Говоря о достоинствах президентской системы, подчеркивают,
что всенародные выборы президента повышают ответственность и легитимность
власти, наличие «сдержек и противовесов» повышает демократизм системы в целом. К
числу недостатков относят обычно негибкость сроков пребывания у власти, двойную
демократическую легитимность (президента и парламента), мажоритарный характер
(игнорирование интересов проигравшего меньшинства), поощрение политических
аутсайдеров, случайных людей, не имеющих политического опыта. Модификациями
президентской республики являются две следующие:
Президентско-парламентская система, отличающаяся от
президентской, во-первых, ответственностью правительства перед парламентом
(вплоть до вотума недоверия); во-вторых, правом президента распускать парламент,
что позволяет вносить коррективы в сами сроки пребывания у власти, учитывать
интересы проигравших партий, но в то же время при данной системе (это показывает
и опыт Веймарской республики в Германии, и еще столь недолгая история
взаимоотношений российского президента и Государственной думы) резко
обостряется проблема двойной легитимности, конфликты президента и парламента
предопределяют неустойчивость системы в целом.
Премьерско-президентская система, предполагающая сохранение у
президента значительных полномочий (включая роспуск парламента), но
правительство в данном варианте ответственно только перед парламентом, президент
не вправе смещать ни премьера, ни других министров; полномочия президента в
данном случае зависят от его взаимоотношения с парламентом (во Франции,
например, вполне использовать отведенные законом возможности президенты могут,
лишь имея поддержку Национального собрания), что способствует большей
устойчивости системы, в отличие от предыдущей.
Парламентская система – парламентаризм – oтводит парламенту
домини-рующую роль среди политических институтов. К числу особенностей
парла-ментаризма следует отнести разделение управленческих и представительских
функций. Если реальное руководство осуществляет правительство, то президент (или
конституционный монарх) присутствует на официальных церемониях, осуществляет
лишь консультативно-контрольные функции. Характерная черта данной системы –
нестабильность правительств (Италия).
По форме территориального устройства выделают унитарное
государство, федерацию и конфедерацию.
Унитарное государство есть единое неделимое государственное устройство,
характеризующееся централизованным руководством административными единицами,
отсутствием обособленных государственных образований.
Под федерацией понимают единое государство, состоящее из
нескольких государственных образований, обладающих значительной политической,
экономической и культурной самостоятельностью, имеющих собственное
административно-территориальное деление. В федерации и региональные, и
центральные органы принимают окончательное решение по определенному кругу
вопросов. В отличие от унитарных государств, федераци¬ям свойственна
децентрализация государственного управления, объективным показателем которой
служит снижение доли налогов, взимаемых центральным правительством в общем
объёме налогообложения (в унитарных Великобрита¬нии и Франции – 87 и 88%
соответственно, в федеративных США и Канаде 57 и 59 %).