первому уровню соответствует уровень обязательной подготовки, он определяется следующими требованиями:

-         уметь выполнять арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 100;

-         знать простейшие приемы рациональных вычислений (умножение и деление на разрядную единицу, умножение на 5 и на 11);

-         уметь свободно определять очередность в выполнении действий разных ступеней, а также при наличии в выражении скобок;

-         находить значения выражений, содержащих два – три арифметических действия;

-         уметь решать простейшие уравнения.

Принцип построения заданий.

Для составления уровневых заданий использовался  принцип наложения уровней, который помогает осуществить плавный переход от одного уровня к другому.

Таким образом, данный принцип обеспечивает выполнение условий:

-         обеспечение последовательности в продвижении каждого ученика по уровням;

-         добровольность в выборе уровня.

Схема заданий.

 

1 уровень

 

 

 

2 уровень

 

 

 

3 уровень

 

 

Задания, представленные в данном пособии можно использовать в течение учебного года на уроках математики (5 минут в начале  каждого урока). Итого за год получается 11 – 12 астрономических часов.

Для дифференциации выбраны следующие показатели:

-         объем;

-         сложность;

-         уровень обязательности;

-         уровень автоматизации.

Каждый показатель рассчитывается в процентах для первого, второго и третьего уровней данного класса.

ОБЪЕМ. За 100% берем среднее количество математических действий (шагов), выполненное за единицу времени учащимися первого уровня. Для второго и третьего уровней этот показатель будет выше.

СЛОЖНОСТЬ. За 100% берем знания и умения, которые определяют уровень обязательной подготовки учащихся. Для второго и третьего уровней этот показатель будет выше.

УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ И АВТОМАТИЗАЦИИ. За 100% берем показатель, который соответствует первому уровню (допускается погрешность ± 10%). Для второго и третьего уровней этот показатель будет ниже.

Распределение заданий по темам.

I. Натуральные числа и нуль.

1.    Сложение и вычитание натуральных чисел.

2.    Умножение и деление натуральных чисел.

3.    Все действия с натуральными числами.

4.    Рациональные приемы устного счета.

II. Выражение.

1.    Числовое выражение и его значение.

2.    Буквенное выражение и его значение.

3.    Формулы: пути, площади, периметра, объема.

III. Обыкновенные дроби.

1.    Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

IV. Десятичные дроби.

1.    Сложение и вычитание десятичных дробей.

2.    Умножение и деление десятичных дробей.

3.    Все действия с десятичными дробями.

4.    Рациональные приемы устных вычислений.

V. Уравнения.

1.    Решение уравнений с помощью компонентов и свойств арифметических действий.

VI. Именованные числа.

1.    Действия с именованными числами.

2.    Выражение величин в других единицах.

VII. Решение задач.

1.    Решение задач арифметическими способами.

За год планируется провести 101 занятие. Из них:

·        Тест – 39 тестов.

Для проведения тестирования применяются тесты с выбором ответов, матричные тесты и тесты с альтернативным выбором ответа. Цель тестирования – отработка  и проверка навыков устного счета.

·        Контрольные срезы – 9 работ.

Чтобы проверить усвоение учащимися изученного материала применяются рейтинговые контрольные срезы. 

·        Дидактическая игра – 8 игр.

Дидактическая игра способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся при отработке вычислительных навыков.

·        Тренажеры – 23 тренажера.

Тренажеры дают возможность детям не только поупражняться и отработать полученные знания, но и помогают проверить их.

·        Приемы устного счета – 22 занятия.

Приемы устного счета распределены по занятиям в соответствии с изучаемыми темами.

Учитель может сам планировать использование данного материала на уроке. Целесообразно использовать последовательно предложенные виды заданий: тренажер, дидактическая игра, тест, контрольная работа.