Говоря о достоинствах президентской системы, подчеркивают, что всенародные выборы президента повышают ответственность и легитимность власти, наличие «сдержек и противовесов» повышает демократизм системы в целом. К числу недостатков относят обычно негибкость сроков пребывания у власти, двойную демократическую легитимность (президента и парламента), мажоритарный характер (игнорирование интересов проигравшего меньшинства), поощрение политических аутсайдеров, случайных людей, не имеющих политического опыта. Модификациями президентской республики являются две следующие:
    Президентско-парламентская система, отличающаяся от президентской, во-первых, ответственностью правительства перед парламентом (вплоть до вотума недоверия); во-вторых, правом президента распускать парламент, что позволяет вносить коррективы в сами сроки пребывания у власти, учитывать интересы проигравших партий, но в то же время при данной системе (это показывает и опыт Веймарской республики в Германии, и еще столь недолгая история взаимоотношений российского президента и Государственной думы) резко обостряется проблема двойной легитимности, конфликты президента и парламента предопределяют неустойчивость системы в целом.
    Премьерско-президентская система, предполагающая сохранение у президента значительных полномочий (включая роспуск парламента), но правительство в данном варианте ответственно только перед парламентом, президент не вправе смещать ни премьера, ни других министров; полномочия президента в данном случае зависят от его взаимоотношения с парламентом (во Франции, например, вполне использовать отведенные законом возможности президенты могут, лишь имея поддержку Национального собрания), что способствует большей устойчивости системы, в отличие от предыдущей.
    Парламентская система – парламентаризм – oтводит парламенту домини-рующую роль среди политических институтов. К числу особенностей парла-ментаризма следует отнести разделение управленческих и представительских функций. Если реальное руководство осуществляет правительство, то президент (или конституционный монарх) присутствует на официальных церемониях, осуществляет лишь консультативно-контрольные функции. Характерная черта данной системы – нестабильность правительств (Италия).
    По форме территориального устройства выделают унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Унитарное государство есть единое неделимое государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административными единицами, отсутствием обособленных государственных образований.
    Под федерацией понимают единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеющих собственное административно-территориальное деление. В федерации и региональные, и центральные органы принимают окончательное решение по определенному кругу вопросов. В отличие от унитарных государств, федераци¬ям свойственна децентрализация государственного управления, объективным показателем которой служит снижение доли налогов, взимаемых центральным правительством в общем объёме налогообложения (в унитарных Великобрита¬нии и Франции – 87 и 88% соответственно, в федеративных США и Канаде 57 и 59 %).

след.>>