Формы, методы, содержание, существенные признаки

   Внедрение педагогических технологий в процесс обучения привело к существенным изменениям традиционного учебно-воспитательного процесса и преобразованиям его в образовательный процесс. Увидеть данные изменения можно при сопоставлении внешних признаков разных технологий, сравнивая традиционные – объяснительно-иллюстративные с перспективными, в основе которых деятельностный способ обучения и развивающее обучение. Удобнее это осуществлять методом таблиц.

   Рассмотрим данные таблицы 1: Внешние признаки разных технологий

   Проработав данные внешние признаки разных педагогических технологий, можно сделать выводы о слабых местах урока в традиционном способе обучения, о превосходстве развивающего способа обучения. Среди отрицательных характеристик традиционного урока можно перечислить такие как пассивность или видимость активности учащихся, стремление учителя к доминированию, но систематический характер обучения можно записать в «плюс».

   Возникает необходимость особо рассмотреть механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающих способах обучения через призму компонентов деятельности. Структура деятельности включает в себя шесть компонентов: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка. К.Д. Ушинский определил данное понятие ярко и эмоционально: « Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Удобнее составить таблицу, прописав для каждой структуры деятельности организацию деятельности учителя и учеников при объяснительном и деятельностном способе обучения.

  Таблица 2: Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающих способах обучения

  Целесообразно рассмотреть несколько частных перспективных технологий, основанных на деятельностном способе обучения.