Внешние признаки разных технологий |
Объяснительно-иллюстративная технология |
Деятельностный способ обучения |
Развивающее обучение |
1.Просвещение обучающихся
|
Трансляция готового учебного содержания
Учитель озабочен поиском эффективных вариантов изложения нового
материала и сопровождающей рассказ наглядности
Предпочтение монологичных форм Диалог нормативно исключен
(обмен позициями, способствующий порождению и развитию общей мысли)
|
Личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются
и контролируются
|
Акцент на собственно учебную деятельность обучающихся, а учитель
выполняет задачу «сервисного обслуживания» учения учеников
|
Проблемы |
- Низкий уровень навыков общения
- Невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса
- Недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение |
Отличия от перспективных технологий |
- Не отбрасывается преподнесение информации, просто меняется роль информации
- Информация необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в
качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта
- Учитель в роли создающего среду для роста личностных образовательных результатов у всех уч-ся
|
2.Доминирование обучения над учением
|
Три функции учителя: информирующая, контролирующая, оценивающая, т.е. должен рассказать
материал, заставить выучить и оценить степень усердия
У учителя особая роль и место в учебном процессе: командир, судья, начальник и даже «родитель» - стоит на
пьедестале и обременен угнетающим чувством ответственности
Ученик играет пассивную роль, соблюдает тишину, строго выполняет предписания.
|
Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность,
которая желаема и привлекательна
|
Руководство учителя не ограничивает ученика в деятельности, а стимулирует его активность
|
Проблемы |
- Человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если не овладеет умениями самостоятельно
добывать знания - Эти умения играют решающую роль в развитии личности, т.к. это развитие протекает всю жизнь
- Постоянное учение необходимо, т.к. система знаний непрерывно развивается |
3.Единообразие и закостенелость в содержании и формах
|
Обучение всех детей по унифицированным программам и методикам
на основе единого для всех режима обучения не обеспечивает полноценного развития каждому ребенку |
Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно
усваивается осознанно и прочно, идет процесс развития интеллекта |
У учителя три основные задачи:
- включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся;
- создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания;
Проведение экспертизы полученного результата как педагогом, так и учеником |
Проблемы |
- Профессиональная деградация учителя
- Большой объем знаний
- не востребован
|
4.Регламентированное исполнительство
|
Учитель зажат предписанием единых нормативных документов
Объем учебного материала на каждый урок и действия педагога в схеме урока строго расписаны
Учитель с готовым знанием
Ученик как объект воздействия |
Формируется способность к самообучению, самообразованию и самоорганизации |
Функция обеспечения индивидуального целеполагания, что и определяет отношение
к предстоящей деятельности, желание и готовность ее выполнения |
5.Формирование личности с заданными свойствами |
Школа знаний, но сведения из литературы указывают на обратное:
- более трети учеников не имеют прочных знаний;
- 1\3 подтверждает медальные и хорошие результаты при поступлении в вузы;
- возрастает процент поступающих на платное обучение |
Обеспечивается комфортное психологическое самочувствие |
Интегративное взаимодействие педагога и учащихся (цель деятельности педагога
согласовывается с целью деятельности учащихся) |