Внешние признаки разных технологий

Внешние признаки разных технологий Объяснительно-иллюстративная технология Деятельностный способ обучения Развивающее обучение

1.Просвещение обучающихся

Трансляция готового учебного содержания

Учитель озабочен поиском эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности

Предпочтение монологичных форм Диалог нормативно исключен (обмен позициями, способствующий порождению и развитию общей мысли)

Личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются Акцент на собственно учебную деятельность обучающихся, а учитель выполняет задачу «сервисного обслуживания» учения учеников
Проблемы - Низкий уровень навыков общения

- Невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса

- Недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение

Отличия от перспективных технологий - Не отбрасывается преподнесение информации, просто меняется роль информации

- Информация необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта

- Учитель в роли создающего среду для роста личностных образовательных результатов у всех уч-ся

2.Доминирование обучения над учением

Три функции учителя: информирующая, контролирующая, оценивающая, т.е. должен рассказать материал, заставить выучить и оценить степень усердия

У учителя особая роль и место в учебном процессе: командир, судья, начальник и даже «родитель» - стоит на пьедестале и обременен угнетающим чувством ответственности

Ученик играет пассивную роль, соблюдает тишину, строго выполняет предписания.

Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая желаема и привлекательна Руководство учителя не ограничивает ученика в деятельности, а стимулирует его активность
Проблемы - Человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если не овладеет умениями самостоятельно добывать знания

- Эти умения играют решающую роль в развитии личности, т.к. это развитие протекает всю жизнь

- Постоянное учение необходимо, т.к. система знаний непрерывно развивается

3.Единообразие и закостенелость в содержании и формах

Обучение всех детей по унифицированным программам и методикам на основе единого для всех режима обучения не обеспечивает полноценного развития каждому ребенку

Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, идет процесс развития интеллекта

У учителя три основные задачи:
- включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся;
- создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания;

Проведение экспертизы полученного результата как педагогом, так и учеником

Проблемы

- Профессиональная деградация учителя

- Большой объем знаний

- не востребован

4.Регламентированное исполнительство

Учитель зажат предписанием единых нормативных документов

Объем учебного материала на каждый урок и действия педагога в схеме урока строго расписаны

Учитель с готовым знанием

Ученик как объект воздействия

Формируется способность к самообучению, самообразованию и самоорганизации

Функция обеспечения индивидуального целеполагания, что и определяет отношение к предстоящей деятельности, желание и готовность ее выполнения

5.Формирование личности с заданными свойствами

Школа знаний, но сведения из литературы указывают на обратное:
- более трети учеников не имеют прочных знаний;
- 1\3 подтверждает медальные и хорошие результаты при поступлении в вузы;
- возрастает процент поступающих на платное обучение

Обеспечивается комфортное психологическое самочувствие

Интегративное взаимодействие педагога и учащихся (цель деятельности педагога согласовывается с целью деятельности учащихся)

Назад